Интегрированный урок (химия + физика) по теме "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Физика, Химия


Цели урока: Дать понятие об электролитах. Изучить процесс электролитической диссоциации. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Уметь определять электролиты по формулам веществ. Продолжить формирование основных умений и навыков: наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с веществами.

Оборудование и реактивы: Приборы для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы щелочей, кислот, солей; портреты ученых, таблицы: “Диссоциация веществ с различным типом связи”, “Строение диполя воды” . Источники питания, амперметр, электролитические ванны, лампочки, учебники: физика 8 А.В.Перышкин, химия 8 О.С.Габриелян

План урока

1. Оргмомент (3 мин.)

2. Актуализация (5 мин.)

3. Усвоение нового материала (химия) (7 мин.)

4. Работа в группах, обмен информацией. (10 мин.)

5. Усвоение нового материала (физика) (5 мин.)

6. Работа в группах, экспериментальное задание (10 мин.)

7. Закрепление

8. Подведение итогов (5 мин.)

9. Домашнее задание

1. Орг. момент.

Учитель химии называет тему урока, который является вводным в тему “ Электролитическая диссоциация”. Объявляет основные цели и задачи урока.

2. Актуализация.

Задание по вариантам (раздаются карточки – задания, дополнить предложения) Проводится взаимопроверка, ключ к заданиям выписан на доске.

Карточка-задание.

1 вариант …  фамилия …

1. Атом, потерявший 1 или 2 электрона называется. …

2. Если заряды одноименные, то ионы ….

3. Вещества, не имеющие свободных зарядов называются …

4. Растворение - это …  -  … процесс.

5. Растворение веществ сопровождается … или ... тепла.

2 вариант … фамилия …

1. Атом, получивший1 или 2 электрона называется …

2. Вещества, имеющие свободные заряды называются …

3. Раствор состоит из … и …

4. В результате химического взаимодействия растворенного вещества с водой образуются …

5. Если при комнатной температуре в 100 г воды растворено больше 1 г вещества - это вещество …

Ответы:

1 вариант
  • положительный ион
  • отталкиваются
  • непроводники
  • физико-химический
  • выделением или поглощением
2 вариант
  • отрицательный ион
  • проводники
  • растворителя и растворенного вещества
  • растворы
  • растворимое

3. Усвоение нового материала по химии.

Учитель химии. Ребята, скажите, понятны ли вам слова “электролит” и “диссоциация”? Конечно, не понятны, потому что эти термины для вас новые. Итак, я предлагаю вам отправиться в мир поиска и знаний.

На доске запись электролит. Обратимся к знаниям по физике. Верно ли, что все вещества проводят электрический ток?

? Давайте повторим классический опыт, доказывающий наши предположения.

Демонстрация опыта с использованием прибора с лампочкой, показывающего электропроводность растворов.

? Какой можно сделать вывод на основе проделанных опытов?

(Даем определения этим терминам)

- Следовательно, из классов электролитов исключаются нерастворимые вещества.

- Работаем со вторым термином.

На доске запись диссоциация.

- Автор теории ЭД шведский ученый Сванте Аррениус. (Портрет)

? Знакомо ли вам его имя? Физик – химик выяснил природу растворов электролитов и сделал логический вывод: чтобы лампочка загорелась, цепь должна замкнуться через раствор электролита. Это может произойти, если появится упорядоченное движение заряженных частиц.

? Что это за частицы в растворах солей и кислот? (Вы знакомились с такими частицами в 7 кл. при изучении ионной связи).

Ионы – “+” и “-”.

- Диссоциация – распад электролита на ионы.

- Являясь приверженцем физической теории растворов, Аррениус не ответил на вопросы.

1. Почему именно в водном растворе происходит диссоциация веществ?

2. Откуда берутся ионы в растворах кислот?

- Доработали теорию русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский. (портреты ученых)

Суть дополнений:

1. Причиной диссоциации электролита в растворе является гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды.

2.

- Давайте вспомним строение воды.

- Тип связи?

- Какой из элементов имеет большую электроотрицательность?

- Разбираем образование диполя воды.

- Т.к. у вас есть опорные знания по физике и химии, я предлагаю поработать в группах. Итак, представьте, что вы младшие научные сотрудники. Каждой группе выдается задание, которое вы должны выполнить за 5 минут, используя учебник. Каждая группа готовит сообщение по своему заданию (2 мин.)

