Информационные технологии на уроках природоведения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: закрепить и систематизировать знания учащихся по разделу курса «Окружающий мир» (3 класс), расширить и углубить знания о работе нашего организма в целом и его отдельных органов, уметь делать выводы и обобщать;
  • Воспитательные: способствовать воспитанию у младших школьников интереса, бережного отношения к своему здоровью; воспитание усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения, чувства взаимопомощи.
  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся; развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог, следовать заданному алгоритму действий; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, эмоции; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.

Форма работы: групповая.

Техническое сопровождение:

  • Интерактивная доска Smart Board, программа Notebook;
  • наличие программы: mp – 4, если такой программы нет, то - Windows Media.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами собрались на очень важную встречу. Темой нашего разговора будет являться - «Жизнь и здоровье человека» (слайд №1, приложение) Взглянуть на данную проблему мы с вами попытаемся глазами людей разных профессий, чья деятельность тесно связана с работой отдельных частей организма человека. «Для чего?» – спросите вы. (слайд №2, приложение)

2. Актуализация знаний.

Сейчас мы выясним, насколько хорошо вы, участники нашей встречи, знаете ту или иную часть организма и сможете ли назвать род деятельности человека, связанную с ней.

Это подвижная опора твоего тела. Без него мы были бы похожи на бесформенные мешки. О чем идет речь? (Скелет.)

Работа людей какой профессии связана с этой частью организма? (Травматологи.)

(Учитель выставляет табличку группе №1.)

«Бьется в клетке, будто птица,
День и ночь в нее стучится,
Не затихнет никогда.
Ну, а если так случится-
Ждет хозяина беда».

Отгадайте, что это? (Сердце.)

Ярким представителем какой системы оно является? (Кровеносной.)

Как вы думаете, у каких людей самое здоровое сердце? (Спортсмены.)

(Учитель выставляет табличку группе №2.)

Отгадайте, о чем идет речь?

«Когда мы едим – они работают,
Когда не едим - отдыхают».
(Зубы.)

Представителями какой системы органов они являются? (Пищеварительной.)

Чья профессиональная деятельность тесно связана с правильной работой этой системы? (Повар.)

(Учитель выставляет табличку группе №3.)

Посмотрите на картинку. Что это? (Учитель показывает карточку.) (Легкие.)

А название системы, в которой они является необходимым элементом? (Дыхательная.)

Люди какой профессии заботятся о том, чтобы мы дышали только чистым воздухом? (Экологи.)

(Учитель выставляет табличку группе №4.)

«Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это … .

Отгадайте, о людях какой профессии идет речь?

С какой системой органов человека они находятся в тесном контакте? (Выделительной.)

(Учитель выставляет табличку группе №5.)

«Два братца глядятся, друг друга не видят?» (Глаза.)

К какой системе органов относятся глаза? (К органам чувств.)

Люди какой профессии помогают нам быть наблюдательными, внимательными, все запоминать? (Учитель.)

(Учитель выставляет табличку группе №6, если в классе на уроке присутствуют гости – учителя, то можно им предложить участвовать в подобной работе.)

3. Работа над пройденным материалом.

Итак, все участники нашей встречи в сборе. Руководить сегодняшним заседанием прошу разрешите мне, вашему учителю.

1) Разминка.

  • Скажите, ребята, а кто (что) управляет нашим сложнейшим механизмом организмом? Мы сможем узнать об этом наверняка, разобрав «кирпичную стену» (слайд № 3, приложение). Ваша задача – ответить правильно на вопрос. (Фронтальная работа, но карточки с вопросами выданы каждой группе.)
  • Значит, именно головной мозг обеспечивает полноценную работу всего нашего организма. Главным элементом какой системы он является? (Нервной.)

2) Работа с группами.

А) Подготовительный этап.

Сейчас участники нашей встречи будут готовиться к выступлению. Все необходимые рабочие материалы в виде плана выступления, карточек - заданий, а также – справочный материал руководители групп могут получить у учителя. Время на подготовку – 3-5 минут. Готовьтесь. (слайд №4, музыкальная заставка, приложение)

Б) Отчет групп.

