Ход занятия
1. Вводная часть.
Учитель: Сегодня на классном часе мы с вами будем играть. А называется наша игра… (на доске фраза, выложенная цветными буквами, “Умники и умницы”). В игре будет принимать участие весь класс, но соревноваться в итоге будут 9 человек. Ну, а кто будут эти игроки, мы выясним при помощи некоторых заданий. Игроки, которых мы выберем, будут называться агонистами. Греческое слово “агон” означает “соревнование”. Если игроки не смогут ответить на вопросы, то будут отвечать остальные ребята, которых мы будем называть “теоретиками”. Это слово произошло от слова “Цеория”, что означает “праздник”. Итак, предварительные задания начались. За каждый правильный ответ вы будете получать орден.
Предварительный этап:
1) Расшифровать ребусы.
Рисунок 1 (Москва)
Рисунок 2 (Лягушка)
Рисунок 3 (Собака)
2) Анаграммы: АУКЩ (ЩУКА), ЖАИРФ (ЖИРАФ), АШКОК (КОШКА).
(На обратной стороне слов, написанных цветным плакатным шрифтом, крепятся иллюстрации отгаданных животных. После того, как дети расшифровали слово, анаграмма переворачивается иллюстрацией).
3) Назвать друзей литературных героев:
1) У Маугли (Багира, Балу, Каа).
2) У Бременского музыканта Трубадура (осёл, пёс, кот, петух).
3) У Буратино (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин).
(Каждый ребёнок отгадывает по 1 заданию. По результатам правильных ответов выбираются участники игры – 9 человек).
1 АГОН
Этап I. “Литература”
- Литературные герои прислали нам телеграмму с загадками. Они пишут: “вам загадки посылаем, интересно нам узнать, кто их сможет отгадать?”.
(На доску по очереди крепится иллюстрация сказочного героя с заданием в виде телеграммы)
1.Что можно увидеть с закрытыми глазами?- спрашивает Красная Шапочка. (Сон)
2. А вот вопрос Буратино: “Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?” (Ночью)
3. Золушка хочет узнать: “Какие часы показывают точное время 2 раза в сутки?” (Которые стоят)
Этап II. Культура поведения
- Вашему вниманию предлагаются слова, которыми пользуются в начале разговора при встрече. (Плакат с записями слов).
- Пока.
- Здорово.
- Привет.
- Здравствуйте.
- Хеллоу.
- Доброе утро.
- Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым человеком?
- Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы. (Запись на доске)
- Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
- Здравствуйте, позовите Машу.
- Позовите Машу.
4) Здравствуйте, извините, Маша дома?
- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс.
- Найдите вариант наиболее вежливого выражения просьбы. (Зачитываются варианты ответов)
1) Можно войти?
2) Я войду.
3) Извините, можно войти?
Этап III. “Математика”
1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестёр всего? (1)
2. У Вали было 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок осталось у Вали? (2)
3. Одна сарделька варится 5 минут. За сколько минут сварятся 2 сардельки? (5 минут)
Этап IV. “Словесность”
Найдите рифму:
1. Пришёл к Айболиту барбос.
Меня курица… (клюнула в нос).2. Загляни-ка ты в кадушку-
И увидишь… (там лягушку).3. Пошла муха на базар
И… (купила самовар).
Выявляется победитель 1 агона, проходит и садится на стул.
Если все этапы проходят 2-3 участника игры, задаётся вопрос дополнительно: назовите клички собак, которые были у Мальвины, дяди Фёдора, Элли. (Артемон, Шарик, Тотошка).
II АГОН
Этап I. “Вопросы-загадки литературных героев”
Отгадать сказку по словам
1. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!
Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (“По щучьему веленью”).
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка! (“Снегурочка”).
3. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (“Дюймовочка”).
Этап II. “Культура общения”
- Вы, конечно, знаете сказку “Три медведя”. Давайте представим себе, что Маша не убежала, а вступила с медведями в разговор. Какой вариант разговора вам понравился бы больше всего?
1) Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2) Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок. Я помогу вам убрать.
3) Медведи! Я очень устала! Если Мишутка отнесёт меня домой, моя бабушка даст ему мёда и малины.
- Все вы любите получать подарки. Вспомните сказку К.И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.
Приходили к мухе блошки,
Приносили её сапожки.
