Демонстрационный материал таблицы, карточки, речевка для начала урока, энциклопедические знания о семи чудесах Республики Башкортостан, ряд музыкальных произведений для связок – мелодии курая.
Цели урока Закрепить ранее полученные знания: умение складывать и вычитать двузначные числа, умение анализировать и решать задачи. Познакомить учащихся с семью чудесами республики Башкортостана. Развивать логическое мышление, память, математическую речь, умение систематизировать, анализировать и обобщать учебный материал. Отрабатывать вычислительные навыки, каллиграфический почерк. Воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за свою республику, прививать навыки здоровьесбережения.
Ход урока
I. Введение. Презентация
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “ голову ломать”!
- Как вы понимаете фразеологизм “ломать голову”? (Думать, решать, находить ответ к трудным заданиям)
- Какой раздел мы изучаем?
- Какие знания, умения нам необходимы при изучении этой темы? (Умение называть и записывать числа, их сравнивать, определять количество разрядов, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, знание состава чисел, знать принцип сложения и вычитания)
- Наша основная задача: вспомнить все наши знания, показать все наши умения, чему мы научились. Итак, тема нашего урока… (сложение и вычитание двузначных чисел).
- А работать вы будете – в группах. Каждой группе необходимо выбрать капитана. Встаньте, капитаны!
(Капитанам). Вам я поручаю все ответы выслушивать и выбирать правильный, назначать отвечающих или будете отвечать сами.
II. Основная часть.
1. Закрепление пройденного материала.
А) У вас на столах карточки с заданиями. Вам необходимо решить выражения – 1 выражение – 1 ученик, решаете по цепочке, полученные ответы поставите в порядке возрастания.
Б) - Какие числа получили, назовите в порядке возрастания.
- Вставьте в коды свои числа, получите слово.
итак, 1 группа – ваше слово……чудеса
2 группа – ваше слово……республики
3 группа – ваше слово… Башкортостан
Совсем недавно прошел конкурс, где люди нашей республики выбирали самые красивые и значимые места в нашей республике и о этих чудесах мы сегодня поговорим.
В) Итак, посмотрите на числа, назовите лишнее число. (7 – т.к. оно однозначное)
- Дайте ему характеристику.
- С этим числом связано первое чудо, угадайте о чем идет речь. (Звучит мелодия курая МЕЛОДИЯ № 12)
- Какой музыкальный инструмент вы услышали? Как вы думаете, почему его так назвали?
- Как он связан с числом 7?
На гербе, флаге изображен цветок курая, состоящий из семи лепестков, символизирующий семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Человек, который играет на курае, называют – кураистом.
- Итак, первое чудо – Курай.
Д) - Какое еще число может быть лишним, почему? (40, т.к. оно круглое, правило)
- Разделите все числа на группы (четные/ нечетные), как определить четность/нечетность у двузначных чисел? Назовите их.
- Назовите 2 лишних числа, составьте с ними выражение на сложение.
40+7 = 47
- Как еще можно получить выражение, правило.
7+40=47, какой способ удобен, почему?
- Чем похожи выражения? Расскажите все о сложении.
- Найдите первое слагаемое? Правило
- Второе слагаемое? Правило?
- Прочитайте различными способами выражение 40+7=47
- Дайте характеристику числу 47.
- Число 47 откроет вам следующее чудо Башкортостана – Пещера Шульган – Таш (Капова)
Эта пещера одна из крупнейших на Южном Урале. Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В этой пещере нашли наскальные рисунки древних людей. Длина фигур на рисунке – от 47 см ( показ полоски бумаги, равной 47 см) до 122 см (показ полоски бумаги, равной 122 см).
Физминутка.
Е) Следующее задание нашим капитанам (на доске – инд. задание).
1 капитан – решение выражения 36-32+(60-5)-9-20=30
2 капитан – сравнение чисел 143…137
3 капитан – составление и решение задачи
- Пока капитаны решают, вспомним решение простых задач. Что значит простая задача?
- Из чего состоят задачи?
- Что такое условие? Вопрос?
Саша пробежал 15 км, Витя на 2 км меньше. Сколько км пробежал Витя?
- Чем занимаются дети? Как помогает бег в сохранении и укреплении здоровья?
60% россиян страдают от нехватки витамина группы В, а от нехватки витамина С на 20% больше. Сколько % россиян страдают от нехватки витамина С?
- В каких продуктах содержится витамин В?
- Витамин В1 есть в черном хлебе, рисе, гречневой крупе, спарже, листовой зелени (петрушке, укропе, кинзе, салате, шпинате и ботве свеклы), лесных орехах, в сушеных фруктах и других продуктах.
Витамин с есть в продуктах: яблоке, лимоне, апельсинах и в др. фруктах и овощах.
Бабушка связала свитер за 2 недели, а перчатки за 5 дней. Сколько всего дней вязала бабушка?
