Элективный курс "Текст как речевое произведение"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Современный этап развития методики преподавания характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку. С 2003 года проходит апробация новой формы экзамена. В 2008 году в корне изменено содержание контрольно-измерительных материалов. Совершенствование КИМов обусловлено прежде всего опытом проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов и единого государственного экзамена по русскому языку.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма работы требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” рассчитана на подготовку детей к выполнению первой части экзаменационной работы, на развитие продуктивных коммуникативных умений компрессии (сжатия), т.к. действующие программы по русскому языку в разделе “Развитие связной речи” не акцентируют внимание на данном виде деятельности.

Третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Следует признать, что действующие программы и стандарты по русскому языку, современная методика преподавания русского языка не уделяют должного внимания воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения на лингвистическую тему, на тему, связанную с анализом содержания текста (фрагмента текста).

Настоящий курс даёт возможность проводить в системе предварительную подготовку учащихся 8-9 классов к выполнению заданий С1 (написание сжатого изложении я), С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему), С2.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания фрагмента текста). Следует отметить, что итоговая аттестация в 9 классе является важнейшим этапом в подготовке к написанию сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ (часть С) в 11 классе.

Цели элективного курса
“Текст как речевое произведение”

  • осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания части 1 и части 3 КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
  • развитие коммуникативных умений компрессии текста;
  • развитие умений создавать собственное речевое высказывание (сочинение-рассуждение) на лингвистическую тему с указанием 2 (или более) разных функций в соответствии с указанной темой; выдвигать тезис, приводить примеры-аргументы, используя прочитанный текст, формулировать вывод;
  • формирование устойчивых речевых навыков, направленных на самостоятельную интерпретацию учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста;
  • повышение уровня речевой компетентности учащихся.

Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” предназначена для учащихся 8-9 классов. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов, включает в себя пять разделов:

I. Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста

II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи

Ш. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения

IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения

V. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года. Итоговые зачётные работы. Общая и частная диагностика успешности и затруднений. Корректорская правка

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

  • чётко представлять содержание используемых в задании С1 экзаменационной работы понятий и терминов: “тема текста”, “основное содержание прослушанного текста”, “важные микротемы”, “приёмы сжатия (компрессии) текста”;
  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.1), аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
  • создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2), чётко представлять содержание используемых в задании С2.2 понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента;
  • понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;
  • уметь выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;
  • последовательно излагать собственные мысли, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Предполагаемый результат

  • Передача учащимися 8-9 классов основного содержания прослушанного текста с обязательным использованием приёмов сжатия (компрессии) текста;
  • создание учащимися 8- 9 классов собственных текстов (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) на основе прочитанного текста или на основе фрагмента текста в соответствии с критериями оценивания части С2.1 или С2.2 экзаменационной работы по русскому языку в новой форме

Программа элективного профиля может быть рекомендована для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и общеобразовательных учреждений любого профиля.

Учебно-тематический план
“Методические рекомендации”

№ п/п Тема Количество
часов
Форма
занятия
Виды
деятельности
учащихся
1. Введение. Структура и содержание экзаменационной работы для выпускников 9 класса по новой форме итоговой аттестации по русскому языку 1 Лекция Изучение ДВ 2009, оформление папки “Подготовка к ЕГЭ”
  I. Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста 8    
2. Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1 1 Лекция  
3. Сжатое изложение. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста 1 Практикум  
4. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста 1 Лабораторная работа  
5. Сжатое изложение. Рекомендации по написанию сжатого изложения: тема, идея, отношение автора к рассматриваемой проблеме, план 1 Беседа, практикум  
6. Сжатое изложение. Последовательность работы. Коллективное выполнение задания части С1 1 Практикум  
7. Зачётная работа. Выполнение задания части С1 (ДВ-2008) 1 Самостоятельная работа  
8. Зачётная работа. Выполнение задания части С1 (ДВ-2008) 1    
9. Анализ сжатого изложения. Использование приёмов компрессии текста. Редактирование текста сжатого изложения 1    
  II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи. 2    
10. Текст. Тема. Главная мысль текста. Смысловая и композиционная целостность текста. 1 Беседа, практикум Составление опорных конспектов, исследование текста
11. Типы текстов по функционально смысловым особенностям и стилям речи 1 Лабораторная работа Составление опорных конспектов
  III. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения 7    
12. Рассуждение. Его структура и языковые особенности. Критерии оценивания задания части С2.1 1 Практикум, работа с текстом Составление опорного конспекта. Редактирование предложенного текста
13. Виды рассуждений: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. 1 Практикум Составление таблицы, создание мини-текстов, относящихся к различным видам рассуждений
14. Рассуждение-доказательство. Композиционное оформление текста 1 Лабораторная работа Анализ текста сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста
15. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Коллективное написание сочинения на тему “Роль антонимов в речи” 1 Лабораторная работа Изучение критериев оценивания части3, мини-рецензия на предложенный текст, мини-рецензия в соответствии с критериями оценивания части 3
16. Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему “Зачем нужны вводные слова?” 1    
17. Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему “Зачем нужны вводные слова?” 1    
18. Анализ и редактирование написанных сочинений 1    
  IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения. Корректорская правка 9    
19. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений 1 Практикум Работа с текстом.

Составление опорного конспекта “Речевые конструкции для написания сочинения-рассуждения”

20. Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений 1    
21. Примеры-аргументы, их соответствие объяснению содержания данного фрагмента 1 Практикум Работа с текстом. Выполнение упражнений. Создание собственного варианта вступления и основной части
22. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения 1 Лабораторная работа Работа с текстом. Выполнение упражнений. Создание собственного варианта сочинения-рассуждения
23. Коллективное выполнение задания части С2.2. Композиционная стройность сочинения-рассуждения 1 Творческая мастерская Создание, написание творческой работы
24. Самостоятельное выполнение задания части С2.2 1    
25. Корректорская правка творческой работы 1    
26. Самостоятельное выполнение задания части С2.2 1    
27. Корректорская правка творческой работы 1    
28. Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с содержанием текста. 1    
29. Анализ и редактирование собственных сочинений. 1 Практикум Корректорская правка созданного текста в соответствии с критериями оценивания части 3
30. Диагностика успешности. Диагностика затруднений. Тренировочные упражнения по выполнению задания части С2.2 1    
  V. Итоговые зачётные работы. Общая и частная диагностика успешности и затруднений 5    
31. Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года 1    
32. Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года 1    
33. Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года 1    
34. Анализ и редактирование собственных сочинений 1    
35. Диагностика успешности. Диагностика затруднений. Определение тем для отработки правописных, лингвистических и коммуникативных умений 1    

Литература для учителя

  1. Н. М. Кабанова. Русский язык. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. Москва, Айрис пресс, 2005.
  2. А. Я. Кузьма, О. В. Неупокоева. Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ. Москва, Айрис-пресс, 2005.
  3. В. Е. Любичева, Л. И. Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. Санкт-Петербург, “Паритет”, 2005.
  4. Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С. Воронеж, издательство “Научная книга”, 2006.
  5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Готовимся к итоговой аттестации в основной школе. Русский язык. Практические рекомендации. Белгород, Региональный ИПКППС, 2006.
  6. Е. В. Михайлова. Тесты и тексты для комплексного анализа текста. Москва, “Вако”. 2007.
  7. Н. А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. – 2008, 2009, 2010. Издательство “Легион”, Ростов-на-Дону, 2008, 2009, 2010.