Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. [2]
Проблема толерантности особенно интересна и актуальна сегодня, так как вокруг нас много хаоса, неопределённости, трагедий. В современном мире часто торжествует нетерпимость:
- религиозная,
- национальная,
- расовая,
- вражда между отдельными людьми и социальными группами.
Резкие перемены в жизни общества породили проблемы:
- кризисные явления в политике и экономике,
- миграционные потоки из регионов ближнего зарубежья (дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными)
- растущая безработица, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным,
- недостаток жилья,
- напряжённый ритм сегодняшней жизни,
- разрушение детской субкультуры, игровых традиций
- большой поток негативной информации (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы. Часто дети используют их в качестве моделей поведения).
- возрождение идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов). Социал-экстремизм, ксенофобия – это опасные реальности сегодняшнего дня.
При организации воспитательного процесса исхожу из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений, как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Реформа образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления.
Образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: “Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности”.
Нашим ученикам придётся жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями. Общение и сотрудничество людей в этом обществе должно строиться на основе толерантности. Какой смысл мы вкладываем в это понятие?
Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости".
В "Словаре иностранных слов и выражений" понятие также определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо".[3]
В "Философском энциклопедическом словаре" толерантность определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции".[5]
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: "…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь слово получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
В более широком смысле толерантность подразумевает терпимое отношение не только к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, религии, политическим или иным мнениям, но и возрасту, физическому развитию, инвалидности, социальному происхождению, собственности и пр. Таким образом, толерантность выступает как механизм межличностного, межгруппового и межгосударственного общения, который отвергает силовые формы разрешения возникающих противоречий.
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.
Цель воспитательной работы на период с 2008 по 2009 год:
Укоренение духа толерантности и формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
- Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
- Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
- Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
Эта тема мне близка, так как я являюсь учителем иностранного языка. А также, считаю, что этого требуют реалии нашей современной жизни.
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности, я, как классный руководитель, составила программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей.
- Анкетирование “Диагностика сформированности толерантности”.
- Классный час “Что такое толерантность”.
- Родительское собрание “Конфликт с подростками и способы его преодоления”.
- Беседа “Что такое нравственные ценности”.
- Акция “Осенняя неделя добра”.
- Посещение армянского национального центра.
- Классный час “Традиции немцев Поволжья”.
- Посещение национальной деревни в Саратове.
Официальная статистика Пенсионного Фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 детей-инвалидов. А медицинские работники меж тем уверяют, что это цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность куда страшнее: миллион или, как минимум, полтора миллиона детей-инвалидов. Все дело в том, что данные Пенсионного Фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, однако же, не все родители регистрируют детей-инвалидов. Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях.
Проблема понимания инвалидности и инвалидов “здоровым” обществом существует с давних пор. Инвалиды стесняются своих недостатков, считают, что они не достойны общения со своими здоровыми сверстниками, что те никогда их не поймут и не примут в своё общество, а только будут подсмеиваться над ними. Да и мы, взрослые часто не знаем, как правильно общаться с данной категорией людей и, увидев человека на коляске стараемся побыстрее пройти мимо. Считаю, что это происходит из-за отсутствия опыта общения с ними.
Часто смотрю по телевизору репортажи о работе балаковского клуба инвалидов “Белая ворона”, который возглавляет Татьяна Павловна Кистинёва. Она же – специалист по социальной работе с инвалидами организационно-методического отделения в Центре социального обслуживания населения. В одной из передач она приглашала организации к сотрудничеству по программе “Мы разные, но равные”. В 2008-2009 учебном году наша школа заключила договор по совместной реализации данной программы. Почему я решилась на это сотрудничество? Работая с учениками, обучающимися на дому, я вижу, как они оторваны от общества и как одиноки.
Цель проекта “Мы - разные, но равные”– создание позитивного образа молодого инвалида в сознании современной молодёжи, через вовлечение их в сферу социальной активности.
Проект включает в себя ряд занятий по осознанию проблем инвалидов и инвалидности, которые проводят сами инвалиды:
- Понимание проблем инвалидов и инвалидности.
- Кто они – инвалиды?
- Правила общения с людьми, испытывающими трудности в передвижении.
- Правила общения с людьми с плохим зрением и незрячими.
- Правила общения с людьми с нарушением слуха.
- Правила общения с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения.
- Правила общения с людьми с психическими проблемами.
- Правила общения с людьми, испытывающие затруднения в речи и гиперкинезом.
Вся работа построена на основе тесного взаимодействия молодых инвалидов и здоровой молодёжи.
Полученные участниками проекта знания и умения (для здоровых – получение навыков общения с данной категорией, для инвалидов – умение нормально чувствовать себя среди “здоровых” людей) помогают в дальнейшем в раскрытии своих внутренних потенциалов.
Для того чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, признавать значимость и способности каждого, формировать чувство справедливости, быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности, давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.
Список литературы
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М., “Толерантность. Взгляд – поиск - решение” - Москва “Вербум - М”, 2003.
- Декларация прав толерантности.
- “Словарь иностранных слов и выражений” - М., 1998.
- Степанова Е.Н., “Обсуждаем проблемы воспитания” - Москва, “Творческий центр - Сфера ”, 2003.
- “Философский энциклопедический словарь” М., 1997.
Ресурсы Интернета
http://www.pravmir.ru
http//Ststistika.ru
http://g2p.tatar.ru
http://www.yspu.yar.ru