Мы живём в очень сложное время - время перемен. Изменения в системе образования неизбежно вызывают изменения в управлении образованием. В новых условиях изменился характер деятельности руководства, его социальный статус и социальная роль. В условиях юридической и финансовой самостоятельности мы теперь выступаем полноправным стратегом. Администрация определяет перспективы развития своего учреждения и несёт ответственность за его будущую судьбу, а это может быть как процветание, так и ликвидация вследствие полной бесперспективности. На современном этапе развития образования необходимо искать управленческие средства для стимулирования процесса развития школы, повышения её морального авторитета и расширения масштабов инновационной деятельности педагогических кадров. Существующее законодательство создаёт новую правовую базу для принятия образовательными учреждениями самостоятельных стратегических решений в образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.
Программа модернизации предполагает, что учреждения не только сохраняют право на самостоятельность, но и должны его реализовывать. Одновременно предметом забот становится имидж учреждения и его конкурентноспособность на рынке образовательных услуг, привлечение клиентов, налаживание социального партнёрства, фандрайзинг и организация социального проектирования. Главной заботой администрации становится создание благоприятных условий для деятельности школы.
Сегодня самой большой проблемой для нас является сдача позиций, которые были прочно завоёваны ранее школами искусств. Если раньше приходилось тщательно просеивать поступающих, то сегодня мы принимаем всех, кто пришёл. ДШИ утрачивает статус учебного заведения со своими задачами.. Размышляя о причинах потери ДШИ былого престижа, можно отметить как внешние так и внутренние глобальные изменения в нашей жизни. Волнующей проблемой практической деятельности школ остаётся подход к обучению разношёрстного по уровню способностей, мотивации, состоятельности, эмоциональной и интеллектуальной сфер контингента. В федеральном законе «Об образовании» наши школы отнесены к учреждениям дополнительного образования, оказавшись на 8 месте в иерархии учреждений, удовлетворяющих различные интересы детей - после центров детства, станций юных натуралистов и туристов, клубов юных моряков и др.
Таким образом, узаконена вторичность художественного и духовного развития личности. Что касается нашей школы, то здесь ещё срабатывает и понятие специфических условий нашего региона таких как временщина, взгляд и безразличие обывателя, приехавшего на Север только заработать… Между тем, именно эстетическое воспитание является мощным инструментом в формировании нового человека, а это требует соответствующих изменений в подходах, содержании и методах работы. Следовательно, получается, что мы сами должны позаботиться о занятиях в доступных формах для общественно-художественного и эстетического развития своих учащихся.
История детской школы искусств № 2 – значительная часть жизни города Новый Уренгой. Уже 26 лет наша школа занимается творческим воспитанием детей. Основные направления школы напрямую связаны с исполнительской практикой учащихся, а во главу организации учебного процесса поставлено получение конкретного творческого результата, как каждым ребёнком, так и отделением, так и школой в целом. Основными принципами организации нашей концертной деятельности являются:
- поиск и апробация современных форм культурно-просветительских мероприятий, использование приёмов художественного воплощения при подготовке творческого проекта;
- разработка форм совместной творческой деятельности для всех отделений школы, реализация практико-деятельного подхода в образовании;
- освоение современного концертного репертуара для участия в культурно-массовых мероприятиях различной жанровой направленности.
Не секрет, что в основе любого вида деятельности лежит стремление к результату. По мнению психологов, у детей младшего и среднего школьного возраста есть один мотив для обучения в школе искусств, а именно – интерес к творчеству и возможность самовыражения. Поэтому надо предоставить ребёнку аудиторию, которая сможет оценить его работу. В связи с этим, администрация приняла решение искать новые формы проведения концертов, способствующие выгодной демонстрации достижений учащихся и сохранению их интереса к учёбе. Нам так кажется, что для этого необходимо использовать технические возможности школы, позволяющие оживить традиционные академические формы. Администрация считает, что дети растут в мире современной звуковой техники, поэтому игнорировать техническую сторону при подготовке и проведении концерта бесперспективно. Гораздо правильнее использовать достижения прогресса для популяризации академического искусства. Грамотная работа с микрофоном помогает в поисках динамики и тембровых красок, а видеоряд углубляет содержание прослушиваемого произведения, предлагая определённые ассоциации.
