Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Многие воспитанники родились, живут и учатся в городе Надыме, но не все знают историю своего края, города; его героев, почетных граждан города, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Анализ изученной литературы по проблемам гражданско-патриотического воспитания детей показал, что программы по патриотическому воспитанию для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, отсутствуют. Поэтому актуальность данной программы очевидна. Обобщив имеющийся опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию, изучив основные положения государственной программы “Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 годы”, мы разработали образовательно-воспитательную программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей в условиях детского дома “Дом. Ямал. Россия”. Новизна программы заключается в том, что это система по гражданско-патриотическому воспитанию детей в разновозрастной группе, в условиях детского дома во внеурочное время.
Цель программы: воспитание у подрастающего поколения чувства любви к малой Родине, способности к проявлению чувства патриотизма, готовности служения Отечеству.
Задачи:
- Пробудить интерес к историко-культурному наследию дома, города, округа, страны.
- Расширить знания детей о природе Ямала и его обитателях.
- Способствовать сохранению культурно-краеведческих традиций народов Севера.
- Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.
- Формировать навыки проведения культурного досуга.
Данная программа рассчитана на 4 года, 144 часа (4 часа в месяц, 36 часов в год), включает в себя три блока:1 блок “Человек в обществе”, 2 блок “Ямал – частица России”, 3 блок “Гражданин и государство”.
Прогнозируемые результаты
- Возникнет заинтересованность детей историко-культурным наследием дома, города, округа, страны.
- Расширится круг знаний детей о природе Ямала, его обитателях.
- Возникнет чувство ответственности за будущее своей семьи, дома, города, округа, страны.
- Расширится контакт с культурными центрами города в сфере гражданско-патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома (МУК “Музей истории и археологии г. Надыма”, Центр национальных культур, Дом природы и т.д.)
- Будут созданы условия для развития познавательного интереса и творческих способностей детей (подбор литературы, наглядный дидактический материал, пакет сценарных разработок, техническое обеспечение).
Требования к знаниям и умениям
Дети должны знать:
- правила внутреннего распорядка воспитанника детского дома;
- особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
- правила поведения на природе;
- правила поведения в общественном месте: дома, на улице, в гостях, в общественном транспорте;
- иметь элементарные представления о взаимосвязи человека и общества;
- многообразие форм человеческого общения и качеств, помогающих в общении с людьми;
- основное содержание Конвенции о правах ребенка;
- необходимость соблюдения норм права;
- основные пункты Конституции РФ.
Дети должны уметь:
- общаться в коллективе, терпимо относиться к чужим недостаткам, достигать компромиссов в социальных конфликтах;
- соблюдать нормы морали и права в повседневной жизни;
- объективно оценивать свои и чужие поступки;
- бескорыстно совершать добрые и гуманные поступки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины, проявлять чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
Механизм оценки результативности реализации программы:
- Наблюдение
- Результаты игр и конкурсов
- Анкетирование.
Критерии результативности программы
Критерии | Показатели | Способ отслеживания |
1. Заинтересованность историко-культурным наследием дома, города, округа, страны | 1. Нравственная развитость 2. Эстетическая культура 3. Отношение к природе |
1. Анкета “Мои ценностные ориентиры” 2. Метод экспертной оценки педагогов 3. Педагогические наблюдения |
2. Наличие чувства ответственности за будущее своей семьи, дома, города, округа, страны | 1. Отношения с окружающими 2. Гражданское самосознание 3. Пользование инфраструктурами |
1. Методика изучения социализированности личности
учащегося (М.И.Рожков) 2. Методика определения уровня воспитанности по Н.П.Капустину 3. Методика выявления коммуникативных склонностей у детей |
3. Сплоченный детский коллектив, наличие умения воспитанников сочетать общественные и личные интересы | 1. Отношения воспитанников в коллективе 2. Культура поведения |
1. Методика А.Н.Лутошкина “Какой у нас коллектив?” 2. Методика “Цветик-семицветик” И.М.Витковской 3. Методика выявления уровня толерантности в детском коллективе. 4. Педагогические наблюдения |
4. Овладение социально-значимыми ролями: гражданина, защитника Отечества | 1. Нравственная развитость 2. Гражданское самосознание |
1. Анкета “Человек в обществе” 2. Анкета “Ямал – частица России” 3. Анкета “Гражданин и государство” 4. Педагогические наблюдения |
Данные результаты отслеживаются 3 раза в год (в сентябре, январе, мае).
Методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагается во внеурочное время в течение четырех лет. Учебно-тематический план на каждый год состоит из трех основных повторяющихся блоков: “Человек в обществе”, “Ямал – частица России”, “Гражданин и государство” (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4). Содержание каждого блока предусматривает постепенное обновление и усложнение материала с целью закрепления, уточнения и расширения объема знаний, умений и навыков воспитанников по каждой рассматриваемой теме.
Кроме того, в процессе реализации программы через различные формы организации детской деятельности предполагается применение методов работы с детьми, за основу которых берется не способ организации занятий (устное изложение материала, познавательная беседа, работа с книгой), а уровень деятельности детей в определенной иерархии: как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, воспитанник идет от восприятия и усвоения готовой информации (объяснительно-иллюстративный метод) – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (поисковый или эвристический метод) к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности воспитанника.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, определяются и формы организации различных видов деятельности воспитанников:
- познавательная беседа
- домашний час
- экскурсия
- интеллектуально-познавательная игра
- игра-путешествие
- викторина
- конкурс
- игровая программа
- диспут
- выставка
- акция
- встреча с интересными людьми и др.
