Решение задач с применением признаков равенства треугольников

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: повторить изученный материал по данной теме, сформировать умение применять математические знания к решению практических задач.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, активную мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий.
  • Воспитательная: воспитать интерес к предмету

Практическая:

  • знать: определение и свойства равнобедренного треугольника и его элементов, формулировки признаков.
  • уметь: применять полученные знания в решении задач на доказательство и на вычисления.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Организационный момент:

Сообщение темы и постановка целей урока.

На уроках мы изучили три признака равенства треугольников .Они являются ,по существу ,основным средством доказательства теорем .Поэтому их надо не только знать но и уметь применять, для чего необходимо, прежде всего ,научиться находить равные треугольники на рисунке. Сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме: "Треугольники", применим свои знания при решении задач ,а в конце урока каждый сможет оценить себя ,выполнив самостоятельную работу. Великий русский поэтАлександр Сергеевич Пушкин (1799-1837),однажды, решив задачу ,воскликнул: "В математике есть своя красота , как в живописи и поэзии".

2. Теоретический опрос:

а) Дать определение равнобедренного треугольника.

б) Перечислить свойства равнобедренного треугольника.

в) Сколько условий должно выполняться, чтобы треугольники оказались равными по определению равных треугольников.

Г) Сколько равных пар сторон надо найти, доказывая равенство двух треугольников по первому признаку , по второму признаку , по третьему признаку?

д) Устное решение задач

Замечание. В Древней Индии в математических трактатах, доказывая теорему или решая задачу ,часто приводили только рисунок ,сопровождая его одним словом СМОТРИ.

Учащимся предлагается на следующих чертежах найти равные треугольники и обосновать их равенство .Условия задач поочередно отображаются на презентационных слайдах.

Презентация.

  • Задача №1. Слайд условия задачи (Слайд 5)
  • Задача №2 Слайд условия задачи (Слайд 6)
  • Задача №3 Слайд условия задачи (Слайд 7)

3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ по готовым чертежам.

Ниже представлены слайды с условиями этих задач, слайды с указаниями-подсказками и описаны решения.

Одного из учащихся попросить решить задачу у доски ,а затем проверить правильность решения задачи всем классом.

  • Задача №1. Слайд условия задачи (Слайд 8)
  •  Задача №1. Слайд и описание решения (Слайд 9)
  •  Задача №2. Слайд условия задачи

На турслете необходимо измерить ширину реки,как поступить?

(Коллективное решение задачи)

Задача №2. Слайд и описание решения (Слайд 10)

4. Практическое применение признаков равенства треугольников, историческая справка.

Слайд исторический материал (Слайд 11)

5.Самостоятельная работа

Слайд с текстом самостоятельной работы (Слайд 12)

6. Итог урока: Сегодня вы убедились, что признаки равенства треугольников являются ключевыми при решении многих задач.

Подводятся итоги урока .Выставляются оценки.

7.Домашнее задание: пп17-20 №119,130,138.

Подумайте самостоятельно или найдите в литературе, как можно измерить длину острова ,используя признаки равенства треугольников.

Используемая литература.

  1. Л.С. Атанасян и др.Геометрия 7-9.Учебник для общеобразовательных школ-М.:Просвещение,2004г.
  2. Л.С. Атанасян и др.Изучение геометрии в 7-9кл.Методические рекомендации к учебнику .Книга для учителМ.:Просвещение2002г.
  3. Дидактический материал по геометрии для 7 класса составитель А.И.Ершова
  4. А.И. Медяник .Методическое пособие по геометрии 7-11классы, Москва Издательский дом "Дрофа" 1996
  5. А. В. Фарков Внеклассная работа по математике,5-11кл. М.:Айрис-пресс,2006г.
  6. Я.И.Перельман .Занимательная геометрия.

Пояснительная записка к уроку.

"Умение решать задачи -практическое искусство подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь". Д.Пойа

Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются мультимедийные уроки .Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности .Именно из этого я исходила при разработке презентаций, которые оказываются большими помощниками на уроках геометрии. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на рисунок, проверить правильность решения задачи ит.д.. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю геометрии это просто необходимо. Средств формирования устойчивого интереса к урокам геометрии множество, каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания .При создании мультимедийной разработки были использованы программы Microsoft Office Power Point 97-2003.,при создании текстового файла использована программа Microsoft Word.