Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.
Исследованию познавательной деятельности учащихся посвящены труды многих исследователей, среди которых Л.И. Божович, В.А. Крутецеий, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, Г.И.Щукина, П.М. Якобсон .
В современных условиях проблема развития познавательного интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает учителей, исследователей-психологов. Любое исследование рассматривает познавательный интерес как часть общей проблемы воспитания и развития личности.
С точки зрения Г.И Щукиной , познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [1]. Психологи утверждают, что источником познавательного интереса является жизнь. Познавательный интерес имеет избирательную направленность, носит интеллектуальный, поисковый характер. Развитие познавательной активности побуждается вопросами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение в глубину проблемы.
Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. А.Н.Леонтьев [3[, Л.И. Божович[2[, Ю.К. Бабанский [4] рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важнейший фактор успешности овладения знаниями. "Познавательный интерес - основа учебной деятельности и фактор успешности ее осуществления"[1].Таким образом, в рамках до-статочно широкого понятия познавательный интерес можно выделить особый вид интереса - интерес к учебному предмету.
Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся ,- это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся побуждают самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес.
Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции. "Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования). Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эти задачи весьма затруднительно.
Реализация основных направлений модернизации образования потребовала переосмысления своего педагогического опыта, понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний в современных условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности.
В качестве одного из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии.
Целью данной статьи является обобщение работы автора в МОУ СОШ №12 г. Пятигорска по изучению роли и возможности применения информационно-коммуникационных технологий, путей и средств повышения эффективности формирования познавательной активности школьников при использовании Единой образовательной коллекции ЦОР и других компьютерных средств.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, лучше сохраняется в памяти. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще,- писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. При использовании традиционных методов основным источником информации является речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Информационно-коммуникативные технологии позволяют расширить арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия "текст- звук- видео- цвет" (Приложение 1, слайд 3,4).
Единая коллекция ЦОР содержит разделы для использования как учителем так и учащимися, а также информацию по всем предметам и по всем темам курса. Использование ЦОР на практике позволяет учителю наглядно и доходчиво излагать материал как при объяснении нового материала, так и закреплении уже пройденного. При этом электронные пособия могут быть применены как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель применяет, например, собственные презентации, дополняя их цифровыми образовательными ресурсами. В таком режиме полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов. На глазах ребенка происходят процессы, происходящие с веществами на уровне их атомно-молекулярного строения. ЦОР, моделирующие объекты микромира, становятся неоценимыми помощниками, например, при изучении строения атома, типов химической связи, строения вещества, механизмов химической реакции , теории электролитической диссоциации и т.д.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Психологически ребенку намного интереснее воспринимать информацию не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала и познавательный интерес к предмету (Приложение 1, слайд 5).
Использование ЦОР создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых при подготовке к урокам, при выполнении домашних заданий по методу проектов, представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала. Работа над проектом позволяет ребенку повысить свою самооценку, расширить кругозор, почерпнуть новые знания. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, тексты.
Метод проектов на уроках химии реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Учащимися 8-11 классов подготовлены проекты по темам: "Коррозия металлов", "Витамины", "Алюминий", "Железо" и другие. В 2009 году на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" была представлена работа ученицы 10 класса "Вода, дарующая жизнь".Участие школьников в различных конкурсах, конференциях дает возможность создать свой собственный "Портфолио", что позволяет усилить познавательную активность обучаемых, проявлять инициативу, использовать информацию и применять новые технологии в решении коммуникативных задач. Создается возможность проявлять самостоятельность в планировании, творчески конструировать свои знания и умения (Приложение 1, слайд 6,7,8,9) .
Применение ЦОР при проведении текущего контроля знаний учащихся наиболее эффективно при наличии соответствующего программного обеспечения (наличие индивидуального рабочего мест у компьютера каждого ученика). В этом случае классное или групповое занятие фактически превращается в индивидуальное. Однако чаще интерактивные ресурсы коллекции ЦОР используются при подготовке раздаточного материала(электронного и печатного), что позволяет ускорить подготовку учителя к уроку, при первичном закреплении полученных знаний и умений или их отработке (обучающее тестирование), то есть при организации рефлексии и саморефлексии учащихся на уроке.
Видеозаписи с демонстрациями опытов становятся эффективными помощниками учителя при организации лабораторных работ. Безусловно, подобное использование обладает рядом недостатков: обучающий не участвует непосредственно в проведении опытов, результат, получаемый им является виртуальным; опыт, хотя и показывается в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность выполнения опытов, которые фактически невозможно провести из-за недостатка оборудования, а подчас использования вредных для здоровья учащихся и учителя химических реактивов (Приложение 1, слайд 11).
Использование цифровых образовательных ресурсов возможно в качестве тренажеров. В данном случае можно создать модель объекта, явления или процесса, максимально приближенных к реальности, получить то или иное химическое вещество, задаваясь, например, параметрами реагентов.
Применение ЦОР при дистанционном образовании, дает возможность ученику и его родителям, при необходимости учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные и тестовые задания для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении.
В школе формируется банк данных о хранящихся ЦОР по конкретному предмету и направлению. Это позволяет при достаточном наборе их и разумной систематизации организовать быстрый и доступный выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей так и для учащихся.
Опрос учителей химии города и учащихся по вопросам целесообразности и
эффективности применения цифровых образовательных ресурсов дал следующие результаты: учителя отмечали, что работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, подключила одновременно несколько каналов предоставления информации, позволила оперативно провести контроль знаний учащихся на всех этапах урока. И учителя и обучаемые отмечают повышение интереса школьников к изучаемому предмету.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая работа, которая требует тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом как для учителя так и для ученика. Использование ИКТ и в частности Единой образовательной коллекции ЦОР способствуют воспитанию и развитию личности, формируя познавательную активность обучающихся, в основе которой лежит схема: от любопытства к удивлению, от него - к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
Библиографический список.
1. Щукина Г.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.,1995.
3.Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М., 1977.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.,1977.
5. Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности // Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал.- 2008, ART 1238
6. Современные технологии в процессе преподавания химии/ Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова.-М.: 5 за знания , 2007.