Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.
На каком бы высоком теоретическом уровне ни проходил урок, трудно добиться воспитания желаемых качеств личности учащихся, если не организована продуманная систематическая работа в этом направлении во время внеклассных занятий.
В практике есть следующие формы внеклассной работы по математике: кружки, вечера, олимпиады, викторины, экскурсии, интеллектуальные игры.
Математический кружок - это одна из наиболее распространенных форм внеклассной работы. Занятия в математическом кружке способствуют углублению знаний учащихся, поднимают их математическую культуру и повышают интерес к дисциплине.
Математические олимпиады способствуют повышению интереса учащихся к предмету и воспитанию высокой культуры математического мышления.
Математические вечера значительно расширяют и углубляют полученные на уроках знания.
Как известно, человек подросткового возраста обладает большой социальной активностью. Подросток быстро и легче реагирует на однообразие работы и отсутствие эмоциональных стимулов в обучении.
Одним из важных средств воспитания учащихся является математические игры, имеющие большие образовательные и педагогические возможности. При умелой организации они способствуют расширению кругозора, закреплению знаний учащихся. Игра, являясь формой соревнования, содействует всестороннему развитию личности учащегося и воспитанию у него чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Игра “Поле математических чудес” проводилась с учащимися 8-9 классов. Для проведения игры приготовили барабан, две шкатулки, в одной из них оценка “5”, а другая пустая. Для призов: ручки, тетради, карандаши и черный чемодан.
Ведущий: Итак, мы начинаем игру “Поле математических чудес”. На сцену приглашается первая тройка (Ведущий представляет учащихся). Сегодняшняя игра посвящается великим ученым-математикам.
Вопрос первой тройке:
- Он древнегреческий математик из Александрии. О его жизни почти ничего неизвестно. Главный труд его “Арифметика” состоял из 13 книг, из них сохранились только 6.В его “Арифметике” много задач, сводящихся к неопределенным уравнениям. Для обозначения неизвестных он применял буквенные обозначения. Его именем названы разделы математики. О ком идет речь? (ДИОФАНТ)
Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом, по аналогии с телеигрой “Поле чудес” 3 отгаданные буквы дают право на 2 шкатулки, где в одной “5” по математике.
В черном ящике призы.
Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя.
Ведущий приглашает вторую тройку и предлагает второй вопрос:
- Он французский математик и инженер.1812 году он попал в плен русским, основной его труд “Трактат о проективных свойствах фигур” написал в Саратове. Какой французский математик, находясь в русском плену создал новую науку “Проективную геометрию”. (ПОНСЕЛЕ)
Определятся победитель второй тройки.
Ведущий предлагает вопрос третьей тройке игроков:
- Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давший начало другим геометриям? Он был самым молодым профессором Казанского университета. Ему было всего 23 года. Он работал деканом физико-математического факультета. Назовите фамилию этого выдающего человека. (ЛОБАЧЕВСКИЙ)
Ведущий приглашает финалистов.
Вопрос финалистам:
- Об этом ученом мало известно. Он был очень трудолюбив и требователен к занимающимся математикой. Однажды царь Птолемей спросил “Нет ли в геометрии более краткого пути, чем его “начала”. Он ответил: “В геометрии нет особых путей для царей!”. Кому принадлежит эти слова? (ЕВКЛИД)
Ведущий предлагает победителю участвовать в суперигре.
Супер-игра:
- Выдающий математик, первая русская женщина, ставшая всемирно известной ученой. Как известно в России доступ женщинам в университеты до революции был запрещен, поэтому она вышла замуж и уехала с мужем за границу и поступила в Гейдельбергский университет. Кто она трудолюбивая и умная? (КОВАЛЕВСКАЯ)
Ведущий: Разрешается назвать четыре буквы.
Подведение итогов, награждение.
Игра прошла очень интересно, эмоционально и увлекательно. Учащиеся с огромным вниманием воспринимали все исторические факты и сведения об ученых приведенные в игре.
При подготовке воспользовалась следующая литература:
1. К.Г.Кожабаев “О воспитательной направленности обучения математики в школе”.
2. З.Н.Альхова, А.В.Макеева “Внеклассная работа в математике”.
3. Учебно-математическая газета “Математика”2007 год №13.
4. К.А.Рыбников “Возникновение и развитие математической науки”.
5. Г.И.Глейзер “История математики в школе IV-VI классы”.