Введение
Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование – есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В свою очередь, успешность личностного развития обеспечивается формированием качеств личности.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Современные задачи воспитания, заставляют по-новому взглянуть на цель, Содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
У подавляющего большинства родителей наблюдается ярко выраженное положительное отношение к этническим традициям. Они считают, что этнические традиции формируют качественные отношения к своей культуре, учат уважительному отношению к традициям, признают индивидуальность детей иной национальности, одобряют интересы, поддерживают дружеские отношения.
Безусловно, многое изменилось с тех пор, когда на древней земле Олонхо не было ни дорог, ни электричества, ни компьютеров. Современные семьи (особенно городские) не носят воду в свои дома, не заготавливают лёд, не колют дрова. Изменились приоритеты физического, трудового воспитания. Одно остаётся неизменным-нравственность, духовность. Как и в древности, мы склоняем голову перед традициями и обычаями воспитания, которые познали наши далёкие предки, и стараемся передать это новому поколению.
Не секрет, сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения, но души их открыты для добра. Моим ученикам нравятся занятия, посвященные народным говорам, диалектам, устному народному творчеству, они искренни, восприимчивы к хорошему.
Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать на уроках..
Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в укромных уголках их души. Поют колыбельные песенки, и интонация в них та, напевная, старинная. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки. Дети легко и плавно произносят непривычные их уху слова, выражения, загадки, пословицы, скороговорки, интересно рассуждают, делают догадки о происхождении слов, их смысловом значении .
Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать без этнопедагогики. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В ней сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Создание подлинно национальной школы – русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой – возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.
Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др. Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… .
Цели и задачи:
- ввести детей в мир народного языка;
- увлечь ребят напевностью и красотой якутского фольклора;
- расширить словарный запас учеников;
- воспитывать уважение к истории родного языка.
Ход занятия
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычное
занятие. Мы будем не только читать, размышлять о
красоте якутского фольклора, но и петь, играть в
народные игры, разгадывать загадки, слушать
народную речь.
“Путешествие в страну Олонхо – так звучит тема
нашего занятия.
Ребята, какие вы знаете якутские сказки, загадки,
пословицы? А ещё якутские дети любили слушать
олонхо.
Кто знает, что такое олонхо?
Кто желает вместе со мной в путешествие в страну
Олонхо?
Работа с эпиграфом.
Учитель: Ребята! Мы не раз с вами восхищались
красотой и богатством родного языка. Родному
языку адресовано немало прекрасных слов. Давайте
прочитаем некоторые из них и поразмышляем.
“Олонхо – неиссякаемый родник народной
мудрости”
– Как вы понимаете эти строки? Запишите высказывание в свою тетрадь.
Прогулки по якутской деревне
Мать: Дочка, скоро гости придут. Где наш чороон с кумысом?
Дочка (выбегает с чорооном в руках): А вот и я.
Мать: Чороон, чороон, спой нам песенку!
Дети
(поют): “Толору кымыстаах чороону котоон” (поднимаю чороон с кумысом).Мать: Дочка, надо бы принарядиться.
Дочка: А вот и я. Надевает национальный костюм
Мать: загадай ребятам загадки.
Дочка загадывает якутские загадки. Ребята отгадывают их.
Учитель: Ребята! Я приглашаю вас удивиться красоте и хитрости загадки. Как рождается загадка? Что лежит в ее основе?
Дети: Наблюдательность, меткое слово, народный юмор.
Учитель: А как родились эти загадки? Загадка, пословица – это малый жанр устного народного творчества. А какие малые жанры вы еще знаете?
Дети отвечают.
– Вы их найдете в книгах об устном народном творчестве.
Презентация книг (национальные игры, песенки, олонхо для детей).
Учитель: Вот эти книги – неиссякаемый родник народной мудрости. Берите их чаще в руки, читайте. Засиделись мы, давайте-ка погуляем по улице и заглянем еще в одно оконце. Мы увидим героический поступок богатырей.
По страницам книг
Учитель: Послушайте фрагмент из олонхо. Вслушайтесь в речь детей. Запомните слова, которые звучат не так, как вы привыкли.
Слушание фрагмента.
Учитель: Если убрать народные слова, что произойдет? Сказ потеряет свою прелесть, тогда уже назвать его сказом будет нельзя.
Словарная работа
Учитель: Кто герой этого эпоса, о чем говорится? Послушайте народную речь. Какие слова вам понятны, но не привычны? Какие не понятны?
Чтение фрагмента.
Дети: Олонхо бытовало в народе во множестве вариантов. В прошлом в каждом наслеге и улусе были свои сказители-олонхосуты, каждый из них обладал богатым репертуаром. До революции дети с 5–7 лет знали олонхо достаточно большого объема, впитывая богатство и красоту родного языка “с молоком матери”. Согласно якутской мифологии первым создателем и исполнителем олонхо был мудрец Сээркээн Сэсэн.
Наиболее популярные якутские олонхо, такие как, “Юрюнг Уолан”, “Эр-Соготох”, “Строптивый Кулун Куллустуур”, “Могучий Эр Соготох”, “Кыыс Дэбилийэ” и др., переведены на русский и другие языки народов мира, тем самым стали достоянием мировой культуры, свидетельствуя о широком интересе к якутскому эпосу.
Учитель: Самое любимое олонхо – “Нюргун Боотур Стремительный”, мы сегодня познакомимся с этим олонхо.
Слайды. См. Приложение 1
Учитель: Художественная литература и устное народное творчество хранят для потомков народную речь, жизнь, текущую по обрядам, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Как вы понимаете “почитание отцов и дедов”?
Итоговая часть урока
Учитель: Что нового узнали? Было ли вам интересно? Кто уже читал или слышал об олонхо? Кто вам понравился из героев и почему?
Выслушиваются ответы детей.
Закрепление
Учитель: Что такое олонхо? Кто исполняет олонхо? Чему учат олонхо? Как вы думаете, персонажи олонхо схожи с персонажами современных мультфильмов? Где жили Нюргун и Айтал-Куо? Почему родители отправили их в Серединную Землю? Как представляли якуты мир?
Ответы детей.
По слайдам
– Прочитайте высказывание: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа”.
Учитель: Сегодня Олонхо лучшее произведение
якутского фольклора, историческое живописание
народов саха, национальное достояние народа.
В 2005 г. Юнеско объявило “Олонхо одним из шедевров
устного и нематериального наследия
человечества”.
Ребята, всем спасибо! Вы все очень хорошо
участвовали, надеюсь, вы очень многое узнали.