Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

учебная – обобщить знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи, формировать умения правильно употреблять их в речи

общедидактическая – развитие языкового чутья, памяти, познавательного интереса, любознательности

воспитательная – воспитание любви к родному языку, любви к природе, бережному отношению к ней, воспитание ответственности, самостоятельности, аккуратности

Ход урока

I. Оргмомент. Психологический настрой

(У каждого учащегося на парте картинки с изображением веселого и грустного клоунов)

- Ребята, посмотрите на этих клоунов. Какой из них вам больше нравится? (Дети выбирают и показывают)

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у вас останется таким же.

У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток!

- Ребята, посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня?

- Обобщить знания об именах существительных и прилагательных. А еще повторить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных, а также другие орфограммы. Будем находить сходства и различия межу именем существительным и именем прилагательным.

- А для чего нам это надо?

Скоро мы будем писать диктант, а еще, чтобы быть грамотными, умными. Ведь грамотное письмо – признак культуры человека.

II. Работа по обобщению знаний

- Для этого мы совершим путешествие в страну со строгим названием Грамматика. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным и активным.

Итак, в путь!
Хоть лодочка наша бумажная,
Зато мы с вами отважные!
Дорогие части речи!
Приготовьтесь: снова встреча!

- Мы попали в море слов. Как их здесь много! Но смотрите, ребята, с этими словами не всё в порядке. В словах не достаёт букв. Это, наверно, хищница-акула обкусала их. Давайте подлечим эти слова – вставим нужные буквы.

(М.л.ко, сер.це, п.л.сатый, однокла.ники, обез.яны, сла.кий, счас.ливый, в.езд, а.уратная, т.варищ, ч.десные, м.лдежь)

Ребята, прочитайте эти слова, подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова? (Существительные и прилагательные)

- Давайте поселим их в эти дома! (На доске картинки с изображением домов)

Будем записывать их в 2 столбика с комментированием. (По цепочке)

(Дети называют часть речи, орфограмму, объясняют, какую букву нужно вставить)

- Ребята, а как вы догадались, что это существительные, а это – прилагательные? (Ответы детей).

- Чем отличаются имена существительные от имён прилагательных? (Вопросами)

- Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные и имена прилагательные. (Учитель прикрепляет вопросы на доске у дома существительных и прилагательных соответственно)

- Что обозначает имя существительное? (Ответы детей)

- А имя прилагательное? (Ответы детей)

(Учитель прикрепляет на дома существительных и прилагательных надписи “предмет”, “признак предмета” соответственно).

- Какая часть речи изменяется по родам? (Прилагательное)

(Учитель прикрепляет на дом прилагательных надпись “изменяется по родам”)

- А существительные изменяются по родам? (Нет, это их постоянный признак)

- Имеют род. (Учитель прикрепляет на дом существительных надпись “имеют род”)

- В этом их отличие.

- А как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

(Учитель прикрепляет на дом существительных надпись “изменяется по числам и падежам”)

- А прилагательные изменяются по числам и падежам? (Да)

(На доме прилагательных появляется надпись “изменяется по числам и падежам”)

- Какая из этих частей речи имеет склонение? (Существительное)

- А прилагательное? (Нет)

- От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного? (От числа, рода, падежа существительного, к которому оно относится)

- Какими членами предложения могут быть имена существительные и прилагательные? (Ответы детей)

III. Физкультминутка

Гномик сказочный сидит
И ушами шевелит.
Гному холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Ручки - вверх, ручки - вниз,
На носочки поднимись.
Ручки ставит на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок - на пятку,
А затем вприсядку.

IV. Закрепление

- А сейчас нас ждёт творческое задание. Ваша задача – вставить в текст вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

В полях вьюжит метель. Ночью ещё наступают холода. А под (снежным, пушистым) ковром подснежники пускают свои корни в (мёрзлую) землю и тянутся к (тёплому) солнцу. Почему же подснежники растут зимой (?) Почему спешат цвести (?) Эти цветы очень любят свет. А в (голом) лесу света очень много. Зацветай же скорей, (весенний цветок (!)

1 задание. Вставить подходящее по смыслу прилагательное, с объяснением.

2 задание. Прочитать текст выразительно. Определить тему текста, придумать название.

– Какое научное название имеют эти цветы? (Галантус)

- Что вам известно об этих цветах? (Занесены в Красную книгу)

– Почему? Можно ли собирать подснежники? (Ими надо любоваться в лесу)

3 задание.

– Все ли предложения повествовательные? (Нет, ещё есть вопросительные и восклицательные предложения)

- Исправьте знаки.

- Найдите в тексте предложения с однородными членами. Нужна ли в нём запятая? В каком случае между однородными членами ставится запятая? Переделайте предложение так, чтобы в нём появилась запятая. (Если времени много, это предложение разобрать по членам, обратить внимание на синтаксическую роль существительных и прилагательных)

V. Самостоятельная работа

Упр.81 (из сборника упражнений).

На карточках.

VI. Итог урока

- Чем мы занимались на уроке?

- Понравилось ли вам сегодня на уроке, довольны ли вы сами собой, своей работой? (Если да – поднимите весёлого клоуна, если нет – грустного)

-Что было на уроке полезного для вас?

- Что бы вы хотели повторить?

VII. Домашнее задание

Для сильных – упр. 73 (из сборника упражнений).

Для слабых – упр. 361 (у прил. окончание, род, падеж).

Литература

Т.Г. Рамзаева. “Русский язык” в двух частях, 4-й класс.