Данный урок (спаренный) был дан в рамках одного из серии районных семинаров, посвященных экспериментальной работе по применению системы многокритериаль-ной оценки учебной деятельности учащихся (МКО), которая ведется в нашей гимназии в течение ряда лет под руководством заместителя директора районного Научно-методического центра Е.Ю. Цейтлиной. Подробно ознакомиться с системой МКО можно в её работах, здесь скажем лишь, что МКО имеет форму сочетания буквы, обозначающей уровень мыслительной деятельности: алгоритмический (А), преобразующий (П), эвристический (Э), творческий (Т) и цифры, обозначающей количество выполненных учеником требований, предъявленных к данной работе (от 1 до 5).
Основные цели и задачи урока.
Развивающие: развитие общеучебных умений зрительной дифференциации, антиципации, смысловой догадки, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коммуникабельности, личностной активности и самостоятельности, контроля и самоконтроля.
Воспитательные: воспитание личностной оценки к такому источнику информации как Интернет, формирование критического и избирательного отношения к возможностям его использования, осознанного и адекватного отношения к возможным рискам и опасностям, связанным с его использованием.
Обучающие: совершенствование умений в 3 видах чтения и говорения на основе прочитанного; развитие умений высказываться по проблеме логично и связно, опираясь, в том числе на свой жизненный опыт, умений; вести беседу, проводя свою стратегическую линию; совершенствование умений аудирования.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, Интернет, раздаточный материал: карточки для самооценки чтения, оценки монологической и диалогической речи, с заданиями для аудирования и работы с Интернетом.
Основные этапы урока (см. также Приложение).
1. Формулирование учителем целей и задач урока и выбор учащимися видов работ, наиболее им интересных на данном уроке с аргументацией своего выбора.
SUJET DE CONVERSATION: “Internet et les jeunes”
Buts:
1) développer les compétences langagières;
2) apprendre à analyser et évaluer des savoir-faire.
2. Введение в тему.
а) Выражение учащимися своего мнения по предложенной теме;
б) Упражнения на расширение ассоциативных связей.
Пример: учащимся предлагается закончить предложение “ Internet, c’est …”, добавив 1) существительное, 2) прилагательное, 3) глагол.
3. Проверка домашнего задания.
а) Проверка знаний лексики (осуществляется в сопоставлении с английскими синонимами и упражнении на заполнение пробелов).
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Faites correspondre les mots français aux mots anglais.
1 réseau a) user
2 courrier électronique b) to download
3 toile d’araignée c) keyboard
4 rechercher d) mouse
5 branché e) on-line
6 en ligne f) be connected
7 télécharger g) to search
8 clavier h) web
9 souris i) net
10 utilisateur j) e-mail
Complétez avec:
a) jeux
b) envoyer
c) connecter
d) télécharger
e) en réseau
f) courrier électronique
1. On peut se... à Internet.
2 .On peut correspondre par ...
3. On peut télécharger des...
4. On peut ... de la musique et des images sur net.
5. On peut ... et recevoir des mels.
6. On peut jouer ...
Беседа по прочитанным дома текстам. (Тексты составлены по учебному пособию В. Н. Шацких и др. “На перекрестке мнений”.
Учащимся предлагается ответить на вопросы о возрасте Интернета, об истории его происхождения, о преимуществах, о его возможностях, почему один из текстов назван “Интернет-.поколение”.
4. Чтение (индивидуальная самостоятельная работа) с последующей самооценкой и её комментирование учащимися (осуществляется на нескольких аутентичных текстах по теме и по Карточке самооценки чтения с заданиями и критериями оценки).
ТРЕБОВАНИЯ К ЧТЕНИЮ:
- РЕГЛАМЕНТ (УМЕНИЕ УЛОЖИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ БЛАГОДАРЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАТЕГИЙ).
- УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ТЕКСТА ПО СТИЛЮ И ЦЕЛЯМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
- УМЕНИЕ ПОНЯТЬ СМЫСЛ ТЕКСТА, ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
- УМЕНИЕ ВЫДЕЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ КАКИХ-ТО ВОПРОСОВ.
- УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Задание уровня П.
Уровень Э может быть достигнут при ответе на дополнительный вопрос по тексту, содержащему определённые трудности для понимания.
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ ЧТЕНИЯ (ПРИМЕР)
1. РЕГЛАМЕНТ (УМЕНИЕ УЛОЖИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ БЛАГОДАРЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАТЕГИЙ).
2. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ТЕКСТА ПО СТИЛЮ И ЦЕЛЯМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Parcourez les documents et dites:
1. Quel(s) document(s) est / sont: a)- b)- c)- d)-
a) article(s) de presse
b) extrait(s) d’oeuvres littéraires
c) publication(s) scientifique(s)
d) texte(s) fonctionnel(s)
2. Quel(s) document(s) a /ont pour but principal: a)- b)- c)- d)-
a) d’informer
b) d’informer et expliquer
c) de donner une opinion et argumenter
d) de donner des conseils et faire agir
3. УМЕНИЕ ПОНЯТЬ СМЫСЛ ТЕКСТА, ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. (Применить языковую догадку и проигнорировать незнакомые слова)
Trouver un titre pour chaque document 3)- 4) – 5)- 6)- 7)- 8)- 9)- 10)-
4. УМЕНИЕ ВЫДЕЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ КАКИХ-ТО ВОПРОСОВ.
Dites de quel(s) document(s) on peut savoir.
1) les statistiques des activités préférées de jeunes internautes français.
2) les risques et les dangers pour les jeunes quand ils surfent sur le web.
3) le risque pour l’ordinateur du coté Internet.
4) le nom du site et son but.
5) le nom des habitants d’une région de France à qui s’adresse ce document.
6) les symptomes d’une nouvelle dépendance.
5. УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
1. Exposez les idées principales des textes sous la forme du plan.
Далее проверяется правильность выполнения заданий, учащиеся ставят себе оценки (например, П4) и комментируют, с какими из требований справилисъ, что нуждается в доработке.
5. Говорение на основе прочитанного. (Выделение и изложение учащимися существенной информации из прочитанного, что укладывается в составление портрета молодого французского пользователя и выделение опасностей и рисков, связанных с Интернетом).
6. Знакомство с французскими сайтами. (Интегрированное задание)
а) по прочитанным текстам;
б) по аудированию с последующим представлением сайта. (текст взят из пособия “100 текстов для аудирования” авт. К.Грэт);
в) по выходу в Интернет на предложенные учителем молодёжные сайты и представлению их по нижеследующему плану (самостоятельна работа).
SITE INTERNET
- Qu’est-ce que c’est comme site?
- Il s’adresse à quel public (élèves, collégiens, lycéens).
- Qu’est-ce qu’on peut y trouver?
- Est-ce que tu aimes ce site? Est-ce que tu vas y revenir?
7. Работа над вопросом о привычках молодых русских пользователей (интегрированное задание).
а) Представление 2-мя учащимися своей самостоятельной работы по теме (презентация результатов социологического опроса и выводов) с последующей её оценкой и комментированием слушающими.
Ниже приводится вариант анкеты, по которой проводился опрос по инициативе 2 учащихся.
LES HABITUDES DES INTERNAUTES RUSSES
(classes de 10-e, école № 272)
I. Accès à Internet depuis chez eux
L’ont ne l’ont pas
II. Fréquence de connection
Occasionnels
jamais
1 à 2 fois par semaine
2 à 3 fois par mois
moins souvent
Réguliers
Tous les jours ou presque
3 à 4 fois par semaine
III. En ligne: où
uniquement chez eux
uniquement à l’école
chez eux et à l’école
ailleurs que chez eux où à l’école
IV. Pour quoi surfent-ils ?
Faire des recherches scolaires courantes
Faire des devoirs scolaires supplémentaires (conférences, rapports etc.)
Suivre l’actualité
Obtenir des informations pratiques
Télécharger des jeux et jouer en réseau
Ecouter ou télécharger de la musique
Regarder ou télécharger des vidéos
Correspondre par courrier électronique
Перед презентацией 1-2 ученикам предлагается оценить предстоящее выступление в соответствии с требованиями к монологическому высказыванию, а всем остальным дается задание послушать и сравнить обобщенные портреты молодого русского и французского пользователей.
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ:
1. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТВЕТА ЗАДАНИЮ.
2. ЛОГИЧНОСТЬ (СВЯЗНОСТЬ), СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ, ПОЛНОТА ОТВЕТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ПРИМЕРОВ И/ ИЛИ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ОТВЕТА.
3. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
4. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
5. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
А – пересказ текста, работа по 1 источнику
П – использование дополнительной информации из разных источников
Э – самостоятельная работа, самостоятельно обоснованные выводы, оригинальный ответ по содержанию или форме и при соблюдении требований.
КАРТОЧКА ОЦЕНКИ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ПРИМЕР)
1. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТВЕТА ЗАДАНИЮ.
0 - вне темы
0,5 - ответ по заданию, но неинтересный
1 - ответ по заданию, интересный
2. ЛОГИЧНОСТЬ (СВЯЗНОСТЬ), СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ, ПОЛНОТА ОТВЕТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ПРИМЕРОВ И/ ИЛИ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ОТВЕТА.
