В современной школе, переживающей большие перемены, учителю необходимо учить детей и одновременно учиться самому. В такой ситуации главная задача администрации школы – организация внутришкольного повышения профессионального мастерства педагогов. Часто всё новое воспринимается с настороженностью и непониманием. Необходимо так выстраивать работу с педагогическим коллективом, чтобы любое изменение, которое планируется в школе, встречалось учителями с пониманием и конструктивной критикой. В итоге необходимо подвести каждого педагога к пониманию и желанию организовать своё самообразование, с наибольшим эффектом и наименьшими затратами.
В работе с педагогами используются направления работы:
- систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала
- составление портфолио педагога
- создание внутренней системы повышения квалификации
- распространение опыта
- помощь и поддержка начинающих
- информационный всеобуч
- создание методической копилки и др.
С целью изучения трудностей в работе учителей, заполняется анкета: “Изучение затруднений учителей в обучении и воспитании”, после анализа анкеты, завучем составляется карта образовательных запросов педагогов. [3]
Изучение затруднений учителей в обучении и воспитании учащихся
Респонденты: ________________
Дата исследования: ___________
Исследование проводил: ____________________________
1. Изучение затруднений учителей в воспитании учащихся
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднений | |||||
очень высокая | высокая | средняя | почти нет | могу по-делиться опытом | ||
1 | Планирование воспитательной работы | |||||
2 | Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе | |||||
3 | Организация воспитательной системы класса | |||||
4 | Выбор форм воспитательной работы | |||||
5 | Организация самоуправления в классе | |||||
6 | Введение инновационных форм воспитательной работы | |||||
7 | Знание детской возрастной психологии | |||||
8 | Индивидуальная работа в классе | |||||
9 | Работа с трудными учащимися | |||||
10 | Работа с родителями | |||||
11 | Организация детей на участие в общешкольной жизни | |||||
12 | Организация дежурства в классе | |||||
13 | Организация дежурства по школе | |||||
14 | Подбор методик для выявления проблем во взаимоотношениях детей в классе | |||||
15 | Знание и умение использовать методы исследования: | |||||
А) изучение литературы | ||||||
Б) наблюдение | ||||||
В) социологические методы | ||||||
Г) метод рейтинга | ||||||
Д) индивидуальная беседа | ||||||
Е)метод хронометрирования |
2. Изучение затруднений учителей в обучении учащихся
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднений | |||||
очень высокая | высокая | cредняя | почти нет | могу по-делиться опытом | ||
1 | Тематическое планирование | |||||
2 | Поурочное планирование | |||||
3 | Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства | |||||
4 | Овладение содержанием новых программ и учебников | |||||
5 | Умение поставить цель на урок | |||||
6 | Умение отобрать содержание материала к уроку в соответствии с оставленной целью | |||||
7 | Умение оценить результат урок согласно поставленной цели | |||||
8 | Использование разнообразных форм контроля на уроке | |||||
9 | Использование разнообразных видов деятельности на уроке | |||||
10 | Проведение практических работ, предусмотренных программой | |||||
11 | Осуществление дифференцированного подхода к обучению | |||||
12 | Развитие интереса к учению | |||||
13 | Использование межпредметных связей | |||||
14 | Обеспечение разумной дисциплины на уроках | |||||
15 | Учёт, оценка знаний, умений и навыков учащихся | |||||
Выявление типичных причин неуспеваемости | ||||||
16 | Умение организовать работу по устранению пробелов в знаниях | |||||
17 | Внедрение передового опыта, описанного в литературе | |||||
18 | Организация внеклассной работы по предмету | |||||
19 | Использование наглядных пособий | |||||
20 | Использование и подбор дидактического материала к уроку | |||||
21 | Подбор ЦОРов к уроку | |||||
22 | Создание ЦОРов к уроку | |||||
23 | Применение педагогических технологий | |||||
24 | Разработка и апробация собственных программ |
Одним из средств руководства педагогами являются: внутришкольный контроль и справедливая оценка их деятельности. Осуществляя контроль, руководитель основные усилия должен направлять на раскрытие потенциальных возможностей педагогов, что в свою очередь является стимулом к добросовестному труду.
Условия, делающие процесс контроля эффективным:
- регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля (ВШК на учебный год вывешивается в “Методическом уголке”). Приложение 1;
- отказ от различных форм скрытого контроля;
- выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;
- доведение результатов контроля до подчинённых;
- уважение к работникам в процессе контроля;
- важность принятия подчинёнными результатов контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
“Чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила:
- подчёркивать значимость работы проверяемого педагога для всего образовательного процесса;
- стараться выявлять не только недостатки, но и успехи педагогов;
- работников, получивших одинаковые результаты, оценивать одинаково;
- уважать мнение проверяемого, не допускать “разборок”;
- оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям;
- создавать у педагога положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления “свести счёты”, за какие-либо погрешности проверяемого;
- обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе;
- предлагать помощь не навязывая её;
- внушать педагогу уверенность в собственных силах”. [1]
Список литературы
1. Зубов Н. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений.М.: АРКТИ., 2005 г.
2. Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой для администрации школ. № 7, 2007 г.
3. Научно-практический журнал Завуч. Управление современной школой для администрации школ. № 8, 1999 г.