Пояснительная записка
Современный этап развития методики преподавания характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку. С 2003 года проходит апробация новой формы экзамена. В 2008 году в корне изменено содержание контрольно-измерительных материалов. Совершенствование КИМов обусловлено прежде всего опытом проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов и единого государственного экзамена по русскому языку.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма работы требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” рассчитана на подготовку детей к выполнению первой части экзаменационной работы, на развитие продуктивных коммуникативных умений компрессии (сжатия), т.к. действующие программы по русскому языку в разделе “Развитие связной речи” не акцентируют внимание на данном виде деятельности.
Третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Следует признать, что действующие программы и стандарты по русскому языку, современная методика преподавания русского языка не уделяют должного внимания воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения на лингвистическую тему, на тему, связанную с анализом содержания текста (фрагмента текста).
Настоящий курс даёт возможность проводить в системе предварительную подготовку учащихся 8-9 классов к выполнению заданий С1 (написание сжатого изложении я), С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему), С2.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания фрагмента текста). Следует отметить, что итоговая аттестация в 9 классе является важнейшим этапом в подготовке к написанию сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ (часть С) в 11 классе.
Цели элективного курса
“Текст как речевое произведение”
- осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания части 1 и части 3 КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
- развитие коммуникативных умений компрессии текста;
- развитие умений создавать собственное речевое высказывание (сочинение-рассуждение) на лингвистическую тему с указанием 2 (или более) разных функций в соответствии с указанной темой; выдвигать тезис, приводить примеры-аргументы, используя прочитанный текст, формулировать вывод;
- формирование устойчивых речевых навыков, направленных на самостоятельную интерпретацию учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста;
- повышение уровня речевой компетентности учащихся.
Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” предназначена для учащихся 8-9 классов. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов, включает в себя пять разделов:
I. Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста
II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи
Ш. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения
IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения
V. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года. Итоговые зачётные работы. Общая и частная диагностика успешности и затруднений. Корректорская правка
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
- чётко представлять содержание используемых в задании С1 экзаменационной работы понятий и терминов: “тема текста”, “основное содержание прослушанного текста”, “важные микротемы”, “приёмы сжатия (компрессии) текста”;
- создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.1), аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
- создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2), чётко представлять содержание используемых в задании С2.2 понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента;
- понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;
- уметь выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;
- последовательно излагать собственные мысли, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Предполагаемый результат
- Передача учащимися 8-9 классов основного содержания прослушанного текста с обязательным использованием приёмов сжатия (компрессии) текста;
- создание учащимися 8- 9 классов собственных текстов (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) на основе прочитанного текста или на основе фрагмента текста в соответствии с критериями оценивания части С2.1 или С2.2 экзаменационной работы по русскому языку в новой форме
Программа элективного профиля может быть рекомендована для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и общеобразовательных учреждений любого профиля.