Предложенная тематика воспитательных мероприятий направлена на то, чтобы научить детей уважительно относиться к своем дому, городу, культурному наследию коренных народов Севера, познакомить с особенностями природы родного края, сформировать опыт и основы культуры гражданского поведения, социальной активности.
Методы, используемые при реализации программы:
- методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение, требование;
- методы организации деятельности: приучение, упражнение, показ, подражание, поручение, ролевая игра;
- методы стимулирования поведения: похвала, поощрение, само и взаимооценка.
Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение программы
Для получения наилучшего образовательного и воспитательного результата работы с детьми по блоку программы “Человек в обществе” целесообразно наряду с уточнением и расширением знаний воспитанников в сфере норм и правил общения, правил внутреннего распорядка воспитанников детского дома через беседы, домашние часы, ролевые игры и упражнения вовлекать детей и в практические виды деятельности, направленные на формирование опыта социальной активности, способности к защите Родины своим ежедневным трудом, учебой, добрыми поступками и бережливостью. С этой целью наиболее удачными формами организации образовательно-воспитательного процесса являются акция “Посади дерево”, конкурс на лучшее оформление групповых комнат “Дом, в котором я живу”, смотр-конкурс учебников, защита эмблем групп “Мир дома моего”, коллективная творческая игра “Город мастеров” на тему “Семья”, “Люблю тебя, наш детский дом!”, “Наш адрес – Россия”, тематические личностно-ориентированные домашние часы. В ходе данных мероприятий педагоги могут успешно решать задачи по сплочению групповых коллективов, воспитанию чувства патриотизма, любви к детскому дому, чувства коллективизма, уважения традиций образовательного учреждения. Воспитанники разного возраста смогут проявить свои творческие способности в различных видах деятельности, умения по созданию условий уюта в родном доме, навыки общения, умения работы в коллективе.
Тематический личностно-ориентированный домашний час предполагает целевые ориентиры, связанные с развитием индивидуальности, субъектности и креативности воспитанника, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности, что особенно важно в сфере гражданско-патриотического воспитания детей. Продолжительность домашнего часа составляет 30 - 40 минут. Состав группы 5-8 человек.
Личностно-ориентированный домашний час включает в себя три части:
- Вводная часть (обеспечение понимания воспитанниками темы и целей домашнего часа, стимулирование желания детей принять в нем участие)
- Основная часть (решение задач домашнего часа, создание ситуаций для проявления воспитанниками индивидуальности и творческих способностей, актуализации его жизненного опыта, ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения)
- Заключительная часть (закрепление и анализ совместной деятельности, подведение итогов, стимулирование индивидуальной деятельности детей по самообразованию и самовоспитанию).
Эффективными формами проведения воспитательных мероприятий по блоку “Ямал – частица России” являются, на наш взгляд, экскурсии в Музей истории и археологии, Дом природы, Центр национальной культуры, Музей под открытым небом, встречи с интересными и знаменитыми людьми родного края, позволяющие расширить знания и уточнить представления детей об особенностях культуры и быта народов Ямальского Севера, их обычаев и традиций, главных направлений хозяйственной деятельности, современной социальной и культурной жизни города Надыма, Ямало-Ненецкого автономного округа, окружающей среде, путях ее сохранения, улучшения и рационального использования.
Наиболее целесообразными формами организации образовательно-воспитательного процесса по блоку “Гражданин и государство” будут встречи с инспектором ОДН УВД Администрации Надымского района, которые позволят уточнить, имеющиеся у детей, знания о правах несовершеннолетних, ответственности за совершение правонарушений; виртуальные экскурсии, тематика и содержание которых раскрывает примеры служения Отечеству, конкурсы детского творчества, целью которых является воспитание у детей основ культуры гражданского поведения, умения проявлять чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству, акции, направленные на воспитание желания бескорыстно совершать добрые и гуманные поступки.
Важнейшим условием успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей в условиях детского дома является создание атмосферы комфорта и доброжелательности в процессе проведения мероприятий. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Мастерство педагога заключается в тонком искусстве формирования верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родному краю, взаимопонимание и уважение к каждому воспитаннику, можно приобщить детей к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям в сфере гражданско-патриотического воспитания.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо иметь следующее оборудование:
- музыкальный центр с функцией “караоке”;
- теле-видео аппаратура;
- канцелярские товары;
- транспорт;
- пакет сценарных разработок.
Литература для педагогов:
- Алексеев Ю.А. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М.: Трида – Фарм, 2002. – 43 с.
- Борко Т. Культура народов Ямала. Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – 103 с.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5–11-е классы. М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
- Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д, 2006. – 288 с.
- Гриценко В.Н. Историческое краеведение Ямала: сборник. Омск: Книжное издательство, 2005. – 208 с.
- Гриценко В.Н. Историческое краеведение Надыма: сборник. Омск: Книжное издательство, 2002. – 92 с.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1–4-е классы. М.: ВАКО, 2006. – 160 с.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. “Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Кудрявцева Т.А. Я живу в России. М.: Просвещение, 2001. – 54 с.
- Кудрявцев В.К. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука, 1986. – 448 с.
- Лапцуй Л.В. Песни мои – детям. М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
- Попов Ю.И. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 134 с.
- Соколова И.С. Честь имею. Н.Новгород: ООО “Пед. технологии”, 2003. – 64 с.
- Федорова Я.В. Северные родники. Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 156 с.
- Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 97 с.