Тип урока: урок алгебры с использованием ИКТ, теоретических и практических самостоятельных работ.
Вид: урок обобщения и систематизации.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
- Закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
- Научить обучающихся, анализировать результаты творческих проектов, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- Развивать у учащихся креативное мышление, стремление самостоятельному поиску знаний.
- Повышать интерес к решению неравенств различного уровня сложности созданием ситуаций успеха.
План урока.
- Вводная часть урока.
- Эмоциональный настрой.
- Проверка домашней работы с помощью компьютера.
- а) Тест.
б) Индивидуальные разноуровневые задания. - Защита творческих работ учащихся, выполненных по группам.
- Обобщение темы: «Решение неравенств». Устная работа.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Форма проведения: деловая игра «Проведение передач в телецентре школы №14».
I. Вводная часть урока.
Так как урок последний в этом разделе, какие вопросы мы должны решить на этом занятии? (Ребята сами формулируют цель урока).
Сегодня вы будете делать все сами. За это время вы попытаетесь показать ваши знания и умения по теме «Квадратные неравенства». (Это предполагает, что учащиеся сами сформулируют цель урока, задачи: проверить знания по теме, расширить и закрепить полученные знания, подвести итоги и т.д.).
На нашем уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы оценку в индивидуальный лист контроля (см. Приложение 1). Он находится у вас на столах.
II. Эмоциональный настрой.
Наша встреча происходит в телецентре школы №14. У нас уже составлена программа телепередач. В конце каждой передачи подводим итог.
Ш. Программа телепередач:
1) Научная передача «Умницы и умники».
Проверка домашней работы с помощью компьютера.
I вариант
1) (2- x)(x – 8) ≤ 0. Ответ: (-∞; 2] U[8; ∞).
2) (3 – 5x) : (7 – x) ≥0. Ответ: (-∞; 0,6] U (7; ∞).
3) х2 - 8х + 7 ≥ 0. Ответ: (-∞; 1] U [7; ∞).
4) (-х2 - 3)(3х + 7) ≥ 0. Ответ: (-∞; -7/3].
5) (х2 - 10х + 25)(2х – 4) ≤ 0. Ответ: (-∞; 2].
II вариант
1) (1 –х)(7 – х) ≥ 0. Ответ: (-∞; 1] U [7; ∞).
2) (х2 + 1) : (х - 2) < 0. Ответ: (-∞; 2).
3) 4х – 3х2 ≤ 0. Ответ: (-∞; 0] U [4/3; ∞).
4) (х – 2)(2х – 9)2 > 0. Ответ: [2; ∞).
5) (9х2 - 6х + 1)(х - 2) ≥ 0. Ответ: [2; ∞).
Подводим итоги.
2) а) В нашей передаче «Скажи, что не так…», необходимо провести отбор кандидатур на передачу КВН.
Тест на удачу! Проверим, какие вы находчивые!
Три ученика у доски выполняют индивидуальные задания, остальные работают с тестом.
Тест.
I вариант. |
II вариант. |
1) Укажите промежуток возрастания функции у = -3x2 + 6x – 9. Ответ: (-∞; 1] . |
1) Укажите промежуток возрастания функции у = 2x2 - 7x - 9. Ответ: [1,75; ∞). |
2) у = -3x2 + 6x – 9. Найдите множество решений неравенства: f(x) < 0 Ответ: (-∞; -1) U (3; ∞). |
2) у = 2x2 - 7x - 9. Найдите множество решений неравенства: f(x) > 0 Ответ: (-∞; -1) U (4,5; ∞). |
3) Найти наибольшее значение функции у = -3x2 + 6x – 9. Ответ: 12. |
3) Найти наименьшее значение функции у = 2x2 -7x - 9. Ответ: -15,125. |
4) Решите неравенство: 4х2 ≤ 1. Ответ: [-1/2; 1/2]. |
4) Решите неравенство: 7х – х2 < 0. Ответ: (0;7). |
5) Решите неравенство: (х + 3)(х – 4) > 0. Ответ: (-∞; -3) U (4; ∞). |
5) Решите неравенство: (х + 5)(х – 6) ≤ 0. Ответ: [–5; 6]. |
Итоги: Все готовы к КВН!