- К чему готовилась бабушка? Почему она решила связать теплые вещи? (Необходимо зимой одеваться тепло, по погоде, чтобы не заболеть)
Ж) Проверка 1 капитана (работа по алгоритму). Ответ 30.
Именно столько лет понадобилось башкирскому скульптору Сосланбеку Тавасиеву, чтобы создать следующее чудо нашей республики – это памятник национальному герою башкирского народа – Салавату Юлаеву.
- Что вы знаете о нем?
- Чтобы быть таким же сильным, ловким и выносливым, как СЮ, нужно заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.
З) Проверка 2 капитана (работа по алгоритму).
Число 143 – это наивысшая точка горы Янган – тау. В этих краях родился и вырос СЮ. С баш. языка означает “горелая гора”. Из ее недр беспрерывно выделяются горячий пар и газ. Там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, обладающих целебными свойствами. Туда приезжают люди со всех уголков земного шара, чтобы поправить свое здоровье. Доводилось ли кому – нибудь отдыхать там? Представьте, что мы с вами оказались в этих красивейших местах…..
Рефлексия под музыку (курай МЕЛОДИЯ №8).
И) Проверка 3 капитана (работа по алгоритму).
Следующее чудо связано с книгой. Это эпос. Эпос – это рассказ, повествующий о каких – либо событиях. “Урал Батыр”, записанное в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, - самое крупное произведение башкирского эпоса (4576 поэтических и 19 прозаических строк). Этот эпос долго исследовали, но так и не выяснили, кто является его первоначальным автором. Скорее всего, это устные народные сказания, собранные одним человеком и художественно дополненные. Эпос переводили на русский, английский и турецкий языки.
- Пришльа пора немного отдохнуть нашим глазкам.
Физминутка. для глаз.
К) Работа в тетрадях. Работа над задачей (задачи на листочках у каждого ученика).
У одного пчеловода 36 ульев, у другого на 9 ульев меньше. На сколько ульев у первого пчеловода больше, чем у второго?
- Что такое улей? У'лей — специальное жилище, обыкчно деревянное, изготовляемое человеком для содержания пчёл.
- Анализ условия
- анализ краткой записи – 1 группа
- анализ решения – 2 группа
- решение, ответ – 3 группа
- Как вы думаете, какое следующее чудо?
- Это мед. Чем мед полезен?
III. Заключение.
1) - Какие знания повторили?
- Впереди вас ждет дифференцированная самостоятельная работа, которая покажет, насколько вы повторили изученный материал.
2) Самостоятельная работа.
Выберите свой уровень
- 98-90+12+16-20=16
- 24+ (36-24)-20=16
- 34*16*4*(10*20)=16
Поднимите руку, кто выбрал 1 уровень, легкий. Ответ…16
Поднимите руку, кто выбрал 2 уровень, средний. Ответ…16
Поднимите руку, кто выбрал 3 уровень, сложный. Ответ…16
3) - Чем интересны все выражения?
- С числом 16 связано последнее, 7 чудо – Красноусольские минеральные источники.
Целебные свойства источников известны с XVI века. Сейчас трудно узнать, кто из людей первым познал на себе их целебную силу. Показания при лечении заболеваний костно-мышечной системы (органов движения и опоры), нарушений обмена веществ (сахарный диабет), профессиональных заболеваний, болезней кожи, нервной системы. Уникальность Красноусольского курорта в том, что здесь на небольшой площади из недр земли выбивают около 250 родников минеральных вод. Считается, что минеральные источники придают силы.
4) - Итак, вспомним, какие чудеса есть в нашей республике Башкортостан.
- Это не просто чудеса, а еще и источники укрепления и сохранения здоровья (открывается цветок курая о составляющих здоровье). Помните об этом.
- Вы узнали о семи чудесах республики Башкортостан, а есть еще одно чудо – это вы…дети, которые живут в нашей замечательной республике, в нашем государстве. Когда счастлив ребенок? (когда рядом мама, папа; когда на земле мир; когда он здоров – вывешивается в центр запись – здоровый ребенок – хороший ученик). Посмотрите, какая у нас появилась эмблема. Ребенок становится тогда хорошим учеником, когда он не болеет. Только тот успешно знает математику, умеет правильно и грамотно рассуждать, анализировать, обобщать, открывать для себя новые знания, кто здоров. Я хочу подарить всем вам эту эмблему. Берегите свое здоровье! Раздача эмблем.
Звучит мелодия (мелодия №2).
- Спасибо за урок. Будьте здоровы!
Домашнее задание.
Первый уровень: решить выражения на с.32 № 2.
Второй уровень: вставить в квадраты пропущенные цифры на с.32 № .
Третий уровень: расшифровать стихотворение, которое услышала Алиса в стране чудес на с.33 № 8*.