Работа школы по повышению профессионального мастерства учителя

Разделы: Администрирование школы


В современной школе, переживающей большие перемены, учителю необходимо учить детей и одновременно учиться самому. В такой ситуации главная задача администрации школы – организация внутришкольного повышения профессионального мастерства педагогов. Часто всё новое воспринимается с настороженностью и непониманием. Необходимо так выстраивать работу с педагогическим коллективом, чтобы любое изменение, которое планируется в школе, встречалось учителями с пониманием и конструктивной критикой. В итоге необходимо подвести каждого педагога к пониманию и желанию организовать своё самообразование, с наибольшим эффектом и наименьшими затратами.

В работе с педагогами используются направления работы:

- систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала

- составление портфолио педагога

- создание внутренней системы повышения квалификации

- распространение опыта

- помощь и поддержка начинающих

- информационный всеобуч

- создание методической копилки и др.

С целью изучения трудностей в работе учителей, заполняется анкета: “Изучение затруднений учителей в обучении и воспитании”, после анализа анкеты, завучем составляется карта образовательных запросов педагогов. [3]

Изучение затруднений учителей в обучении и воспитании учащихся

Респонденты: ________________

Дата исследования: ___________

Исследование проводил: ____________________________

1. Изучение затруднений учителей в воспитании учащихся

  Аспект педагогической деятельности Степень затруднений
очень высокая высокая средняя почти нет могу по-делиться опытом
1 Планирование воспитательной работы          
2 Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе          
3 Организация воспитательной системы класса          
4 Выбор форм воспитательной работы          
5 Организация самоуправления в классе          
6 Введение инновационных форм воспитательной работы          
7 Знание детской возрастной психологии          
8 Индивидуальная работа в классе          
9 Работа с трудными учащимися          
10 Работа с родителями          
11 Организация детей на участие в общешкольной жизни          
12 Организация дежурства в классе          
13 Организация дежурства по школе          
14 Подбор методик для выявления проблем во взаимоотношениях детей в классе          
15 Знание и умение использовать методы исследования:          
  А) изучение литературы          
  Б) наблюдение          
  В) социологические методы          
  Г) метод рейтинга          
  Д) индивидуальная беседа          
  Е)метод хронометрирования          

2. Изучение затруднений учителей в обучении учащихся

  Аспект педагогической деятельности Степень затруднений
очень высокая высокая cредняя почти нет могу по-делиться опытом
1 Тематическое планирование          
2 Поурочное планирование          
3 Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства          
4 Овладение содержанием новых программ и учебников          
5 Умение поставить цель на урок          
6 Умение отобрать содержание материала к уроку в соответствии с оставленной целью          
7 Умение оценить результат урок согласно поставленной цели          
8 Использование разнообразных форм контроля на уроке          
9 Использование разнообразных видов деятельности на уроке          
10 Проведение практических работ, предусмотренных программой          
11 Осуществление дифференцированного подхода к обучению          
12 Развитие интереса к учению          
13 Использование межпредметных связей          
14 Обеспечение разумной дисциплины на уроках          
15 Учёт, оценка знаний, умений и навыков учащихся          
  Выявление типичных причин неуспеваемости          
16 Умение организовать работу по устранению пробелов в знаниях          
17 Внедрение передового опыта, описанного в литературе          
18 Организация внеклассной работы по предмету          
19 Использование наглядных пособий          
20 Использование и подбор дидактического материала к уроку          
21 Подбор ЦОРов к уроку          
22 Создание ЦОРов к уроку          
23 Применение педагогических технологий          
24 Разработка и апробация собственных программ          

Одним из средств руководства педагогами являются: внутришкольный контроль и справедливая оценка их деятельности. Осуществляя контроль, руководитель основные усилия должен направлять на раскрытие потенциальных возможностей педагогов, что в свою очередь является стимулом к добросовестному труду.

Условия, делающие процесс контроля эффективным:

- регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля (ВШК на учебный год вывешивается в “Методическом уголке”). Приложение 1;

- отказ от различных форм скрытого контроля;

- выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;

- доведение результатов контроля до подчинённых;

- уважение к работникам в процессе контроля;

- важность принятия подчинёнными результатов контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.

“Чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила:

- подчёркивать значимость работы проверяемого педагога для всего образовательного процесса;

- стараться выявлять не только недостатки, но и успехи педагогов;

- работников, получивших одинаковые результаты, оценивать одинаково;

- уважать мнение проверяемого, не допускать “разборок”;

- оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям;

- создавать у педагога положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления “свести счёты”, за какие-либо погрешности проверяемого;

- обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе;

- предлагать помощь не навязывая её;

- внушать педагогу уверенность в собственных силах”. [1]

Список литературы

1. Зубов Н. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений.М.: АРКТИ., 2005 г.

2. Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой для администрации школ. № 7, 2007 г.

3. Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой для администрации школ. № 8, 1999 г.