(Приложение, слайд 2) ДШИ №2 является своеобразной творческой лабораторией, работающей в инновационном режиме, организующей поиск, разработку и освоение нового содержания образования, форм и методов его реализации. В этих условиях управление становится системообразующим фактором дальнейшего развития школы. Управление образовательным процессом в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро изменяющиеся условия.
У нас в школе сложилась своя система управления, основной функцией которой является создание условий для достижения поставленных целей, где инициируются инновации, поощряется активность, творчество, новаторство педагогов, и где администрация видит, ценит и стимулирует педагогический результат.
5 лет назад администрация ДШИ № 2 разработала и учредила Положение о конкурсе профессионального мастерства преподавателей с вручением победителям премии «Золотая нота». (Приложение, слайд 3)
Конкурс проводится по следующим номинациям: лучшее мероприятие года; лучший творческий коллектив года; лучший преподаватель-методист года; лучший концертмейстер года; творческие коллективы и исполнители – открытие сезона и т.д. (Приложение, слайд 4-7)
Была введена особая номинация - «За содействие и спонсорскую помощь юным дарованиям ДШИ № 2». Кроме того, в прошлом году мы приняли решение об учреждении специальной премии «Добрая лира», которая будет вручаться преподавателям, имеющим большой стаж плодотворной педагогической работы к юбилейным датам. (Приложение, слайд 8)
Торжественная церемония «Закрытия творческого сезона с вручением премии «Золотая нота» проходит в городском ДК «Октябрь». Это мероприятие стало значимым музыкальным событием не только для школы, но и для города. Присутствие на церемонии большого количества приглашенных гостей создает определенный позитивный резонанс в городе. Мероприятие освещается во всех средствах массовой информации, публикуется в печати, транслируется по местному телевидению. (Приложение, слайд 9)
Для перехода в режим развития очень важен высокий профессионализм работников с ориентацией на постоянное самосовершенствование.
ДШИ № 2 – учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности своего микросоциума в сфере культуры и искусства. Решение поставленных задач возможно только в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.
Большую роль в развитии творческой личности играет возможность взаимодействовия с внешними партнёрами из других образовательных и научных структур. Активное сотрудничество с внешними партнёрами неизбежно вносит в замкнутое педагогическое сообщество новые веяния и информацию, возникают новые идеи и потребность в развитии.
Сегодня перед администрацией школы стоит важная задача: в инновационной школе должна быть нормальная управленческая работа, где воодушевляют общие задачи, и увлекает цель – сделать процесс обучения привлекательным как для учителя, так и для учащихся. Для управления, я полагаю, важно во всё уметь найти позитив.
Основные принципы, которых мы стараемся придерживаться при руководстве процессом работы нашей школы:
Управленческим законом для нас стало понятие, что нельзя ставить задачу, которая чётко не сформулирована. Общий алгоритм управленческой деятельности известен: педагогический анализ, подготовка к принятию управленческого решения, организация коллектива на его выполнение, внутришкольный контроль и координация действий. Отсюда следует, что с одной стороны управления – это правильно определённые приоритеты и способность выразить их, сформулировать, спрогнозировать результат. С другой – это мужество принятия на себя ответственности за эти действия. Приняв за аксиому необходимость перехода школы в режим развития, мы неизбежно приходим к важному вопросу – какие условия необходимы для перехода в этот режим?
Администрации было необходимо провести стратегическое исследование, позволяющее выработать концепцию развития в рыночных условиях. Прежде всего, мы должны были исследовать всё то, что нас окружает. Одной из характеристик социокультурной среды школы, которая практически определяет его режим развития, является противостояние социокультурной среды школы внешним условиям.
Основными объектами исследования внешней среды для нас были: Социальная ситуация; Потенциальные ученики; Рынок рабочей силы; Конкуренты.
Немаловажным для обеспечения конкурентоспособности школы является внутренний анализ кадрового состава; перспектив развития; методического обеспечения; аудитории учащихся; родительской аудитории; образовательных услуг; корпоративной культуры; финансовой составляющей; материально-технической базы.
