Цель:
- Расширить представления педагогов о возрастных психологических особенностях и закономерностях развития учащихся начальной школы (6-7 л., 8-10 л.): физиология развития, интеллектуальная сфера, личностно-эмоциональная сфера.
- Мотивировать педагогов на восприятие учащегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого.
- Способствовать актуализации знаний педагогов о возрастных особенностях учащихся начальной школы.
- Активизировать творческий ресурс педагогов.
Форма проведения: семинар.
Материалы:
- Нарезанные квадратики – «билетики» с нумерацией от 1 до 6 (на каждом по цифре).
- Карточки для нумерации столов – групп от 1 до 6 (на каждом по цифре).
- Красочный лист обложки глянцевого журнала, разрезанный на 6 различных по форме кусочков.
- Бубен или свисток.
- Бумага А4 по количеству участников, ручки для записи по количеству участников.
- Бланки анаграмм на каждый стол – группу по одному (Приложение 1).
- Шесть карточек с нарисованными шляпами (синяя, красная, чёрная, белая, зелёная, желтая) [1]
- Карточки с вопросами к каждой шляпе [1], (Приложение 2)
- Бланки для конспектирования материала семинара по количеству участников (Приложение 3).
- Бланки теста по количеству участников (Приложение 4).
- Раздаточные памятки «Особенности развития по Э. Эриксону и М. Монтессори» по количеству участников [2;3], (Приложение 5)
- Презентация PowerPoint «Анаграммы» (Приложение 6).
- Презентация PowerPoint «Возрастные психологические особенности учащегося начальной школы» (Приложение 7).
Техническое обеспечение: интерактивная доска или проектор.
Организация пространства: парты и стулья расставлены на 6 групп.
Ход семинара
1. Организация участников. Миксер по группам.
Участники при входе в аудиторию берут «билетик» с написанной цифрой и проходят к столам по нумерации.
2. Приветствие ведущего. Мотивация на работу.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на обучающем семинаре по возрастной психологии. На семинаре вам предстоит активная работа в группах и индивидуально. Материал и информацию можно будет не только увидеть и услышать, но и записать, обобщить, выделить наиболее значимые и важные моменты, и проверить свои знания тестом по семинару.
3. Упражнение – разминка. Актуализация темы семинара.
Инструкция. У каждой группы на столе есть кусочек обложки журнала. Задача каждой группы за 1 мин. на листе А4 записать как можно больше характеристик (прилагательных) этого кусочка обложки журнала (засекается время, участники пишут, по истечению времени подаётся сигнал, каждая группа выбирает того кто зачитывает написанные характеристики - прилагательные).
Ведущий. А теперь, группам хочу задать вопрос, как это упражнение ассоциируется с вашей педагогической деятельностью. Возможно, есть вариант метафоры, догадки (педагоги предлагают ответы, ассоциации).
Ведущий. Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. В учебном процессе каждый учитель видит только фрагмент индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок, которого мы обучаем – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны помнить и знать.
Итак, готовы работать? Следующее упражнение поможет определить основные понятия, которые будут рассмотрены на семинаре.
4. Упражнение «Анаграммы». Актуализация знаний педагогов. (Презентация PowerPoint «Анаграммы» (Приложение 6).
Инструкция. У каждой группы на столе анаграмма (Приложение 1), вам нужно разгадать как можно быстрее, какое слово в ней зашифровано. Те группы, которые выполнят задание, хором кричите: «Мы готовы!» (группы работают, затем по очереди зачитывают разгаданные анаграммы, которые сверяются с презентацией на интерактивной доске).
5. Основная лекция семинара «Возрастные психологические особенности учащегося начальной школы» (Презентация PowerPoint «Возрастные психологические особенности учащегося начальной школы» (Приложение 7) [1; 3]
Лекция читается по материалу презентации, педагоги параллельно ведут конспектирование основных моментов в индивидуальных листах (Приложение 3) и работают по раздаточным таблицам «Особенности развития по Э. Эриксону и М. Монтессори» по количеству участников. (Приложение 5)
6. Обобщение материала, выделение общего и полезного в работе, рефлексия услышанного: метод «Шесть шляп» [1]
Ведущий. Для эффективного обобщения информации по возрастным психологическим особенностям учащегося начальной школы, предлагаю использовать метод «Шести шляп». (Каждой группе раздаётся конверт с шляпой определённого цвета, в конверте вопрос шляпы по теме семинара.)
Ведущий. Каждой группе, необходимо прочитав вопрос шляпы, обсудив его с участниками группы подготовить ответ на вопрос шляпы, но у каждой шляпы свои особенности:
- Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами и событиями без эмоций: «Что мы узнали из семинара о возможностях применения знаний о возрастных особенностях учащихся младшего школьного возраста? (факты, понятия, основные психологические новообразования возраста)»
- Чёрная шляпа помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает оценить риски: «Что нас настораживает в вопросах возрастного развития детей младшешкольного возраста? Какие негативные моменты волнуют нас?»
- Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы: «Что хорошего и положительного отмечаем по материалу возрастной психологии детей младшего школьного возраста? (плюсы семинарского материала)»
- Красная шляпа позволяет увидеть событие, явление или проблему в эмоциональных красках. Отреагировать эмоции: «Какие у нас возникли чувства и эмоции, пока мы знакомились с материалом семинара по возрастной психологии? (личное отреагирование чувств, воспоминания, ассоциации)»
- Зелёная шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы: «Дают ли нам эти знания возрастных закономерностей детей младшешкольного возраста, возможности для творческого роста»
- Синяя шляпа помогает находить человеку смысл в том, что он делает. Продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему, ситуацию, явление в актуальный контекст: «Что нам даст знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста для личной и профессиональной жизни?»
(Педагоги работают в группах, пишут ответы на листах и затем зачитывают, приветствуются мнения и обсуждения).
7. Тест по материалу семинара. Закрепление знаний. Самопроверка. Педагогам раздаются бланки теста (Приложение 4), тест озвучивается с презентации, ответы проверяются самими педагогами по презентации (Приложение 7).
Используемая литература:
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие.- М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2006.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2- е., изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
- Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.