А сапожки не простые -
В них застёжки золотые.
Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?
1) Что за чудные сапожки,
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
2) У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки,
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
3) Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору.
- А вот другие строки К.И.Чуковского из той же “Мухи-Цокотухи”:
Приходила к мухе бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе мёду принесла.
- Как бы вы поступили с этим подарком?
1) Поставите весь мёд перед гостями.
2) Спрячете весь мёд подальше от гостей.
3) Отложите часть мёда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.
Этап III. “Математика”
1) Если 1 петух закукарекает изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должны закукарекать, чтобы проснулось 3 человека. (Один).
2) В корзине 5 яблок. Как разделить их поровну между 5 детьми, но чтобы 1 осталось в корзине. (Одно отдать вместе с корзиной).
3) На что похожа половина яблока? (На другую половину).
Этап IV. “Словесность”
1. Кот кататься не привык -
Опрокинул… (грузовик).
2. Прибегали лягушата,
Поливали… (из ушата).
3. Приходите, тараканы,
Я вас… (чаем угощу).
*Выявляется победитель 2 агона, проходит и садится на стул.
Дополнительные вопросы: назовите клички котов: “Слепой кот”, товарищ лисы Алисы; кот Дяди Фёдора; котёнок, носящий собачье имя. (Базилио, Матроскин, Гав).
3 АГОН
Этап I. Вопросы литературных героев
1. Барон Мюнгхаузен желает знать, “На какое дерево садится ворона во время проливного дождя”? (На мокрое).
2. Спящая красавица просит ответить, “Что можно увидеть с закрытыми глазами”? (Сон).
3. Змея Горыныча мучает вопрос: “Какая первая женщина поднялась в воздух и на каком аппарате”? (Баба-Яга, на ступе).
Этап II. “Культура поведения”
1. Представьте себе такую ситуацию.
Вышел слон на лесную дорожку.
Наступил муравью на ножку.
И попросил у муравья прощения:
1) Извини, муравей.
2) Можешь и ты наступить на мою ногу.
3) Извини, пожалуйста, я нечаянно.
- Какие слова извинения вы считаете наиболее правильными?
2. У Бориса Заходера есть сказка “Ма-Тари-Кари”. В ней говориться о том, как маленькая птичка Тари почистила и вылечила Крокодилу зубы. И как крокодил её отблагодарил?
1) Спасибо.
2) Большое - большое спасибо тебе, добрая птичка! Мне гораздо, гораздо легче.
3) Большое – большое спасибо, птичка Тари!
- Выберите наиболее вежливую форму благодарности.
3. В автобусе сидит мальчик, а рядом стоит женщина. Заметив её он говорит:
а) Это место для детей.
б) Садитесь, пожалуйста.
в) Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Какой ответ вы считаете наиболее правильным и вежливым?
Этап III. “Математика”
1. В комнате горело 6 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось?(6)
2. На ветке сидело 5 синиц и 7 воробьёв. 6 птичек улетело. Улетел ли хоть один воробей? (Да).
3. Когда гусь стоит на 2 ногах, он весит 4 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (4 кг).
Этап IV. “Словесность”
Все продукты, которые мы употребляем в пищу, можно распределить на несколько групп: мясо, рыба, птица, крупа, овощи, фрукты, ягоды, грибы, напитки. (Запись на доске). Я буду называть продукт, а вы его группу.
Тыква-овощ Алыча-ягода Квас-напиток Фундук-орех Индейка-птица Сом-рыба Редька-овощ Колбаса-мясо Маслёнок-гриб |
вишня-ягода морс-напиток фисташки-орехи карась-рыба лимон-фрукт волнушка-гриб осётр-рыба дельфин-животное лимонад-напиток |
Выявляется победитель 3 АГОНА.
Дополнительный вопрос:
Как называются напитки, приготовленные из ягод, воды и сахара? (Кисель, компот, морс).
Как называется блюдо из нарезанных овощей, заправленное соусом или растительным маслом? (Салат).
Ну, что ж.
Итак, закончена игра. Давайте подведем итоги.
И победителей приветствовать пора.
Нам по нраву ваш характер боевой.
Темперамент наш весёлый, огневой!
Мы по праву призовые места достойным отдадим,
И призами их наградим.
***Награждение победителей.