Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения педагогического коллектива образовательного учреждения в инновационные процессы.
Способность к изменениям, по мнению большинства специалистов, является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
Понятие “инновация” в педагогику пришло из естественных наук, социологии и связано с понятиями реформирование, совершенствование, модернизация. Этот термин по-разному определяется разными авторами.
Придерживаясь мнения А. Каспаржак, инновационная деятельность образовательного учреждения - это деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике концепцией процесса становления личности, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу (Днепров Э., Каспаржак А., Пинский А. “Инновационное движение в российском школьном образовании”).
Согласно этой позиции, образовательное учреждение БОУ “Дом учителя и детского творчества”, реализующее инновационную деятельность имеет следующие признаки:
1) в нем разрабатывается и реализуется иная модель устройства жизни ребенка:
- образовательный процесс построен так, что в ней задается возможность выбора, это приучает создавать свой индивидуальный план собственного развития;
- в учреждении создана совокупность свободных образовательных пространств, обучающийся имеет право их выбора, перехода, деятельности в них;
- педагоги специально создают ситуации, позволяющие ребенку познавать и развивать свою индивидуальность;
- участники образовательного процесса совместно создают законы, правила общей жизни;
2) разрабатывается принципиально отличное содержание образования (само-процессы);
3) поиск и смена средств педагогического труда (отказ от позиции транслятора), ведется поиск другого содержания труда педагога, направленный на развитие творчества.
Мы рассматриваем инновационную деятельность педагогического коллектива как преднамеренную активность, направленную на осознанное изменение педагогической действительности, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы (педагогической действительности, ресурса мышления и деятельности и пр.) из одного состояния в другое.
В результате анализа инновационной деятельности педагогического коллектива Дома учителя и детского творчества, были отобраны две группы условий, влияющих на результативность развития: организационные и психологические.
- К организационным условиям мы отнесли следующие: организация взаимодействия педагогического коллектива и администрации учреждения; открытость и гибкость процесса реализации управленческой деятельности заместителя директора, по созданию условий инновационной деятельности педагогов дополнительного образования, правильная организация мероприятий, направленных на развитее инновационной деятельности педагогического коллектива.
- К психологическим условиям мы отнесли: создание ситуации критической самооценки, развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования в области инновационной деятельности, формирование состояния внутренней готовности к инновационной деятельности; активизация психологической поддержки инновационных процессов; проведение мониторинга готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, что требует повышенного внимания и дополнительных усилий руководителей всех уровней образовательного учреждения, так как сформированная мотивация персонала выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества.
В нашем учреждении система мотивационных методов формировалась в соответствии с внутренней системой ценностей и норм, внутренней культурой. При создании и развитии мотивационной среды руководитель находит любые достоинства и интересные идеи в работе педагога, способствует их развитию, развитию специалиста, личности в целом.
Мы как и авторы книги “Управление развитием школы” Поташник М.М., Лазарев В.С., считаем, что следующим условием развития инновационной деятельности педагогического коллектива является тот факт, что все принимаемые управленческие решения должны быть коллективными, так как только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс; наиболее эффективным и продуктивным средством выработки коллективного решения.
В инновационной деятельности роль ее субъекта нередко выполняет руководство учреждения, а педагоги оказываются лишь исполнителями разработанных кем-то другими целей и планов. (Лаздина Т.И. “Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе”). Включение педагогического коллектива в инновационную деятельность в качестве субъекта, в нашем учреждении рассматривается не только как важнейшее условие эффективности всех стадий инновационного процесса, но и как способ развития коллектива.
С целью диагностики инновационной деятельности педагогического коллектива Дома учителя и детского творчества созданы:
- Мониторинг реализации инновационной деятельности педагогического коллектива.
- Программа развития инновационной деятельности педагогического коллектива в межаттестационный период.
Сравнительный анализ результатов исследования позволяет выявить:
- уровень готовности педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности;
- реализацию инновационной деятельности педагогического коллектива;
- уровень подготовленности руководителей образовательного учреждения к применению стратегического управления в своей деятельности;
- коэффициент инновационной активности образовательного учреждения.
Эффективность управленческого мониторинга обеспечивается соблюдением следующих принципов: научности и целесообразности сбора информации, оптимизации объема поступающей информации, периодичности сбора необходимой информации, персональной ответственности за качество поступающей информации, и ее личностная направленность.
Длительное изучение педагогической деятельности по определенной программе позволяет не только фиксировать уровень его профессиональной компетентности в данный момент, но и обеспечивает руководителя информацией для анализа, регулирования и коррекции его педагогической и инновационной деятельности в межаттестационный период.
Расставив все акценты правильным образом, создав условия не только для работы, но и для самореализации сотрудников, руководитель решает основные задачи развития инновационной деятельности педагогического коллектива.