Цель: Погрузить детей в атмосферу старой школы. Рассказать о том, как училось их старшее поколение.
Оборудование:
- магнитофон;
- записи песен "Азбука", "Богородица", "Песенка о школе", менуэт Моцарта, "Святая ночь";
- школьный звонок;
- лавка, накрытая домотканым половиком;
- плеть;
- холщовая сумка;
- азбука (книга);
- азбука (Кириллица с цифрами);
- тряпичные мячики;
- грецкие орехи;
- гусиное перо;
- перьевые ручки (по количеству детей);
- тушь или чернила (по количеству детей);
- плотная бумага 10*30см (по количеству детей);
- ниточка или проволока;
- клей;
- ножницы.
Ход занятия
Звучит звонок.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели!
И на доску поглядели
И открыли поскорей 29 букварей.
Песенка о школе ("Мы в счастливый светлый день").
Давайте, ребята, поговорим сегодня о школе. Только не о современной школе. А о школе столетней давности.
Всегда ли дети учились так, как учитесь сегодня вы?
Чем отличается обучение того времени от обучения в нашей современной школе?
Когда в нашей современной школе начинается новый учебный год? (1 сентября)
А раньше обучение начиналось в первой половине декабря, когда все заботы, связанные с уборкой урожая и его обработкой были закончены, и дети были свободны, ведь они помогали взрослым. И только к декабрю родители могли подумать об обучении своих детей счёту и грамоте.
Начиналась учёба обычно 14 декабря - в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. В народе говорили так:
"Пророк Наум наставит на ум.
Пророк Наум и худой разум на ум наведёт "
Поэтому в Наумов день отдавали детей в учение. В этот деньродители благословили детей на ученье. Да и сами ученикипросили у святого Наума: "Батюшка Наум благослови на ум".
В назначенное время учитель приходил в дом, где его встречали родители будущего ученика с почётом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Посмотрите, как это было.
(Сценка "В крестьянской избе")
В крестьянской избе.
Исполнители: мать, отец, сын, учитель
Входит учитель, родители навстречу, кланяясь, по очереди обращаются к учителю
Здравствуйте, Яков Николаевич!
Милости просим, заходите в дом.
Присаживайтесь. (Отец усаживает учителя) Отец подводит сына за руку
- Яков Николаевич, научите нашего сына Антона уму-разуму, счёту, грамоте. А если будет он лениться, угощайте плеткой. (Подаёт плеть)
Сына грамоте учи,
Уму-разуму учи,
Как учили нас, учи -
Чаще плёткой хлещи.
Учитель берёт плеть. Ученик кланяется, учитель символически ударяет его плетью. И так три раза. Мать берёт сына за руку:
- Пойдём, сын, за стол. (Усаживает)
- Вот тебе указка. Учись, сын, уму-разуму! (Обращается к учителю)
- Обучите, Яков Николаевич, сына уму-разуму! Учитель встаёт. Кланяется родителям. Садится за стол.
- Ну, начнём
Родители садятся на лавочку. Руки на колени. Учитель раскрывает азбуку и начинает учение.
Учитель раскрывал азбуку, и начиналось учение. А после первого урока учителя, щедро одаривали подарками, провожали до самых ворот. И с этого дня ученик уже сам ходил к учителю с холщовой сумкой через плечо. (папа одевает холщовую сумку ребёнку)
Дети садятся на место.
Составьте из слов пословицу Школа разуму учит.
Цель нашего занятия: понять как идёт обучение разуму.
Были и загадки о буквах азбуки
У Бориса спереди,
У Глеба сзади,
У девки нет до венца
У бабы есть и будет до конца, (б.)
У человека один,
У ворона - два,
А у медведя нет ни одного, (о.)
- А сейчас и поют об азбуке. (Песенка "Азбука")
Второй урок - пение.
На втором уроке дети изучали слово божье. Они узнавали о жизни святых, читали и пели молитвы. Обязателен был и урок пения. Пели песни, посвященные святым. Пели о Богородице - защитнице детей, (песня "Богородица")
За чтением молитв, изучением азбуки время проходит. Наконец, ровно в полдень, звенит звонок - переменка, перерыв на обед.
(звонок)
Переменка
После обеда дети собирались во дворе и играли, играли в бабки, в орехи, в камешки.