4. Работа в группах с подготовленными консультантами.

Задания для групп:

  1. Объяснить диссоциацию веществ с ионной связью, используя опорную схему: ориентация–гидратация–гидратированные ионы. (Учебник. Стр. 144-145)
  2. Объяснить диссоциацию веществ с ковалентной полярной связью, используя опорную схему: ориентация – гидратация – ионизация –   гидратированные ионы. (Учебник. Стр. 144-145)

Работа в группах, обмен информацией.

5. Усвоение нового материала по физике.

Учитель физики.

Окружающий нас мир ученые - физики разделили на два типа: проводники и непроводники электричества. (На доске схема)

? Какие частицы способны свободно перемещаться от атома к атому?

? Избыток или недостаток каких частиц будет находиться в проводниках и непроводниках?

Вы изучили теорию электролитической диссоциации и теперь знаете, что происходит с растворами веществ в воде. Сейчас мы экспериментально проверим, какие растворы являются проводниками электричества, какие нет.

6. Работа в группах, экспериментальное задание.

Учащиеся изучают инструкцию к экспериментальному заданию, зарисовывают схему соединения приборов.

Один ученик выполняет ее же на доске.

Доска открывается, и схема проверяется учителем, делаются замечания учащимися.

Учащиеся собирают цепь по схеме и по очереди опускают электроды в ванны с растворами. Делают вывод о проводимости растворов, заполняют таблицу в инструкции

Закрепление и проверка результатов урока проводится по тесту в инструкции.

Инструкция.

Фамилия _______________ .

1. Зарисовать электрическую цепь, состоящую из источника питания, реостата, амперметра, ключа, лампочки, электролитической ванны.

2. Соберите цепь. Замкните цепь.

3. Опускайте по очереди электроды в ванну с растворами.

4. Сделайте вывод о том какие растворы являются проводниками электричества, а какие нет.

5. Заполните таблицу. Вставьте “+”, если раствор проводник, “-” если непроводник.

Вода Н2О Соль NaCI Щелочь NaOH Сахар С12Н22О11 Кислота H2SO4
           
  1 2 3 4 5

7. Закрепление.

ТЕСТ

Вариант 1

Регулируйте силу тока реостатом. Когда электролиз идет сильнее?

1. а) сила тока больше;

б) сила тока меньше. Расставьте заряды ионов.

2. Na

3. Cl

4. Н

5. ОН

6. SO4

К какому электроду движутся “+” ионы?

7. а) к положительному;

б) к отрицательному.

Растворы каких веществ относятся к электролитам?

8. Дистиллированная вода

9. Соль

10. Щелочь

11. Сахар

12. Кислота

Вариант 2

Регулируйте силу тока реостатом. Когда электролиз идет слабее?

1. а) сила тока больше;

б) сила тока меньше. Расставьте заряды ионов.

2. Na

3. Cl

4. Н

5. ОН

6. SO4

К какому электроду движутся “-” ионы?

7. а) к положительному;

б) к отрицательному.

Растворы каких веществ относятся к неэлектролитам?

8. Дистиллированная вода

9. Соль

10. Щелочь

11. Сахар

12. Кислота

Ответы:

1 вариант

1)а; 2)+; 3)-; 4)+; 5)- ;6) 2- ;7)б; 9; 10; 12.

2 вариант

1)б; 2)+; 3)-; 4)+; 5)- ;6) 2- ;7)а; 8; 11.

Ответы к тесту открываются на доске в конце урока. Выполняется самопроверка. Учащиеся выставляют себе оценки. Инструкции собирает и перепроверяет учитель химии.

8. Подведение итогов.

Учитель физики: (Вопрос к классу) Что нового мы узнали на уроке?

Учащиеся отвечают, делают выводы.

Учитель химии: Сегодня мы рассмотрели термины и понятия, касающиеся темы ТЭД. Напомните мне их, пожалуйста (диссоциация, электролит, неэлектролит)

На этом наши познания не заканчиваются, на следующем уроке мы продолжим эту тему.

Ученикам выставляются общие отметки, которые складываются из отметок за каждый блок заданий.

9. Домашнее задание-учебник химии §35, учебник физики § 27 .