б) А сейчас в соседней студии объявлен конкурс на замещение вакантных мест – ведущих основных телепередач. Желающие пройдите в эту студию. Индивидуальные разноуровневые задания.
Первое задание.
Выписать буквы, соответствующие верному решению неравенства и составить слово:
1) х2 < 9 Р: (х > 3); В: (х < 3); М: (-3 < х < 3).
2) х2- 4х ≤ 0 П: (-4 ≤ х ≤ 4); К: (х > 0 и х < 4); С: (0 ≤ х ≤ 4).
3) 4х2 ≥ 1 К: (-1/2 ≤ х и х ≤ 1/2); И: (х ≥ 1/2 и х ≤ 0); Ш: (х ≥ 1/2 ).
4) (х - 21)/(х + 7) < 0 Д: (х > -7); В: (х < 21); М: (-7 < х < 21).
Ответ: СМАК.
Второе задание.
Какие неравенства имеют решение?
Выписать соответствующие буквы и узнать название телепередачи:
1) 25х2 + 20х + 4 < 0 Н
2) х2 + 2х – 48 < 0 В
3) – 2х2+ 7х < 0 П
4) – (3х + 1)2 > 0 А
5) – 2х2 + 3х > 0 К
6) х2 - 4х + 5 ≤ 0 О
7) - х2 > 4 Н
8) - х2 + 3х – 8 ≥ 0 Е
9) 2х2 - х + 4 > 0 Р
Ответ: ВПРОК.
Третье задание.
Выписать буквы, соответствующие верным ответам и составить слово:
1) Найти координаты вершины параболы
у = 2х2 + 12х + 10
А: (-3; -6), П: (3; 69), Р: ( -1; -5).
2) Найти нули функции
у = 6 - 5х2
Я: (0; 1,2), Ч: (0;- 1/2), Л: (-1; -¾).
3) Найти промежутки убывания функции
у = 3х2 - 9х - 4
С: (- ∞; -1,5), Е: (- ∞; 1,5), Т: (1,5; ∞).
4) Решить неравенство: 16 - х2 < 0
Б: (- 4; ∞), Ф: ( -4;4), В: (- ∞; -4) u (4; ∞).
5) Решить неравенство:
(х - 8)(х – 3) ≤ 0
Т: (- ∞; 3), К: (8; ∞), Р: [3; 8].
Ответ: ВРЕМЯ.
Мы с вами узнали название телепередач. Отборочный конкурс закончен.
3) Телепередача «Независимое расследование».
Защита творческих работ учащихся, выполненных по группам.
На встречу с телезрителями пришли учащиеся со своими творческими исследованиями. Сравнительный анализ творческих проектов в группах. Выступления учащихся. Обсуждение решений.
1 группа.
При каких значениях параметра а, уравнение ах2 + 2ах + х = 1 не имеет корней?
Ответ: а = -1.
2 группа.
Найти все значения параметра а, при которых уравнение х2 + (а –3)х + а = 0 имеет два положительных корня.
Ответ: (0; 1).
3 группа.
Один из корней уравнения 3х2 + bх + с= 0 равен –1⅓, а другой – второму коэффициенту уравнения. Найти коэффициенты b и с.
Ответ: b = 1; с = –4.
Итоги передачи.
4) Телепередача « Пять минут с Ниной Сергеевной».
(Проверка с помощью компьютера).
Решение неравенств (по карточкам).
1 задание:
х4 – 34х2 + 225 < 0.
Ответ: (-5; -3) U (3; 5).
2 задание:
( 3х - 1)2– 3х(1,2 + 3х)3 8х + 177.
Ответ: (-∞; +23,2].
3 задание:
Найти все значения а, при которых квадратное уравнение (2а - 1)х2 + 2х - 1 = 0 имеет два действительных различных корня.
Ответ: уравнение имеет два различных действительных корня при a < 1/2.
Итоги урока: (С помощью компьютера).