На всё знали приговорки, складные присловья: "Чур, играть - не воровать, без вороху - без промаху". И по очереди подбрасывали камешки вверх, а за это время старались взять с пола ещё камешек. Их ловили верхней стороной ладони, а затем, перевернув руку, захватывали камешки в горсть. Совершая эти ловкие движения, нужно было не обращать внимания на помехи товарищей. Чтобы игрок обронил, не поймал камешек, остальные приговаривали:
Чеколда, чеколда,
Чеколдинова жена.
Чеколдиха, обронись
И камушком подавись
А мы будем играть тряпочными мячиками, а камушки - орехи. (Дети играют) Снова звенит звонок.
Письмо.
Снова звенит звонок. В два часа все опять в классе. Уроки продолжаются. Теперь - письмо. Тишина. Только поскрипывают перья. Сначала писали гусиными перьями, но когда в России появились стальные перья (200 лет назад в Германии) стали писать ими.
Попробуем и мы с вами это сделать. Перед вами ручки перьевые, тушь, которая заменит нам чернила, и напишите ваше имя. Покажите.
Эта работа была трудная?
Нелёгкая.
Целый год дети учились писать только палочки, крючочки. И только тогда начинали работать с текстом. Руки, пальцы от напряжения уставали и тогда проводилась физминутка:
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
А теперь мы отдохнём
И опять писать начнём.
И снова дети писали, трудились.
Урок математики.
Мы с вами знаем, что в старых школах даже цифры обозначались буквами. (показ таблиц)
Учили цифры, учились счёту. Начинался урок математики. Попробуйте посчитать.
Задачи.
- Летела стая тетеревов, села на рощу деревьев, по двое на дерево сядут - одно дерево лишнее. По одному сядут - один тетерев лишний. Сколько тетеревов? Сколько деревьев? (4 тетерева, 3 дерева)
- Зашёл мужик на мельницу и увидел: в каждом углу стоит по четыре мешка, на каждом мешке сидит по четыре кошки, у каждой кошки по четыре котёнка, у каждого котёнка по четыре лапы. Сколько всего лапок? (1024)
Урок танца.
Многому учились дети. Учились читать, писать, считать. А в семьях побогаче были ещё и уроки танца. Дети учились красиво двигаться, с достоинством держаться в обществе. Посмотрим как красивы дети в танце "Менуэт".
Ах, менуэт - старинный танец!
Мы вас приветствуем, друзья!
Красиво, плавно, грациозно
Станцуем вместе ты и я.
(исполняется менуэт)
Урок труда.
И так каждый день - учёба, кропотливый труд. Надо успеть до начала весенних работ. Но и в это время ребята находили время помогать по дому, наблюдать за обрядами, играть в разные игры. Готовиться к зимним праздникам: Святкам и Рождеству.
Рождественская звезда
Рождественскую звезду, с которой ходили славить Христа, везде делали по разному, по местной традиции: из лучины, из соломы. Когда стала доступна разная бумага, рождественские звёзды стали делать из неё. Они складывались как фонарик, напоминая солнечный круг. Складная звезда делается из плотной бумаги, которую можно
предварительно окрасить широкими полосами, чередуя цвета радуги.
Для изготовления небольшой звезды нужно взять лист бумаги размером 10x30-40 см.. Теперь перегнём его вдоль неглубокими аккуратными складками, закладывая их то в одну, то в другую сторону - гармошкой. Складок должно быть не менее 20-30. Перевязав середину сложенной гармошки ниткой или проволочкой, расправим складки - получится звезда - круг. Верхние края её склеим, а к нижним кромкам приклеим более длинные и плотные полоски картона - за них можно крепить и держать звезду.
С подобными звёздами большого размера раньше и ходили славить Христа. При переходах от дома к дому её каждый раз вынимали и складывали. Развёрнутая звезда похожа на лучистую разведку - солнышко. Со временем рождественская звезда приблизилась к христьянской символике. Её форма стала звёздчатой: с шестью или восьмью чётко выраженными остроконечными лучами. Однако изображение традиционного солнечного круга в ней всё-таки осталось.
(Песня "Святая ночь")
(Звенит хрустальный звонок)
Закончилось наше путешествие в школу, которая была 100 лет назад. Очень многое сохранилось с тех времён, а что-то безвозвратно ушло. Но всегда люди будут помнить, что школа разуму учит.
Дети вручают рождественские звёзды гостям. Получают подарки.