Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление пройденного материала. Семь чудес Республики Башкортостан

Разделы: Начальная школа


Демонстрационный материал таблицы, карточки, речевка для начала урока, энциклопедические знания о семи чудесах Республики Башкортостан, ряд музыкальных произведений для связок – мелодии курая.

Цели урока Закрепить ранее полученные знания: умение складывать и вычитать двузначные числа, умение анализировать и решать задачи. Познакомить учащихся с семью чудесами республики Башкортостана. Развивать логическое мышление, память, математическую речь, умение систематизировать, анализировать и обобщать учебный материал. Отрабатывать вычислительные навыки, каллиграфический почерк. Воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за свою республику, прививать навыки здоровьесбережения.

Ход урока

I. Введение. Презентация

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний.

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “ голову ломать”!

- Как вы понимаете фразеологизм “ломать голову”? (Думать, решать, находить ответ к трудным заданиям)

- Какой раздел мы изучаем?

- Какие знания, умения нам необходимы при изучении этой темы? (Умение называть и записывать числа, их сравнивать, определять количество разрядов, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, знание состава чисел, знать принцип сложения и вычитания)

- Наша основная задача: вспомнить все наши знания, показать все наши умения, чему мы научились. Итак, тема нашего урока… (сложение и вычитание двузначных чисел).

- А работать вы будете – в группах. Каждой группе необходимо выбрать капитана. Встаньте, капитаны!

(Капитанам). Вам я поручаю все ответы выслушивать и выбирать правильный, назначать отвечающих или будете отвечать сами.

II. Основная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

А) У вас на столах карточки с заданиями. Вам необходимо решить выражения – 1 выражение – 1 ученик, решаете по цепочке, полученные ответы поставите в порядке возрастания.

Таблица

Б) - Какие числа получили, назовите в порядке возрастания.

- Вставьте в коды свои числа, получите слово.

итак, 1 группа – ваше слово……чудеса

2 группа – ваше слово……республики

3 группа – ваше слово… Башкортостан

Совсем недавно прошел конкурс, где люди нашей республики выбирали самые красивые и значимые места в нашей республике и о этих чудесах мы сегодня поговорим.

В) Итак, посмотрите на числа, назовите лишнее число. (7 – т.к. оно однозначное)

- Дайте ему характеристику.

- С этим числом связано первое чудо, угадайте о чем идет речь. (Звучит мелодия курая МЕЛОДИЯ № 12)

- Какой музыкальный инструмент вы услышали? Как вы думаете, почему его так назвали?

- Как он связан с числом 7?

На гербе, флаге изображен цветок курая, состоящий из семи лепестков, символизирующий семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Человек, который играет на курае, называют – кураистом.

- Итак, первое чудо – Курай.

Д) - Какое еще число может быть лишним, почему? (40, т.к. оно круглое, правило)

- Разделите все числа на группы (четные/ нечетные), как определить четность/нечетность у двузначных чисел? Назовите их.

- Назовите 2 лишних числа, составьте с ними выражение на сложение.

40+7 = 47

- Как еще можно получить выражение, правило.

7+40=47, какой способ удобен, почему?

- Чем похожи выражения? Расскажите все о сложении.

- Найдите первое слагаемое? Правило

- Второе слагаемое? Правило?

- Прочитайте различными способами выражение 40+7=47

- Дайте характеристику числу 47.

- Число 47 откроет вам следующее чудо Башкортостана – Пещера Шульган – Таш (Капова)

Эта пещера одна из крупнейших на Южном Урале. Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В этой пещере нашли наскальные рисунки древних людей. Длина фигур на рисунке – от 47 см ( показ полоски бумаги, равной 47 см) до 122 см (показ полоски бумаги, равной 122 см).

Физминутка.

Е) Следующее задание нашим капитанам (на доске – инд. задание).

1 капитан – решение выражения 36-32+(60-5)-9-20=30

2 капитан – сравнение чисел 143…137

3 капитан – составление и решение задачи

- Пока капитаны решают, вспомним решение простых задач. Что значит простая задача?

- Из чего состоят задачи?

- Что такое условие? Вопрос?

Саша пробежал 15 км, Витя на 2 км меньше. Сколько км пробежал Витя?

- Чем занимаются дети? Как помогает бег в сохранении и укреплении здоровья?

60% россиян страдают от нехватки витамина группы В, а от нехватки витамина С на 20% больше. Сколько % россиян страдают от нехватки витамина С?

- В каких продуктах содержится витамин В?

- Витамин В1 есть в черном хлебе, рисе, гречневой крупе, спарже, листовой зелени (петрушке, укропе, кинзе, салате, шпинате и ботве свеклы), лесных орехах, в сушеных фруктах и других продуктах.

Витамин с есть в продуктах: яблоке, лимоне, апельсинах и в др. фруктах и овощах.

