Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Основы делового общения и письма"

Разделы: Русский язык


Программа элективного курса "Основы делового общения и письма" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся:"

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Целесообразность, актуальность и новизна курса

Курс "Основы делового общения и письма" создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 10 - 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс "Основы делового общения и письма" актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

Цель и задачи курса

Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.

Задачи:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
  • научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

  • показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
  • вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
  • сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.

Характеристика учебного материала, методы и формы обучения

Учебный материал курса "Основы делового общения и письма" направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.

Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.

Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение различных видов делового общения;
  • анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
  • ролевые и деловые игры;
  • выполнение домашних заданий;
  • пробное написание собственных вариантов деловых документов;
  • повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Основная модель построения занятий:

  • лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

  • промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
  • итоговые - контрольные работы; защита мини-проекта.

Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:

  • Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
  • Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
  • Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
  • Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение.

1.1. Вводный урок.

Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: "Что я хочу получить при изучении данного курса? Какие компетенции хочу приобрести? Какие темы считаю наиболее важными для себя?"

1.2. Функциональные стили современного русского языка.

Стилистика. Языковые средства стилей.

1.3. Особенности официально-делового стиля.

Урок-лекция. Составление конспекта лекции. Обучение приемам быстрого письма с использованием часто употребляемых сокращений. Тест "Функциональные стили современного русского языка".

Раздел 2. Развитие монологической речи.

2.1. Особенности делового общения.

Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.

2.2. Виды делового общения.

Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест "Культура телефонного общения".

2.3. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты.

Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.

2.4. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.

Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Домашнее задание: подготовить мини-проект "Моя визитная карточка".

2.5. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями).

Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.

Раздел 3. Деловая переписка.

3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.

Содержание и информационная насыщенность писем. Одноаспектные и многоаспектные письма, их структура. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо-гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо.

3.2. Правила оформления конверта и письма.

Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений.

3.3. Правильное употребление официально-делового стиля.

Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.

3.4. Рекламное письмо.

Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения.

3.5. Интернет-переписка.

Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.

Раздел 4. Оформление официально-деловых документов.

4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.

Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии.

4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение.

Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.

4.3. Составление биографии и автобиографии.

Основные правила составления биографии и автобиографии. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.

4.4. Составление и оформление резюме.

Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.

4.5. Составление и оформление портфолио учащегося.

Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.

4.6. Итоговый урок.

Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) защита мини-проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (1 час).

Вводный урок. Презентация курса.

Функциональные стили современного русского языка (1 час).

Особенности официально-делового стиля.

Развитие монологической речи (5 часов).

Особенности делового общения. Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера. Виды делового общения. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест "Культура телефонного общения". Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие навыка при заполнении анкетных данных. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы.

Деловая переписка (4 часа).

Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.

Оформление официально-деловых документов (5 часов).

Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. Составление собственной биографии и автобиографии, основные правила при этом. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Составление и оформление резюме, основные правила и требования при этом. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме. Составление и оформление портфолио учащегося. Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.

Итоговый урок (1 час).

Контрольно-зачётный урок.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Наименование раздела, название темы Кол. час.
  Введение (1 час)  
1 Вводный урок. Презентация курса. 1
  Функциональные стили современного русского языка (1 час)  
2 Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля. 1
  Развитие монологической речи (5 часов).  
3 Особенности делового общения. Виды делового общения.  
4 Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты. 1
5 Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. 1
6 Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу. 1
7 Правила этикета. 1
  Деловая переписка (4 часа).  
8 Современное деловое письмо. Некоторые виды писем. 1
9 Правила оформления конверта и письма. 1
10 Правильное употребление официально-делового стиля. 1
11 Рекламное письмо. Интернет-переписка. 1
  Оформление официально-деловых документов (5 часов)  
12 Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов. 1
13 Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка. 1
14 Составление биографии и автобиографии. 1
15 Составление и оформление резюме. 1
16 Составление и оформление портфолио учащихся. 1
  Итоговый урок (1 час)  
17 Контрольно-зачётный урок. 1
  Всего: 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 1998.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
  5. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2000.
  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
  8. Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. - М., 2001.
  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
  2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
  3. Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. - 2002, № .
  4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.
  5. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. - 2003, № 2.
  6. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. - 1996, № 3 - 4.
  7. Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
  8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
  9. Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. - М., 2001.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. - М., 2002.
  11. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2003.
  12. Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.
  13. Словарь русского языка в 4-х томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984.
  14. Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск, 1993.