На протяжении многих лет в своей педагогической практике используем технологию укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанную П. М. Эрдниевым.
УДЕ способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.
“Понятие укрупнение единицы усвоения достаточно общо, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:
Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т. п. (в частности, взаимосвязанных);
Обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т. п.);
Рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (в частности, деформированных упражнений);
Обращение структуры упражнения, что создает условия противопоставления исходного и преобразованного заданий;
Выявление сложной природы математического знания, достижение системности и целостности знаний;
Принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов)” [5, с.7].
Познакомим с опытом работы в этой технологии, сконструируем систему моделей уроков по алгебре в 7 классе, используя технологию УДЕ. Для этого:
Укрупним дидактическую единицу: умножение многочлена на одночлен.
Структурируем содержание учебного материала по урокам и смоделируем систему уроков.
Опишем модель одного урока из этой системы.
В действующих учебниках алгебры на разных страницах и на разных уроках рассматриваются взаимно-обратные действия и операции: умножение и деление многочлена на одночлен, разложение многочлена на множители вынесением общего множителя за скобку.
Предлагаем совместно и одновременно изучить указанные действия и операции. “Термин “одновременное изучение” подчеркивает ту мысль, что между изучением этих действий и операций должно пройти не более, чем несколько минут, а не сутки” [5, с. 26].
Однако на практике, удается на одном уроке изучить только умножение и деление многочлена на одночлен. Организуем учебную деятельность учащихся таким образом, чтобы на этом же уроке прозвучали слова “разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки”. Такой подход позволяет “изучать не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в едином, в целом” [5,с19]. Ученик имеет возможность рассмотреть “различие и сходство задач разного вида, овладевать приемами их дифференцирования, выбора действий” [5, с. 25].
Система моделей включает следующие уроки:
I урок. Тема: “Умножение и деление многочлена на одночлен”. Тип урока (классификация Т. И. Шамовой): учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов действий. На этом уроке введем взаимно-обратные действия умножения и деления многочлена на одночлен. Мотивируем учащихся на изучение темы следующего урока.
II урок. Тема: “Разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки”. Тип урока: учебное занятие по закреплению знаний и способов действий. На этом уроке мы будем раскладывать многочлен на множители, выполняя изученное на предыдущем уроке действие деления многочлена на одночлен и выполнять проверку разложения на множители умножением многочлена на одночлен. Тема новая, а способ решения известен, закрепляя изученные действия, мы получаем новые знания.
III–IV уроки. Тема: “Умножение многочлена на одночлен. Разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки”. Тип урока: учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий. На этих уроках мы узнаем: для чего необходимы новые знания и применяем их при сокращении дробей, упрощении выражений и решении задач.
В тематическом планировании на изучение этой темы отводится 5 часов. Мы используем 4 часа. Один час остается на изучение более сложных тем.
Модель урока № 1.
Тема. Умножение и деление многочлена на одночлен.
Тип урока. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов действий.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии УДЕ
Цели по содержанию:
А) образовательная: способствовать “открытию” правила умножения и деления многочлена на одночлен и осознанного применения правила.
Б) развивающая: продолжить обучение методам исследований и создания нового знания.
В) воспитательная: формировать опыт сотрудничества в группе, прививать интерес к самостоятельному овладению новых знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
ФОПД: фронтальная, групповая.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Группы выполняют задания:
Даны выражения:
3xy; y; x – y; a2bc3 -0,6; 2c2 +2d2; -12m3n3; 5x2 – 3y2;
а) Выпишите одночлены;
б) Выпишите многочлены.
Восстановите пропущенные выражения:
а) • 3x5 = 18 x6;
б) 1 • = 5x2y4;
в) ;
г) : ( -2p2k) = 4p2;
д) 12x2y4 : = -6y;
е) • = -18k4p2c;
Организуем самоконтроль по образцу с помощью интерактивной доски. Фронтально анализируем: почему некоторые выражения не отнесли ни к одночленам, ни к многочленам. Повторяем свойства степеней.
II. Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель. В предыдущей главе мы ввели понятие “одночлен”, а дальше рассмотрели сложение и вычитание одночленов, затем умножение и деление одночленов. Используя наш опыт изучения предыдущей главы, мы также ввели понятие “многочлен”, сложение и вычитание многочленов. Значит, по аналогии, о чем следует поговорить теперь? Об умножении многочленов предложат учащиеся.
Но здесь придется действовать не спеша. Вспомните, как вы в младших классах учились перемножать числа? Вспоминаем, что вначале умножали многозначное число на однозначное и только потом умножали многозначное число на многозначное.
Обсудив в группах, учащиеся сформулируют тему урока и поставят перед собой цель сегодняшнего урока: “сделать открытие” правила умножения и деления многочлена на одночлен, начать применение правила.
На доске и в тетрадях страницу делим пополам и выполняем записи в параллельных столбиках. Левый столбик называем “умножение”, правый столбик – “деление”.
