Программа элективного курса "Основы делового общения и письма" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся:"
Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Курс "Основы делового общения и письма" создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 10 - 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс "Основы делового общения и письма" актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель и задачи курса
Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.
Задачи:
1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
- научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
- научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
- показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
- вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
- развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
- сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
- сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
- выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса "Основы делового общения и письма" направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
- изучение различных видов делового общения;
- анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
- ролевые и деловые игры;
- выполнение домашних заданий;
- пробное написание собственных вариантов деловых документов;
- повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий:
- лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
- промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
- итоговые - контрольные работы; защита мини-проекта.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
- Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
- Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
- Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
- Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводный урок.
Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: "Что я хочу получить при изучении данного курса? Какие компетенции хочу приобрести? Какие темы считаю наиболее важными для себя?"
1.2. Функциональные стили современного русского языка.
Стилистика. Языковые средства стилей.
1.3. Особенности официально-делового стиля.
Урок-лекция. Составление конспекта лекции. Обучение приемам быстрого письма с использованием часто употребляемых сокращений. Тест "Функциональные стили современного русского языка".
Раздел 2. Развитие монологической речи.
2.1. Особенности делового общения.
Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.
2.2. Виды делового общения.
Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест "Культура телефонного общения".
2.3. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты.
Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.
2.4. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.
Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Домашнее задание: подготовить мини-проект "Моя визитная карточка".
2.5. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями).
Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.
Раздел 3. Деловая переписка.
3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.
Содержание и информационная насыщенность писем. Одноаспектные и многоаспектные письма, их структура. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо-гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо.
3.2. Правила оформления конверта и письма.
Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений.
3.3. Правильное употребление официально-делового стиля.
Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.
3.4. Рекламное письмо.
Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения.
3.5. Интернет-переписка.
Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.
Раздел 4. Оформление официально-деловых документов.
4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.
Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии.
4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение.
Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.
4.3. Составление биографии и автобиографии.
Основные правила составления биографии и автобиографии. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.
4.4. Составление и оформление резюме.
Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.
4.5. Составление и оформление портфолио учащегося.
Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.
4.6. Итоговый урок.
Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) защита мини-проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (1 час).
Вводный урок. Презентация курса.
Функциональные стили современного русского языка (1 час).
Особенности официально-делового стиля.
Развитие монологической речи (5 часов).
Особенности делового общения. Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера. Виды делового общения. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест "Культура телефонного общения". Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие навыка при заполнении анкетных данных. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы.
Деловая переписка (4 часа).
Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.
Оформление официально-деловых документов (5 часов).
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. Составление собственной биографии и автобиографии, основные правила при этом. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Составление и оформление резюме, основные правила и требования при этом. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме. Составление и оформление портфолио учащегося. Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.
Итоговый урок (1 час).
Контрольно-зачётный урок.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, название темы | Кол. час. |
Введение (1 час) | ||
1 | Вводный урок. Презентация курса. | 1 |
Функциональные стили современного русского языка (1 час) | ||
2 | Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля. | 1 |
Развитие монологической речи (5 часов). | ||
3 | Особенности делового общения. Виды делового общения. | |
4 | Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты. | 1 |
5 | Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. | 1 |
6 | Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу. | 1 |
7 | Правила этикета. | 1 |
Деловая переписка (4 часа). | ||
8 | Современное деловое письмо. Некоторые виды писем. | 1 |
9 | Правила оформления конверта и письма. | 1 |
10 | Правильное употребление официально-делового стиля. | 1 |
11 | Рекламное письмо. Интернет-переписка. | 1 |
Оформление официально-деловых документов (5 часов) | ||
12 | Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов. | 1 |
13 | Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка. | 1 |
14 | Составление биографии и автобиографии. | 1 |
15 | Составление и оформление резюме. | 1 |
16 | Составление и оформление портфолио учащихся. | 1 |
Итоговый урок (1 час) | ||
17 | Контрольно-зачётный урок. | 1 |
Всего: | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 1998.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
- Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2000.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
- Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. - М., 2001.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
- Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. - 2002, № .
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.
- Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. - 2003, № 2.
- Ворожбитова А.А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. - 1996, № 3 - 4.
- Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
- Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. - М., 2001.
- Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. - М., 2002.
- Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2003.
- Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.
- Словарь русского языка в 4-х томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984.
- Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск, 1993.