Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.
Ученики, относящиеся к первому типу, характеризуются небыстрым темпом усвоения материала, низкой аналитико-синтетической деятельностью, инертностью мышления. | Второй тип школьников отличается быстрым темпом усвоения материала, умением обобщать, достаточно высоким уровнем анализа и синтеза, гибкостью мыслительного процесса. |
Поэтому некоторые учащиеся от темы к теме, от этапа к этапу не достигают обязательных результатов обучения. Это приводит к нарастающему накоплению пробелов, сначала мешает ученику учиться дальше, а затем может совсем выключить его из участия в нормальном учебном процессе и привести к потере интереса к предмету.
А еще и традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать монотонности и однообразности. Ежедневно на уроках повторяется одно и тоже: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и серия упражнений по его отработке. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить урок через внедрение активных методов обучения.
Воспитание у младших школьников интереса к языкам (русскому и английскому) невозможно без использования в учебном процессе заданий занимательного и нестандартного характера. Занимательность не только оживляет процесс обучения, но и способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Их выполнение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный с достижением результата.
Занимательные задания могут применяться на любом этапе урока – от проверки домашнего задания до обобщения. На первом этапе (проверка домашнего задания) наиболее эффективны игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала (например, “Фонетическая разминка”, “Найди пару”, “Чья команда быстрее?” и т.д.), если же домашнее задание посвящено морфологии или орфографии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссвордов.
При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес, так, например, в начале и в конце учебного года или в конце большой темы повторение можно проводить в виде игры, рассчитанной на целый урок.
Использование занимательного материала на уроках способствует более прочному
и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету,
умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
В своей педагогической практике на уроках русского и английского языков я
стараюсь использовать самые разнообразные занимательные задания, нахожу их в
методической литературе или придумываю сама. Вот некоторые из них:
- Задания по русскому языку (Приложение 1)
- Задания по английскому языку (Приложение 2)
Литература
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
- Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
- Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. Ростов-на-Дону, 2006.
- На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку/ Под ред. Чесноковой Л.Д. М., 1996.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., 1989.