С целью изучения сильных и слабых сторон школы для последующей разработки перспектив её развития, нами было проведено анкетирование. По мнению опрашиваемых, к сильным сторонам нашего учреждения относятся: уровень культурно-просветительской работы, материально-техническая база, высокий профессиональный уровень педагогов старшего поколения. Самой большой проблемой все назвали неудачное месторасположение нашей школы и окружение её другими культурно-досуговыми учреждениями.
Важным объектом исследования внутренней среды является наша образовательная услуга. Каждый товар, в том числе и продукт культуры, имеет свой жизненный цикл, определяемый тенденциями рынка. Поэтому необходимо своевременно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Для этого надо вести постоянный мониторинг, изучая спрос на дополнительные образовательные услуги.
Изучив корпоративную культуру в ДШИ № 2, администрация сделала вывод, что та представляет собой систему главных ценностей, традиций, убеждений, обычаев, разделяемых членами организации. С целью формирования организационной культуры в школе намечен ряд мероприятий таких как: материальное стимулирование сотрудников, создание условий для их карьерного роста и повышения квалификации, выдвижение на руководящие посты людей инициативных, имеющих качества лидера и зарекомендовавших себя профессионалами своего дела.
Администрация школы систематически проводит опросы населения зоны влияния ДШИ № 2 по вопросам занятости детей в свободное время, о взаимоотношениях в семье, о влиянии родителей на формирование мировоззрения ребёнка и умение им найти своё место в социуме. Проведённые исследования позволили сделать вывод о том, что совсем небольшой процент респондентов готов вкладывать часть доходов в музыкальное образование своих детей. На первое место выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены вопросом, пригодится ли их ребёнку музыка, если в будущем он изберёт другую профессию. Поэтому для сохранения школы искусств как особого вида образования, необходимо находить новые аргументы в его пользу, заботиться о создании нового имиджа учреждения. Следует особо подчёркивать не элитность образования, а его полезность для развития личности и успешного продвижения по жизни. Для вовлечения как можно большего количества детей в систему эстетического образования нужно расширить и усилить мотивацию их родителей. С этой целью в школе продолжает работать Лекторий для преподавателей и родителей, в рамках которого прошёл цикл лекций «Ребёнок и музыка». В этом году вся его работа шла под эгидой «Года молодёжи».
Одним из важнейших направлений работы администрации школы должно стать развитие связей с общественностью. Общественность – это представители различных категорий населения, с которыми школа вступает в контакт. К ним относятся: педагоги, учащиеся, родители, представители органов власти, предприятия, партнёры по проектам, СМИ и пр. Мы постоянно приглашаем СМИ для поддержания и освещения школьных событий. Важно, чтобы мероприятия освящал специалист, понимающий наши проблемы. Школе повезло. Уже 5 лет мы сотрудничаем с Н.В. Печёркиной из телерадиокомпании «Импульс». Ни одно мероприятие в школе не прошло без её участия. По итогам ежегодного конкурса «Золотая нота», она дважды становилась обладательницей этой премии.
(Приложение, слайд 10) Наш коллектив тесно связан с городской газетой «Правда Севера». (Приложение, слайд 11) Материалы о нашей школе постоянно мелькают на её страницах. Сотрудник газеты (Приложение, слайд 12) П. Росошик совместно с нашим преподавателем Томановой Т.В. написали песню, которая стала гимном церемонии вручения премии «Золотая нота». Администрация школы мечтает иметь в местной газете свою постоянную рубрику, в которой будет отражаться информация о преподавателях, о жизни отделений, успехах отдельных коллективов или детей; о наиболее значимых для города концертах и мероприятиях.
Анализ результатов деятельности преподавателей ДШИ выявил следующее: не смотря на то, что наиболее эффективно работают представители старшего поколения, необходимо омолодить педагогический коллектив. На сегодняшний день, наряду с преподавателями, проработавшими в школе много лет, в коллективе появились молодые педагоги, у которых возникли проблемы, сопутствующие молодым специалистам при получении преподавательских навыков и умений. Поэтому перед опытными коллегами встал вопрос о возрождении «наставничества» как одной из важных составляющих в образовательном процессе. С цельюактивизации творческой деятельности молодых преподавателей школы, повышения качества учебно-методической деятельности, пропаганды профессии учитель в 2005г. администрацией школы был учрежденконкурс профессионального мастерства молодых преподавателей «ДЕБЮТ», который будет проходить раз в 3 года по двум номинациям:молодой исполнитель и молодой педагог-исследователь. Победитель конкурса становится номинантом на получение премии «Золотая нота». (Приложение, слайд 13)
Одним из условий развития школы можно назвать систему традиций. Школа продолжает разрабатывать не единичные, а системные мероприятия в рамках творческих проектов. Успешная реализация творческих программ и проектов ДШИ №2 во многом зависит от преподавателей, увлеченных педагогическим и художественным творчеством.
