Тип урока: лабораторная работа
Цели:
- обеспечить усвоение понятия обособленные обстоятельства;
- познакомить со способами выражения обособленных обстоятельств;
- отработать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах;
- учить ставить цели самообразовательной деятельности;
- учить самостоятельной оценке своей деятельности;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- конверт с материалами для коррекции знаний (Приложение 1),
- рабочий лист урока (Приложение 2),
- рабочая карта урока (Приложение 3),
- компьютер, проектор, экран,
- презентация (Приложение 4).
Ход урока
I. Целеполагание. Этап активизации субьективного опыта.
1. Прочтите тему урока и определите ключевые слова.
Слайд №1
2. Что уже знаем по теме? Что должны знать и уметь после сегодняшнего урока?
Вывод. (Знать: - определение обособленного обстоятельства,
- чем оно выражено;
- как обособляется.
Уметь: -находить в тексте обособленные обстоятельства;
- ставить при них знаки препинания).
3. Какие цели ставите перед собой? Ваша деятельность на уроке?
Слайд №2
(Учитель обращает внимание учащихся на рабочую карту урока, рабочий лист урока, конверт с материалами для коррекции знаний).
II. Орфографическая минутка
Цель: вспомнить правописание производных предлогов.
Несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие.
Слайд №3
(На мониторе высвечивается правильное написание предлогов).
Самопроверка:
- "5" - 0 ошибок,
- "4" - 1 ошибка,
- "3" - 2-3 ошибки.
(Оценки выставляются в рабочую карту урока)
III.Этап изучения нового материала
Изучать новый материал мы будем, используя рабочий лист урока. Наша лабораторная работа состоит из шести этапов. На каждом из них вы проводите исследование и свои умозаключения заносите в карту мыследеятельности, заполняя правую часть рабочего листа. Оценки за работу вносите в рабочую карту урока. После каждого этапа работы проводим рефлексию: проверяем умозаключения, разбираем ошибки, затруднения, выставляем оценки.
Рабочий лист урока
Ход лабораторной работы. | Карта мыследеятельности. Умозаключения.(заполняется индивидуально по этапам выполнения заданий) |
I. ДАНО: Туман разлетаясь открывал зелень леса. Солнце стало расти выгибая свою хребтину. Благодаря утренней заре стали просыпаться птицы. Шептались листья шелестя. ЦЕЛЬ: подчеркнуть обстоятельства, определить, чем выражены. Актуализация знаний: - что такое деепричастие? - что такое деепричастный оборот? (можно обратиться к конверту ) Слайд №4 Оценка группы: "5"- 4 правильных ответа; "4"- 3 правильных ответа; "3"- 2 правильных ответа |
I.Способ выражения обстоятельств. 1 Одиночное деепричастие. 2 Деепричастный оборот 3 Существительное в косвенном падеже. 4 Наречие. Слайд №5 |
II. Исследование теоретического
материала. ЦЕЛЬ: Свернуть информацию в таблицу. (стр.163, пункт 2) "Мудрые совы" - найди основные понятия; - какая информация была неожиданной; - ты уже знаешь последние новости; - вырази одной фразой основную мысль; - сверни информацию; - где в жизни сможешь использовать обособленные обстоятельства. "Пчелиный рой" (в парах пересказать материал и задать вопросы классу) Взаимопроверка: "5"- 0 ошибок в схеме, рассказан весь материал, "4"-1 ошибка в схеме, 1 недочёт в рассказе; "3"- 1 недочёт в схеме, 2 недочёта в рассказе. III. Первичный этап применения знаний. ЦЕЛЬ: составление алгоритма. (Рассуждаем в группе.) Оценка группы: "5"-4 правильных ответа, "4"- 3, "3"-2 |
II. Какие обстоятельства обособляются?
Слайд №6
III. Алгоритм "Как обособить обстоятельство" 1. От глагола - сказуемого задать вопрос 2. Выделить обстоятельство. 3. Определить, чем выражено. 4. Обособить по правилу. Слайд №7 |
IV. Этап применения знаний.
"Проверяю себя".
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли
Длинным треугольником летели
Утопая в небе журавли.
Самопроверка:
- "5" - 0 ошибок,
- "4" - 1,
- "3" - 2.
Слайд №8
V. Этап контроля.
Самостоятельная работа.
Цель: проверить уровень усвоения нового материала.
Задание: заменить, где возможно, придаточные предложения деепричастным оборотом. Расставить знаки препинания.
Когда луна вышла из облаков, она осветила окрестность.
Лес стоит молча, точно всматривается в небо.
Когда мы поднялись на горную вершину, то увидели море.
Когда ливень кончился, дети прыгали по лужам.
Самопроверка: "5" - 0 ошибок, "4" - 1, "3" - 2.
Слайд №9
VI. Творческое задание (по выбору)
На "5": написать миниатюру "Приход весны", используя обособленные обстоятельства.
(На экране демонстрируются весенние пейзажи, которые сопровождаются шумовыми эффектами: звоном капели, журчанием ручья, грохотом ломающихся льдин.)
Слайд №10, 11
На "4": выполнить тест.
Установить соответствие:
Предложения
2. Способ выражения обстоятельства
1) Расставшись с Павлом Тоня направилась
домой. 2) Несмотря на запрет матери Лёшка пошёл гулять. |
А) Предлог + существительное Б) Одиночное деепричастие В) Наречие Г) Деепричастный оборот |
3) Там в темноте чьи -то глаза смотрели не мигая.
Ответы: 1__, 2 __, 3__.
Обвести кружком номер правильного ответа:
1. Обособленного обстоятельства нет в предложении:
1) Корабль наш по случаю сильной бури долго стоял в гавани.
2) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись телеги.
3) Пошумев река успокоилась.
Слайд №12
VII. Этап информации о домашнем задании.
Особое задание: составить задания по теме "Обособленные обстоятельства" (Садовник, Носов, Мутовин)
Все: №285 подчеркнуть обособленные обстоятельства как член предложения.
Слайд №13
VIII. Оценки (каждый учащийся выставляет в рабочем листе)
IX. Итог.
-Что нового узнали?
-Достигли цели?
X. Рефлексия.
- "Я" - как себя чувствовал, настроение, доволен ли собой.
- "Мы" - насколько комфортно работалось в группе: я помогал товарищам, они помогали мне, чего больше, были ли затруднения в работе с группой.
- "Дело" - я достиг цели учения, мне материал нужен для дальнейшей учёбы, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.
Слайд №14