Корень, источник доброты и созидания,
в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
Доброе неразрывно связано с красотой, и
любование ею –
это лишь первый росток доброго чувства, которое
надо развивать,
превращая в активное стремление к деятельности.
В.А.Сухомлинский
Готовясь к занятиям, мы не раз задумывались над тем, как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам.
Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации. И мы пришли к мысли, комплекс мероприятий можно объединить в проект, соответствующий одной теме и своим триединым задачам обучения и воспитания. Проект может быть организован в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект).
При осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомлено-ориентированная деятельность. Проект можно осуществлять в рамках класса, школы.
Термин “проект” выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:
- они направлены на достижение конкретной целей;
- они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- все они в определённой степени уникальны.
Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.
При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая её разновидность:
- экспериментально-исследовательская,
- проектно-инструкторская,
- производственная,
- информационно-аналитическая,
- диагностическая,
- научная,
- методическая,
- образовательная и т.д.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям ещё надо учиться).
Иногда в педагогической литературе под словами “проектная деятельность” понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличии от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. В этом случае детям предлагается проектная исследовательская деятельность, ориентированная на получение в результате исследований новых знаний в соответствии с учебными программами.
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:
- целями внеурочной деятельности;
- целями обучения, которыми целесообразно уделять дополнительное внимание.
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организаций усилий. Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников.
Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приёмы.
К таким приёмам относятся:
- одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
- включение и перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание скульптур, рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.
Работа над темой “Проектная деятельность” позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой проектной деятельности может быть отведено следующее время:
- часть урока по основным учебным предметам;
- время занятий в группах продлённого дня;
- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
Небольшое количество привлекаемого урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы:
- При первом упоминании о работе над очередной темой познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их аспект, зафиксировать выбор детей;
- В процессе работы над темой и реализации проектов делать обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности; кроме того, в это время можно решать различные организационные вопросы.
В создании и организации проектов могут участвовать сами ученики начальной школы, их родители, дети старшего возраста, что помогает развивать коммуникативные навыки.
Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточна ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме “Моя семья” могут быть подтемы: “Семейные традиции”, “Родословная семьи”, “Праздники и обряды”, “Народный костюм”. Пословицы и поговорки народов содружества.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по темам – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им выбор доступные, реально выполнимые проекты.
Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
Например, для темы “Осенний калейдоскоп” дети могут:
А) получить некоторые сведения о народных приметах, пословицах, поговорках;
Б) отразить новые знания в какой-либо совместной или индивидуальной изобразительной деятельности (рисунки, скульптуры, коллажи и т.д.);
В) сделать своими руками какие либо поделки;
Г) поучаствовать в концертно-тематической деятельности (что-то рассказали другим детям и родителям, или инсценировали какую-то историю и получили свою долю аплодисментов);
Д) проявить свои способности в креативном мышлении.
В коллективном проекте дети могут выступать как “специалисты” по выбранным ими ранее аспектам темы.
Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида “прочитай и расскажи” могут выполнять те дети, которые умеют читать, а “подготовить страницу в книге” - те, которые умеют писать. Правда и здесь возможны разные подходы. Например, те дети, которые умеют писать, могут составить группу оформлений. В этом случае при составлении книги дополнительно будут отрабатываться навыки коммуникации.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Напоминая о добровольности участия детей, мы сформулировали основные принципы работы над проектами.
Каждый ребёнок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать свой, новый проект.
Презентация.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом, детям необходимо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Если проект долгосрочный, то в нём целесообразно выделять промежуточный этап. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол – персонажей. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующимися” - это спектакли, концерты, стенная газета.
Существуют универсальные проекты, которые можно включить в работу практически над любой темой. Их можно подразделять на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
К представлениям можно отнести:
- спектакли (в том числе и кукольные);
- концерты;
- устные журналы (аналоги передач);
- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
- показа моделей одежды.
К изготовляемым можно отнести:
- тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;
- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
- видеожурнал или видеофильм;
- макеты;
- модели (действующие);
- швейные и кулинарные изделия;
- игрушки.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодёжным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.