Первыми выступают врачи – травматологи (слайды № 5-6, приложение).

План выступления:

  1. Девиз группы. (Придумайте.)
  2. Строение скелета (показать на интерактивной доске – слайд №5, приложение).
  3. Значение скелета для человека.
  4. Как оказать первую помощь при переломе? (Показать.)
  5. Советы доктора (слайд № 6, карточка №1, приложение).

Карточка № 1

Советы, которые помогут сохранить здоровым опорно-двигательный аппарат:

  1. На бегу не забывай … .
  2. Не … с большой высоты.
  3. Если почувствовал резкую боль, не пытайся … , а срочно иди … .

Физкульминутка.

Скажите, ребята, как называется подвижное соединение костей? (Сустав.)

(Слайд №7, приложение.) Подвижны ли ваши суставы? (Слайд №7,звучит мелодия, приложение.)

Вращаем суставом запястья, подвижны ли соединения головы и туловища, вращаем голеностопным суставом, вращаем тазобедренным суставом и т.д.

(После выступления). О том, что скелет не только является опорой нашего организма, но и защитой для внутренних органов мы с вами ещё раз сейчас убедились, благодаря работе врачей – травматологов. А знаете ли вы, что для того, чтобы опора нашего организма была действительно прочной, в меню каждого человека должно быть обязательно включено кунжутное семя, листовые овощи, сыр, натуральные йогурты и творог. В благодарность за работу группе – творожок «Растишка».

Дальше слово предоставляем спортсменам. (слайды № 8-9, приложение)

План выступления:

  1. Девиз группы. (Придумайте.)
  2. Значение кровообращения для организма.
  3. Сердце и его помощники (кроссворд на интерактивной доске – слайд №8, приложение).
  4. Как и зачем определять пульс? Измерить пульс в покое. Затем сделать 10 приседаний. Выяснить, как изменилась частота пульса. (показать, тренироваться на всем классе, в помощь слайд № 9, приложение)
  5. Советы спортсменов (карточка №1)

Карточка № 1

Советы спортсменов:

  1. Во время бега дыши … . Сердце нужно больше … .
  2. Нагружая сердце, надо проявлять осторожность, чтобы … .
  3. Занимаясь спортом, полезно знать свой … .

(После выступления) Для того, чтобы у наших спортсменов не было никаких проблем с кровеносной системой угощаем их гематогеном и яблоками.

Теперь слово за экологами. (слайды № 10-11, приложение)

План выступления:

  1. Девиз группы. (Придумайте.)
  2. Практическая работа: «Реанимируйте человека" (слайд №10, опыт, приложение)
  3. Значение процесса дыхания для организма (карточка №1)
  4. Схема дыхания. (слайд №11, приложение)
  5. Советы специалистов (карточка №2)

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные слова.

Дыхание – это обмен … между организмом и … . То есть обеспечение организма … и выделение .. в окружающую среду.

 

Карточка № 2.

Советы специалистов.

  • В комнате пыли в 10-20 раз больше, чем на улице, значит, помещение надо … .
  • … очищают воздух.
  • Транспорт должен перейти на экологически … … .

 

 (После выступления.) Чтобы органы дыхания у наших экологов работали всегда на высоком уровне, наш совет дарит им мыльные пузыри и воздушные шарики.

Слово нашим поварам. (слайд №12, приложение)

План выступления:

  1. Девиз группы. (Придумайте.)
  2. Процесс пищеварения: «Путешествие пирожка» (либо просмотр видеоматериала из видеосборника «Анатомия и физиология человека. Выпуск 1. Для учащихся 8-9 классов», либо сюжет из интерактивной энциклопедии «Моё тело. Анатомия и физиология человека»(№ 24 из раздела «Строение пищеварительной системы»)
  3. Значение процесса пищеварения для организма (карточка №1)
  4. Советы поваров (карточка №2)

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные слова.

