Урок развития русской речи во 2-м классе "Изложение с элементом сочинения"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок отработки умений и навыков.

Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова.

Оборудование:

Для учителя:

  • текст «Каким бывает снег»;
  • стихотворение «Зимнее» С. Островой.

Для учащихся:

  • раздаточный материал текст «Каким бывает снег» (карточка №1);
  • опорные слова (карточка №2);
  • предложения для использования в сочинении (карточка №3).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Активизация знаний учащихся.

Загадка.

Белое покрывало
На земле лежало,
Лето пришло-
Оно все сошло.
(снег)

Учитель. Расскажите все о слове «снег». Что знаете о снеге? Составьте со словом «снег» словосочетание существительное +прилагательное.

Снег (какой?)

  • легкий
  • пушистый
  • колючий

Комментарий:

Словосочетания записываются на доску.

Учитель – Для чего провели эту работу?

Дети – Это может пригодиться на уроке.

3. Постановка цели урока.

Учитель. Это вам поможет при написании изложения. Что такое изложение?

Дети. Это письменный пересказ текста.

Учитель. Какие задачи ставите перед собой?

Дети. Внимательно слушать анализировать услышанное и постараться точно передать содержание текста.

Учитель. Моя задача – помочь вам в достижении этих задач.

4. Чтение текста и составление плана.

Комментарий: Чтение названия текста с доски.

Учитель. О чем будем писать, как думаете? Прочитаем и убедимся в этом.

Комментарий: Чтение вслух текста учащимися с карточки №1

Карточка №1

Каким бывает снег.

Робкий и тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый.

Сильный и спокойный снег в январе. Тяжелым и холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья.

Февральский снег самый злой и колючий. Лютует снег. Бьет путника по спине.

Учитель. Ваши впечатления? О каком снеге говорится? Сколько частей в тексте? Как узнали?    О каком снеге можно еще рассказать? Эту часть текста вы сочините самостоятельно. Это будет ваша творческая работа. Как называется этот вид работы?

Дети. Этот вид работы называется сочинением.

Учитель. Сколько частей в тексте?

Дети. В данном тексте будет 4 части.

Учитель. Предлагаю последнюю часть озоглавить «Последний снег».

Комментарий: Составляется и записывается план текста.

План.

  1. Первый снежок.
  2. Снег в январе.
  3. Февральский снег.
  4. Последний снег.

Учитель. Мы составили план. Зачем он нужен?

Дети. Это помощь в написании изложения.

5. Работа над орфограммами.

Учитель. Еще вам в помощь опорные слова. Возьмите карточку №2.

Карточка №2

I

 

II

 

III

ро.кий

 

сильный

 

злой

на черную

 

спокойный

 

к.лючий

серое

 

т.желым

 

лютует

белый

 

накрывает

 

б.ет

сне.

 

х.л.дным

 

 

ле.

 

гнет

 

 

_____ , а ____.

 

к з.мле

 

 

Учитель. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. Назовите проверочное слово. Найдите слова с парной согласной в корне слова. Назовите проверочное слово. Найдите слова с подчеркнутой орфограммой. Прочитайте по слогам. Слово с мягким разделительным знаком.

6. Работа и запись текста по частям.

Комментарий: чтение 1 части.

Учитель. Какой снег осенью?

Дети. Снег осенью робкий, тихий, белый.

Учитель. Как его называет автор?

Дети. Автор называет его «снежок»

Учитель. Почему?

Дети. Автор так называет его, потому что он первый.

Учитель. Сколько предложений в этой части? Что интересного в этой части?

Дети. Есть предложение с противительным союзом.

Комментарий: учитель обращает внимание детей на схему предложения в опорных словах карточки №2.

  1. Дети пересказывают 1 часть;
  2. Чтение учителем 1 части;
  3. Запись 1 части;
  4. Проверка.

Учитель. О чем будем писать во 2 части?

Дети. Будем писать о снеге в январе.

Учитель. Передать содержание 2 части помогут вопросы, записанные на доске, и опорные слова на карточке №2.

Доска.

Какой снег в январе?

Каким «одеялом» он накрывает поля?

Что делает с деревьями снег?

Комментарий:

  1. Дети устно составляют предложения, отвечая на вопросы;
  2. Подбираются синонимы слову «гнет». (Давит, пригибает, прижимает.)
  3. Пересказ 2 части, опираясь на вопросы и опорные слова (карточка №2);
  4. Чтение 2 части про себя;
  5. Запись 2 части;
  6. Проверка-чтение.

Учитель. Прочитайте 3 часть о февральском снеге. Какой февральский снег?

Дети. Февральский снег самый злой и колючий.

Учитель. Что он делает?

Дети. Снег лютует, бьет путника по спине.

Комментарий:

  1. Подбираются синонимы к словам «лютует», «путник»;
  2. Пересказ 3 части, опираясь на опорные слова(карточка №2);
  3. Чтение 3 части;
  4. Запись 3 части;
  5. Проверка.

Учитель. Прочитайте название 4 части. О каком снеге напишем?

Задача этого этапа урока – проявить свое творчество. Поможет вам в этом репродукция картиныК.Ф. Юона «Конец зимы».

Учитель. Когда бывает последний снег? Какой он?

Дети.

  • Плотный
  • Липкий
  • Мокрый
  • Талый

Учитель. Какой он по цвету?

Дети.

  • Темный
  • Синий

Учитель. Образуйте глагол от этих прилагательных. Что сделал снег?

Дети. Снег потемнел, посинел.

Учитель. Что еще делает снег в марте и апреле?

Дети. Снег тает.

Комментарий: В ходе работы на доске записываются слова.

последний

потемнел

липкий

посинел

мокрый

тает

талый

 

плотный

 

Учитель. Отчего снег становиться таким?

Дети. Ярче светит солнце.

Учитель.– В работе можно использовать карточку №3.

Карточка №3

  1. Последний снег в марте и апреле.
  2. Кое-где чернеют первые проталины.
  3. Мартовское небо голубое и чистое.
  4. Солнце светит и греет.
  5. На солнечной стороне тает снег.
  6. Радостно светит в весенний день солнышко.
  7. Снег стал плотным и липким.
  8. Талый снег съедает мокрый ветер.

Комментирование:

  1. Дети устно составляют предложения, используя дополнительный материал: карточку №3 (предполагается дифференцированный подход к учащимся), слова с доски;
  2. Запись предложений;
  3. Чтение 4 части.

7. Чтение текста.

Комментарий: Зачитываются разные варианты текста.

9. Итог урока.

Учитель. Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли мы этих целей? Что заинтересовало на уроке? С какими трудностями столкнулись?

Комментарий: Учитель заканчивает урок стихотворением «Зимнее» С. Островой. (Приложение №1)