Начиная разработку проекта, необходимо определить на какую потребительскую аудиторию он рассчитан. Раскрутка проектов – самостоятельный творческий процесс. Фантазия, проявленная при создании проекта, нетрадиционные приёмы его продвижения способны принести учреждению долгосрочные дивиденды, ведь проектная работа – это особая философия образования со своими целями, содержанием и результатами.
Работа над проектом имеет 3 этапа.
Первый этап – планирование, составление программы, установление контактов и встреч, создание базы данных, поиск разных форм и возможностей финансирования и пр. Проект должен содержать элементы новизны и оригинальную прикладную часть. Важно в создании проекта – разностороннее и ярко описать его предысторию и настоящее, отличительные особенности задуманного.
2 этап – непосредственное проведение запланированных мероприятий.
3 этап – контроль за выполнением, обобщение опыта, анализ и оценка результатов.
В ДШИ №2 успешно реализуется ряд творческих проектов, способствующих созданию художественно-эстетической среды и развивающих интеллектуальный, духовный и творческий потенциал учащихся и преподавателей. Педагогический коллектив школы искусств вышел на новый уровень своей деятельности, который позволил только за последние годы создать нескольких новых её направлений.
Реализация творческих проектов в нашей школе началась в 2003году с основания «Маленькой Академии» - серии развлекательно-познавательных театрализованных лекций-концертов для самых маленьких слушателей и их родителей. Этот творческий эксперимент оказался весьма удачным. Большой интерес к этому проекту проявляют дошкольные учреждения города. Игровая форма уроков-представлений Маленькой Академии наиболее соответствует возрастным психологическим особенностям дошкольников. Герои – «Академики» в доступной форме знакомят малышей с правилами поведения на концертах, с основными музыкальными понятиями, жанрами, композиторами, прививают навыки слушателя. С каждым годом увеличивается количество юных зрителей на театральных представлениях. «Маленькая Академия» стала визитной карточкой ДШИ №2. (Приложение, слайд 14)
В этом же году родился проект «Арт-беби», который предусматривает систематическую работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и их родителями. «Арт-беби» работает по следующим направлениям:выездные лекции-концерты для самых маленьких слушателей в 8 детских садах города и лекторий для их родителей со следующей тематикой: «Значение эстетического воспитания в развитии ребенка». (Приложение, слайд 15)
Хороший пример оказался заразительным. Появилась идея создания проекта, направленного на воспитание милосердия, внимания к ближнему, доброты, сострадания, оказания нравственной, духовной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и посетителям «Центра обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Так родился проект «От сердца к сердцу». Стали традиционными циклические мероприятия из серии «Шедевры музыкального искусства». (Приложение, слайд 16)
На протяжении ряда лет нашей школой поддерживаются творческие контакты с общеобразовательными школами города, гимназией, техникумом нефтяной и газовой промышленности, но только в прошлом году наше сотрудничество вылилось в создание нового проекта «Воспитание – искусством». Для этой возрастной категории отбор музыкальных номеров и составление музыкальных программ проводится особенно тщательно. Несмотря на непопулярность классического искусства среди молодежи, наша школа продолжает работу по пропаганде лучших образцов классического наследия, джазовой и эстрадной музыки. В рамках этого проекта работает Музыкальная гостиная. Третий год продолжается тесное сотрудничество с городской литературной гостиной «Горенка книгочеев» и Управлением семейной и молодёжной политики. Всего за это время было проведено 28 совместных мероприятий. (Приложение, слайд 17)