Питание – это процесс, благодаря которому организм усваивает нужные вещества: … , … , … .

… … – это наша профессия.

 

Карточка № 2.

Советы поваров.

  1. Чем красивее выглядит еда, тем больше выделяется … и желудочного … .
  2. Чтобы расти здоровым, надо правильно … .
  3. Пища должна быть не только вкусной, но и … .
  4. В пищу надо больше употреблять … и … .

 

 (После выступления.) А знаете ли вы, что для того, чтобы пищеварительная система нашего организма работала «без перебоев», в меню каждого человека должно быть обязательно включены сухофрукты, орешки фундук, мюсли. В благодарность за работу группу угощаем батончиками «Мюсли».

Разрешите слово предоставить ярким ценителям красоты – косметологам. (слайд №13, приложение)

План выступления:

  1. Девиз группы. (Придумайте.)
  2. Значение выделительной системы. (слайд №13, приложение)
  3. Схема строения выделительной системы (карточка №1)
  4. Почему важно ухаживать за кожей? (карточка №2)
  5. Советы специалистов (карточка №3)

Карточка № 1

Схема строения выделительной системы человека.

Подпишите названия органов.

1.___________________

2.___________________

3.___________________

4.___________________

5.___________________

6.___________________

 

Карточка № 2

Почему важно ухаживать за кожей?

Кожа выделяет … и … . Они перемешиваются с пылью и грязью, … на коже закупориваются. Кожа плохо … . Размножаются болезнетворные … Появляются … .

 

Карточка № 3

Советы специалистов.

  1. Руки надо мыть с … .
  2. … пена должна быть обильной, так как она хорошо растворяет кожное … и удаляет грязь.
  3. Ногти должны быть … . Нельзя их … .
  4. Необходимо следить за волосами, мыть их … не чаще … раз в неделю.

(После выступления.) Знаете ли вы, для того, чтобы у человека хорошо работала выделительная система, всего лишь необходимо пить минеральную воду или брусничный сок (морс). Группу угощаем минеральной водой.

Физкульминутка (включить спокойную мелодию, дети кладут голову на руки, закрывают глаза).

Напоминаю вам, ребята, что мы сейчас присутствуем на уроке. Поэтому слово предоставляется тем, кто организует вашу работу на уроке, помогает вам. Слово – учителям.

(Так как на моём уроке присутствовало много учителей из нашей гимназии, то подобную работу, только в упрощенном варианте я провела и с ними).

1) Блиц-турнир (слайд №14, приложение, вопросы записаны на доске, а возможность интерактивной доски в виде «шторки» помогает тут же проверить):

  • Органы чувств. Сколько их? Перечислите.
  • Какой орган был включен в работу во время физкультминутки?
  • Около 90% информации об окружающем мире дают … .
  • Слепые люди для ориентирования в пространстве полагаются … .

2) Практическое задание:

Справка. Существует специальный алфавит для слабовидящих людей. Называется он – шрифт Брайля. В нем, при помощи пальцев, можно нащупать рельефные буквы и прочитать необходимое.

Задание. Ребята из нашего класса подготовили заранее для вас, уважаемые учителя, листочки, на которых, используя шрифт Брайля, написали по одной букве. Ваша задача – прочитайте букву с закрытыми глазами, объедините все буквы между собой так, чтобы получились ключевые слова. (В этот момент ребята-помощники контролируют происходящее)

(В итоге у учителей получилось: «Будьте здоровы!» (слайд №15, приложение))

(После выступления.) Для того, чтобы наши учителя никогда не оказались в такой безнадежной ситуации, чтобы их глаза были всегда зорки, совет решил им подарить витамины и книжки из серии «Третий глаз».

4. Заключительная часть.

Ну, а наша встреча подходит к концу. Сегодня мы с вами смогли посмотреть на организм человека глазами людей разных профессий.

Что же мы смогли сообща выяснить о человеческом организме?

Рефлексия.

Домашнее задание. Составить обобщенную викторину или кроссворд по теме «Тело человека».