Бабушка связала свитер за 2 недели, а перчатки за 5 дней. Сколько всего дней вязала бабушка?

- К чему готовилась бабушка? Почему она решила связать теплые вещи? (Необходимо зимой одеваться тепло, по погоде, чтобы не заболеть)

Ж) Проверка 1 капитана (работа по алгоритму). Ответ 30.

Именно столько лет понадобилось башкирскому скульптору Сосланбеку Тавасиеву, чтобы создать следующее чудо нашей республики – это памятник национальному герою башкирского народа – Салавату Юлаеву.

- Что вы знаете о нем?

- Чтобы быть таким же сильным, ловким и выносливым, как СЮ, нужно заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.

З) Проверка 2 капитана (работа по алгоритму).

Число 143 – это наивысшая точка горы Янган – тау. В этих краях родился и вырос СЮ. С баш. языка означает “горелая гора”. Из ее недр беспрерывно выделяются горячий пар и газ. Там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, обладающих целебными свойствами. Туда приезжают люди со всех уголков земного шара, чтобы поправить свое здоровье. Доводилось ли кому – нибудь отдыхать там? Представьте, что мы с вами оказались в этих красивейших местах…..

Рефлексия под музыку (курай МЕЛОДИЯ №8).

И) Проверка 3 капитана (работа по алгоритму).

Следующее чудо связано с книгой. Это эпос. Эпос – это рассказ, повествующий о каких – либо событиях. “Урал Батыр”, записанное в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, - самое крупное произведение башкирского эпоса (4576 поэтических и 19 прозаических строк). Этот эпос долго исследовали, но так и не выяснили, кто является его первоначальным автором. Скорее всего, это устные народные сказания, собранные одним человеком и художественно дополненные. Эпос переводили на русский, английский и турецкий языки.

- Пришльа пора немного отдохнуть нашим глазкам.

Физминутка. для глаз.

К) Работа в тетрадях. Работа над задачей (задачи на листочках у каждого ученика).

У одного пчеловода 36 ульев, у другого на 9 ульев меньше. На сколько ульев у первого пчеловода больше, чем у второго?

- Что такое улей? У'лей — специальное жилище, обыкчно деревянное, изготовляемое человеком для содержания пчёл.

- Анализ условия

- анализ краткой записи – 1 группа

- анализ решения – 2 группа

- решение, ответ – 3 группа

- Как вы думаете, какое следующее чудо?

- Это мед. Чем мед полезен?

III. Заключение.

1) - Какие знания повторили?

- Впереди вас ждет дифференцированная самостоятельная работа, которая покажет, насколько вы повторили изученный материал.

2) Самостоятельная работа.

Выберите свой уровень

  1. 98-90+12+16-20=16
  2. 24+ (36-24)-20=16
  3. 34*16*4*(10*20)=16

Поднимите руку, кто выбрал 1 уровень, легкий. Ответ…16

Поднимите руку, кто выбрал 2 уровень, средний. Ответ…16

Поднимите руку, кто выбрал 3 уровень, сложный. Ответ…16

3) - Чем интересны все выражения?

- С числом 16 связано последнее, 7 чудо – Красноусольские минеральные источники.

Целебные свойства источников известны с XVI века. Сейчас трудно узнать, кто из людей первым познал на себе их целебную силу. Показания при лечении  заболеваний    костно-мышечной системы (органов движения и опоры), нарушений обмена веществ (сахарный диабет), профессиональных заболеваний, болезней кожи, нервной системы. Уникальность Красноусольского курорта в том, что здесь на небольшой площади из недр земли выбивают около 250 родников минеральных вод. Считается, что минеральные источники придают силы.

4) - Итак, вспомним, какие чудеса есть в нашей республике Башкортостан.

- Это не просто чудеса, а еще и источники укрепления и сохранения здоровья (открывается цветок курая о составляющих здоровье). Помните об этом.

- Вы узнали о семи чудесах республики Башкортостан, а есть еще одно чудо – это вы…дети, которые живут в нашей замечательной республике, в нашем государстве. Когда счастлив ребенок? (когда рядом мама, папа; когда на земле мир; когда он здоров – вывешивается в центр запись – здоровый ребенок – хороший ученик). Посмотрите, какая у нас появилась эмблема. Ребенок становится тогда хорошим учеником, когда он не болеет. Только тот успешно знает математику, умеет правильно и грамотно рассуждать, анализировать, обобщать, открывать для себя новые знания, кто здоров. Я хочу подарить всем вам эту эмблему. Берегите свое здоровье! Раздача эмблем.

Звучит мелодия (мелодия №2).

- Спасибо за урок. Будьте здоровы!

Домашнее задание.

Первый уровень: решить выражения на с.32 № 2.

Второй уровень: вставить в квадраты пропущенные цифры на с.32 № .

Третий уровень: расшифровать стихотворение, которое услышала Алиса в стране чудес на с.33 № 8*.