Умножение Учитель. Предлагает выполнить умножение многочлена на одночлен (2a2 – 3 ab) ? (-5a) = Учащиеся, обсудив в группах, предложат сделать замену 2a2 = x Дальше можно применить распределительное свойство умножения (x + y) • z = xz + yz Заменим x, y, z, получим (2a2 – 3ab) • (-5a)= 2a2 • (-5a) – 3ab • (-5a) = -10a3 + 15a2b |
Деление Сами учащиеся, используя опыт изучения взаимно-обратных действий, запишут обратное действие (-10a3 + 15 a 2 b) : (-5a). Сделают замену -10a3 = n Вспомнят, как раньше делили сумму на число (n + m) : z = = 2a2 – 3ab |
Учащиеся в группах сформулируют правило умножения и деления многочлена на одночлен, используя двухэтажную запись. Затем фронтально обсуждаем правила умножения и деления многочлена на одночлен. Образец рассуждений можно проверить с помощью интерактивной доски.
Чтобы многочлен на одночлен, нужно каждый член многочлена на этот одночлен и полученные результаты сложить.
На уроке эти сдвоенные суждения прочитаем дважды, читают каждое правило разные ученики. Такая запись позволяет лучше запомнить и понять сходство и различие в этих определениях.
III. Первичное закрепление знаний и способов действий
Учитель предлагает в группах выполнить задания.
1. Выполните умножение и сделайте проверку.
а) (2a3 – 3) • 4a=
б) (6y3 – 4y2 +2) • (-3y)=
в) 8p2k3 • (-3k2 +2k -1)=
2. Выполните деление и сделайте проверку
а) (8a2 – 12a) : 4a=
б) ;
в);
При выполнении записанных выше заданий страницу тетради делим на два столбика. В левом столбике записываем действие, в правом выполняем проверку действия.
Действие Проверка
Выполнить действия (проверку не делаем, при необходимости проверку выполняем устно)
а) (20b3 – 16b2 + 8b) : 4b=
б)
в) 5k2(-3k2 +2k -1)=
г) (1 -3a +2b)6a3b2c=
д) (20b3 – 16b2 +8b) : 4b= .
Восстановить пропущенные числа (деформированные задания).
Деформированные задания в системе обучения методом укрупнения становятся одним из главнейших методических стержней.
“Где выполняются деформированные задания, там срабатывает механизм обратной связи, и там, где есть непрерывная подсознательная коррекция и исправление ошибок, там и достигается глубина и прочность знаний” [5, с 34].
а)
б) 5b(3b2 – 2b4)=15b3 -
в) 4ab( - )=8a2b -12ab2
г) (12xy + ) : = 3 + 4x
После выполнения заданий: самоконтроль по образцу (используется интерактивная доска).
Задания №1, №2, №3 мы относим к репродуктивному типу, задание № 4 – конструктивное. Уровень обучаемости учащихся разный, поэтому задание № 4 выполнят лишь некоторые группы.
Учитель предлагает выполнить умножение многочлена на одночлен 4k(3k2 – 2k +1).
Учащиеся запишут: 4k(3k2 – 2k +1)=12k3 – 2k2 + 4k.
Поменяем местами левую и правую часть записанного равенства 12k3 – 2k2 +4k = 4k(3k2 – 2k +1).
Замечаем, что выражение справа представляет умножение одночлена на многочлен. Или можно сказать, что справа записано произведение одночлена на многочлен.
Математики говорят, что мы разложили многочлен, записанный в равенстве слева на множители.
Как можно разлагать многочлен на множители? Это проблема следующего урока.
IV. Рефлексия
1. Выбери ответ. Я сегодня на уроке сформулировал правило умножения и деления многочлена на одночлен:
- Сам
- С помощью группы
- Прочитал в учебнике.
2. Выбери ответ
- Я понял, как применять правила.
- Я умею применять правила, но еще делаю ошибки.
- Мне необходима помощь группы для освоения правил.
3. Выбери ответ.
- Мне сегодня на уроке было интересно
- Мне сегодня на уроке было не очень интересно
- Мне сегодня на уроке было скучно.
V. Информация о домашнем задании
В зависимости от достижений группы на уроке учащиеся выбирают домашнее задание.
- Репродуктивный уровень. Выполнить действия умножения и деления многочлена на одночлен с проверкой. № 29.5(а,б) ,№ 29.9(б,в), № 26.2 А. Г. Мордкович. Алгебра 7 Задачник.
- Конструктивный уровень.
Привести выражение к многочлену стандартного вида, сравнить ответы. Почему они различные?
Литература
- Мордкович А.Г. Алгебра 7, в 2 частях, М, Мнемозина, 2008.
- Русских Г.А. Дидактические основы современного урока, Москва; Ладога-100, 2008
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды обучения, Москва; Дадога-100, 2002.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе, М, Центр “Педагогический поиск”, 2001.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике, М, Просвещение, 1986.