Учебно-тематический план
“Методические рекомендации”
№ п/п | Тема | Количество часов |
Форма занятия |
Виды деятельности учащихся |
1. | Введение. Структура и содержание экзаменационной работы для выпускников 9 класса по новой форме итоговой аттестации по русскому языку | 1 | Лекция | Изучение ДВ 2009, оформление папки “Подготовка к ЕГЭ” |
I. Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста | 8 | |||
2. | Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1 | 1 | Лекция | |
3. | Сжатое изложение. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста | 1 | Практикум | |
4. | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста | 1 | Лабораторная работа | |
5. | Сжатое изложение. Рекомендации по написанию сжатого изложения: тема, идея, отношение автора к рассматриваемой проблеме, план | 1 | Беседа, практикум | |
6. | Сжатое изложение. Последовательность работы. Коллективное выполнение задания части С1 | 1 | Практикум | |
7. | Зачётная работа. Выполнение задания части С1 (ДВ-2008) | 1 | Самостоятельная работа | |
8. | Зачётная работа. Выполнение задания части С1 (ДВ-2008) | 1 | ||
9. | Анализ сжатого изложения. Использование приёмов компрессии текста. Редактирование текста сжатого изложения | 1 | ||
II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи. | 2 | |||
10. | Текст. Тема. Главная мысль текста. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Беседа, практикум | Составление опорных конспектов, исследование текста |
11. | Типы текстов по функционально смысловым особенностям и стилям речи | 1 | Лабораторная работа | Составление опорных конспектов |
III. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения | 7 | |||
12. | Рассуждение. Его структура и языковые особенности. Критерии оценивания задания части С2.1 | 1 | Практикум, работа с текстом | Составление опорного конспекта. Редактирование предложенного текста |
13. | Виды рассуждений: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. | 1 | Практикум | Составление таблицы, создание мини-текстов, относящихся к различным видам рассуждений |
14. | Рассуждение-доказательство. Композиционное оформление текста | 1 | Лабораторная работа | Анализ текста сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста |
15. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Коллективное написание сочинения на тему “Роль антонимов в речи” | 1 | Лабораторная работа | Изучение критериев оценивания части3, мини-рецензия на предложенный текст, мини-рецензия в соответствии с критериями оценивания части 3 |
16. | Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему “Зачем нужны вводные слова?” | 1 | ||
17. | Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему “Зачем нужны вводные слова?” | 1 | ||
18. | Анализ и редактирование написанных сочинений | 1 | ||
IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения. Корректорская правка | 9 | |||
19. | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений | 1 | Практикум | Работа с текстом. Составление опорного конспекта “Речевые конструкции для написания сочинения-рассуждения” |
20. | Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений | 1 | ||
21. | Примеры-аргументы, их соответствие объяснению содержания данного фрагмента | 1 | Практикум | Работа с текстом. Выполнение упражнений. Создание собственного варианта вступления и основной части |
22. | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения | 1 | Лабораторная работа | Работа с текстом. Выполнение упражнений. Создание собственного варианта сочинения-рассуждения |
23. | Коллективное выполнение задания части С2.2. Композиционная стройность сочинения-рассуждения | 1 | Творческая мастерская | Создание, написание творческой работы |
24. | Самостоятельное выполнение задания части С2.2 | 1 | ||
25. | Корректорская правка творческой работы | 1 | ||
26. | Самостоятельное выполнение задания части С2.2 | 1 | ||
27. | Корректорская правка творческой работы | 1 | ||
28. | Зачётная работа. Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с содержанием текста. | 1 | ||
29. | Анализ и редактирование собственных сочинений. | 1 | Практикум | Корректорская правка созданного текста в соответствии с критериями оценивания части 3 |
30. | Диагностика успешности. Диагностика затруднений. Тренировочные упражнения по выполнению задания части С2.2 | 1 | ||
V. Итоговые зачётные работы. Общая и частная диагностика успешности и затруднений | 5 | |||
31. | Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года | 1 | ||
32. | Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года | 1 | ||
33. | Итоговая работа. Выполнение экзаменационной работы по модели 2009 года | 1 | ||
34. | Анализ и редактирование собственных сочинений | 1 | ||
35. | Диагностика успешности. Диагностика затруднений. Определение тем для отработки правописных, лингвистических и коммуникативных умений | 1 |
Литература для учителя
- Н. М. Кабанова. Русский язык. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. Москва, Айрис пресс, 2005.
- А. Я. Кузьма, О. В. Неупокоева. Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ. Москва, Айрис-пресс, 2005.
- В. Е. Любичева, Л. И. Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. Санкт-Петербург, “Паритет”, 2005.
- Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С. Воронеж, издательство “Научная книга”, 2006.
- Готовимся к Единому государственному экзамену. Готовимся к итоговой аттестации в основной школе. Русский язык. Практические рекомендации. Белгород, Региональный ИПКППС, 2006.
- Е. В. Михайлова. Тесты и тексты для комплексного анализа текста. Москва, “Вако”. 2007.
- Н. А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. – 2008, 2009, 2010. Издательство “Легион”, Ростов-на-Дону, 2008, 2009, 2010.