О создании следующего проекта хочется сказать особо. Проект «Художественный салон» задуман нами совместно с городским музеем изобразительных искусств, с которым школа активно сотрудничает уже много лет. Педагоги и ученики являются участниками почти всех вернисажей, проводимых в музее. Музыкальное оформление гармонично вписывается в общую атмосферу презентаций и выставок. Концерты в музее рассчитаны на разную публику. Но самыми многочисленными зрителями являются учащиеся общеобразовательных школ города. Не раз в адрес юных музыкантов и их педагогов звучали слова благодарности от посетителей музея. Но было бы несправедливо забыть о тех людях, которые работают с нами в одном здании и когда – то были одним из отделений нашей школы. Мы осознали необходимость более в тесном сотрудничестве и использовании творческого потенциала учащихся и педагогического коллектива детской художественной школы. Совместно с администрацией ДХШ был разработан проект «Музыкальная палитра», который уже успешно работает. (Приложение, слайд 18)
В рамках проекта «Планета Детства» проводятся сольные концерты, концерты класса преподавателя и тематические концерты. Проведение детского сольного концерта - одно из самых сложных мероприятий. Не каждый ребенок способен выдержать такое испытание, и не каждый педагог может его провести, т.к. успех зависит от многих факторов: степени подготовки ребенка, психологического настроя, формы проведения концерта, зрительской реакции и т.д. В прошлом творческом сезоне прошло 20 сольных концертов учащихся, преподавателей и концертов классов.
Сейчас в стадии разработки находится проект «Милосердие».
Этот проект нацелен на работу со специальной коррекционной общеобразовательной школой «Поддержка» и реабилитационным центром «Садко». Учитывая, что в этих учреждениях находятся дети с ограниченными возможностями, приходится очень тщательно продумывать каждый шаг. Мы начали разработку специальных мероприятий, нацеленных на приобщение больных детей к миру искусства, на создание условий для их полноценного общения с окружающим миром.
И ещё один новый проект, который рассчитан на различные слои населения. Это проект «Портреты в зеркале истории». Его идея состоит в том, чтобы через музыкальные шедевры, поэзию и живопись донести до слушателя колорит той эпохи, в которой жил и творил гений, о котором идёт речь. (Приложение, слайд 19)
Хочу остановиться на проекте «Уроки мужества», девизом которого могут быть слова - «Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого с его предками». Этот проект синтезировал всё лучшее, что было накоплено за достаточно короткий период нашей проектной деятельности. Реализуя задачи, поставленные в «Послании Президента РФ Федеральному собранию», проект способствует возрождению патриотизма и любви ко всему, что нас окружает. Большой отклик в сердцах учащихся находит общение с членами Общественной организации «Дети, опалённые войной», с которой наша школа сотрудничает не первый год. Здесь не на словах, на деле прослеживается взаимосвязь поколений. (Приложение, слайд 20)
Ценность проектов состоит в разносторонности использования их в течение длительного времени, в гибкости и открытости педагогов, в использовании новых ресурсов и адаптации образования к современным потребностям.
Всего в наших проектах за эти 6 лет было задействовано около 40 учреждений, более 30 000 детей и взрослых.
Отчёты по проектам показали обнадёживающие результаты и подтвердили, что мы можем в будущем рассчитывать на сотрудничество ДШИ и учреждений нашего города.
Все звенья педагогической деятельности преподавателей ДШИ № 2 взаимосвязаны между собой как часовой механизм. Вся работа построена так, что её можно легко проконтролировать и продиагностировать, произвести экспертизу и коррекцию и, самое главное, работать по принципу «НЕ НАВРЕДИ»! (Приложение, слайд 21)
Педагогический коллектив детской школы искусств № 2 г. Новый Уренгой остается в состоянии поиска и не останавливается на достигнутом. Высокий творческий потенциал педагогов школы, изменение в содержании образования способствуют тому, что появляются всё новые и новые результаты. Союз ученика и учителя – исследователя и творца в условиях Крайнего Севера в школе дополнительного образования действительно ведёт к сотрудничеству, сотворчеству и положительным результатам.
Поиск продолжается, и мы делаем это осознанно, так как убеждены, что построение системы музыкального образования в г.Новый Уренгой – длительный процесс. Хочется верить, что и в дальнейшем удача не отвернётся от нашего коллектива, и мы сможем сделать школьную жизнь более интересной, полезной и комфортной.