0 - отсутствие логики, плана, примеров, иллюстраций
0,5 - план ответа угадывается, ответ неполный, нет иллюстраций
1 - план очевидный и логичный, тема раскрыта полно с примерами и иллюстрациями
3. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
0 - мешает пониманию.
1 - в основном речь понятна.
4. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
0 - ошибочное использование слов и выражений, словарный запас недостаточен для выполнения задания.
0,5 - лексика достаточная, но простая.
1 - лексика довольно богатая, достаточная для выполнения задания.
5. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
0 - неправильное, что делает невозможным выполнение поставленной задачи.
0,5 - много ошибок, затрудняющих понимание.
1 - структуры соответствуют поставленной задаче, ошибки не затрудняют понимание или практически нет ошибок А – пересказ текста, работа по 1 источнику.
П - использование дополнительной информации из разных источников.
Э - самостоятельная работа, самостоятельно обоснованные выводы, оригинальный ответ по содержанию или форме и при соблюдении требований.
б) Сравнение учащимися портретов молодого русского и французского пользователей по результатам прослушанной и представленной в виде диаграмм информации.
в) Выставление оценки за презентацию и комментирование.
г) Краткое высказывание о себе как о пользователе Интернета (с опорой на план).
QUEL TYPE D’INTERNAUTE ES-TU?
1. Es-tu un pationné d’Internet ?
2. As-tu l’accès à Internet depuis chez toi ?
3. Surfes-tu souvent ? Combien de fois par semaine ? Passes-tu beaucoup de temps sur Internet ? Combien ?
4. Sur Internet tu t’amuses ou travailles ?
8. Дискуссия “за” и “против” использования Интернета как источника информации (1 человек выступал целиком “за”, остальные в чем-то соглашались, но выдвигали контраргументы).
До начала дискуссии 1-2 ученикам было предложено оценить умение вести дискуссию того, кто выступал “за”, в соответствии с требованиями к диалогу с элементами аргументации.
ДИАЛОГ - ОБМЕН МНЕНИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРГУМЕНТАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ:
1. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТВЕТА ЗАДАНИЮ.
2. ЛОГИЧНОСТЬ (СВЯЗНОСТЬ), СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ В ОБОСНОВАНИИ И ЗАЩИТЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЕДЕНИИ БЕСЕДЫ.
4. ЛЕКСИКА.
5. ГРАММАТИКА.
А – по канве диалога - образца (с употреблением той же аргументации)
П – собственный план ведения диалога и свои аргументы в защите т.зр.
Э – привлечены аргументы, полученные в результате проведенного самостоятельного изучения дополнительных материалов и при условии соблюдения требований.
КАРТОЧКА ОЦЕНКИ ДИАЛОГА - ОБМЕНА МНЕНИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРГУМЕНТАЦИИ.
1. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТВЕТА ЗАДАНИЮ
0 - вне темы.
0,5 – ответ по заданию, но неинтересный.
1 – ответ по заданию, интересный.
2. ЛОГИЧНОСТЬ (СВЯЗНОСТЬ), СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ В ОБОСНОВАНИИ И ЗАЩИТЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
0 – отсутствие структуры.
0,5 - план аргументации угадывается.
1 – план аргументации очевидный и логичный.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЕДЕНИИ БЕСЕДЫ:
умение начать, закончить разговор, адекватно реагировать на вопросы и комментарии собеседника, в случае необходимости восстановить ход беседы.
0 - реакция неадекватная.
0,5 – понимание вопросов, попытки ответов.
1 – хорошее понимание, адекватные ответы, способность попросить уточнить.
4. ЛЕКСИКА
0 - ошибочное использование слов и выражений, словарный запас недостаточен для выполнения задания.
0,5 - лексика достаточная, но простая, фонетическое оформление в основном не мешает пониманию.
1 – лексика довольно богатая, достаточная для выполнения задания, использованы логические связки, фонетическое оформление в основном не мешает понимании 5 5 5. 5.
5. ГРАММАТИКА
0 – много ошибок, затрудняющих коммуникацию.
0,5 - много ошибок, но сообщение в общем понятно.
1 - язык скорее правильный с несколькими ошибками, не мешающими пониманию.
Далее выставление выбранными до начала задания учащимися оценки умений вести дискуссию и комментирование оценки.
9. Подведение итогов обсуждения темы и высказывание учащихся о том, что для них является самым главным достоинством Интернета.
10. Домашнее задание: описание сайта Интернета, который был бы учащимся интересен. Уровень мыслительной деятельности выбирается самими учащимися: А - по имеющемуся у них плану или тексту; П – создание нового текста в оригинальной форме (например, реклама или др.)