Вопросы:
- Какие виды неравенств мы решали на уроке?
- Дайте определение линейных неравенств.
- Дайте определение квадратных неравенств.
- Какие методы решения квадратных неравенств применялись?
- Что нового узнали на уроке?
Подсчёт набранных баллов, анализ работы на уроке всех учеников. Выделить наиболее активных учеников, благодаря которым все телепередачи прошли успешно.
Итоговые результаты сегодняшней работы мы выставим в журнал по результатам листа контроля.
Домашнее задание:
Используя основные методы решений неравенств, составить тест на тему «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Итог урока:
Итак, сегодня мы с вами обобщили полученные знания. Подведем итоги работы в телецентре нашей школы.
Самоанализ урока.
Основной дидактической задачей этого урока является обобщение и повторение изученного материала, и включение его в систему уже имеющих знаний.
Почему была выбрана такая форма урока. Это не первый урок в форме деловой игры в данном классе. Уроки в форме деловой игры развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления.
Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Характеристика класса.
В 8 классе обучаются 25 человек, в том числе 10 юношей и 15 девушек. Класс профильный, с расширенным изучением информационных технологий; сформирован на базе 7 класса с расширенным изучением математики и физики (15 учащихся), остальные учащиеся – из разных классов.
Класс в целом способен очень хорошо работать на уроках информационно-математического и естественно-научного цикла, хотя уровень работоспособности и сформированности учебных навыков в классе весьма различен.
Все учащиеся класса принимают участие в различных олимпиадах, занимают призовые места. Многие учащиеся, дополнительно занимаются музыкой, спортом, иностранными языками, шахматами.
Подбор учебного материала осуществлялся в соответствии с темой урока.
Для самостоятельной работы использованы задания, систематизирующие знания по теме: «Решение неравенств». В тесте использовались задания с целью проверки не только практических, но и теоретических знаний.
Для повышения уровня математической подготовки были предложены задания повышенного уровня сложности. Нужно было не только решить, но и сравнить результаты, сделать выводы и оценить свою работу. Эта работа направлена на развитие логического мышления, отработку навыков решения заданий разного уровня, формирование математической культуры учащихся. В результате был использован частично – поисковый метод (эвристический) – анализ решений неравенств и метод самоконтроля (т.е. взаимопроверки).
Кроме этого на уроке использовались разноуровневые дифференцированные задания, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, а именно задания у доски и решение неравенств в конце урока. Эти задания направлены на развитие творческих умений и навыков, на углубление личного опыта учащихся, на самореализацию личности в нестандартных ситуациях.
Также на уроке учащимся было предложено решить нестандартные задачи с параметрами. Цель этих заданий: развитие мышления учащихся; расширение кругозора, видение связей математики средней школы с высшей математикой, развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.
Каждый этап урока был продуман таким образом, чтобы происходила постоянная смена деятельности. От действенной к частично – поисковой, от частично – поисковой к проблемной.
На уроке использовались такие методы, как словесные (сообщение учебной информации), наглядные (Использование ИКТ), практические (получение информации в результате действий), проблемный метод изложения( решение и анализ своего решения, групповое обсуждение методов решений), методы контроля и самоконтроля.
Учащимися материал усвоен; закреплены знания и умения по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной»; учащимися раскрыта связь параметра и независимой переменной. План урока был выполнен, задачи урока решены. К такому выводу пришли сами дети. На занятии были соблюдены основные психологические и гигиенические требования.
Деятельность учащихся оцениваем следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым. На уроке присутствовал самоконтроль со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Внешний вид и организованность ребят способствовали успешному достижению цели занятия.
Урок удался, так как были созданы условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика.
Приложение 1
Лист контроля
Урок по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Ф. И._________________________________________________
Этапы урока |
Научная передача «Умницы и умники». |
Телепередача «Скажи, что не так…». |
Телепередача «Независимое расследование». |
Конкурс на замещение вакантных мест в телепередачах. |
Пять минут с Ниной Сергеевной». |
Итог работы |
Баллы |
|
|
|
|
|
|