Цели:
учебная – обобщить знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи, формировать умения правильно употреблять их в речи
общедидактическая – развитие языкового чутья, памяти, познавательного интереса, любознательности
воспитательная – воспитание любви к родному языку, любви к природе, бережному отношению к ней, воспитание ответственности, самостоятельности, аккуратности
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой
(У каждого учащегося на парте картинки с изображением веселого и грустного клоунов)
- Ребята, посмотрите на этих клоунов. Какой из них вам больше нравится? (Дети выбирают и показывают)
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у вас останется таким же.
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток!
- Ребята, посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня?
- Обобщить знания об именах существительных и прилагательных. А еще повторить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных, а также другие орфограммы. Будем находить сходства и различия межу именем существительным и именем прилагательным.
- А для чего нам это надо?
Скоро мы будем писать диктант, а еще, чтобы быть грамотными, умными. Ведь грамотное письмо – признак культуры человека.
II. Работа по обобщению знаний
- Для этого мы совершим путешествие в страну со строгим названием Грамматика. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным и активным.
Итак, в путь!
Хоть лодочка наша бумажная,
Зато мы с вами отважные!
Дорогие части речи!
Приготовьтесь: снова встреча!
- Мы попали в море слов. Как их здесь много! Но смотрите, ребята, с этими словами не всё в порядке. В словах не достаёт букв. Это, наверно, хищница-акула обкусала их. Давайте подлечим эти слова – вставим нужные буквы.
(М.л.ко, сер.це, п.л.сатый, однокла.ники, обез.яны, сла.кий, счас.ливый, в.езд, а.уратная, т.варищ, ч.десные, м.лдежь)
Ребята, прочитайте эти слова, подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова? (Существительные и прилагательные)
- Давайте поселим их в эти дома! (На доске картинки с изображением домов)
Будем записывать их в 2 столбика с комментированием. (По цепочке)
(Дети называют часть речи, орфограмму, объясняют, какую букву нужно вставить)
- Ребята, а как вы догадались, что это существительные, а это – прилагательные? (Ответы детей).
- Чем отличаются имена существительные от имён прилагательных? (Вопросами)
- Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные и имена прилагательные. (Учитель прикрепляет вопросы на доске у дома существительных и прилагательных соответственно)
- Что обозначает имя существительное? (Ответы детей)
- А имя прилагательное? (Ответы детей)
(Учитель прикрепляет на дома существительных и прилагательных надписи “предмет”, “признак предмета” соответственно).
- Какая часть речи изменяется по родам? (Прилагательное)
(Учитель прикрепляет на дом прилагательных надпись “изменяется по родам”)
- А существительные изменяются по родам? (Нет, это их постоянный признак)
- Имеют род. (Учитель прикрепляет на дом существительных надпись “имеют род”)
- В этом их отличие.
- А как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
(Учитель прикрепляет на дом существительных надпись “изменяется по числам и падежам”)
- А прилагательные изменяются по числам и падежам? (Да)
(На доме прилагательных появляется надпись “изменяется по числам и падежам”)
- Какая из этих частей речи имеет склонение? (Существительное)
- А прилагательное? (Нет)
- От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного? (От числа, рода, падежа существительного, к которому оно относится)
- Какими членами предложения могут быть имена существительные и прилагательные? (Ответы детей)
III. Физкультминутка
Гномик сказочный сидит
И ушами шевелит.
Гному холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Ручки - вверх, ручки - вниз,
На носочки поднимись.
Ручки ставит на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок - на пятку,
А затем вприсядку.
IV. Закрепление
- А сейчас нас ждёт творческое задание. Ваша задача – вставить в текст вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.
В полях вьюжит метель. Ночью ещё наступают холода. А под (снежным, пушистым) ковром подснежники пускают свои корни в (мёрзлую) землю и тянутся к (тёплому) солнцу. Почему же подснежники растут зимой (?) Почему спешат цвести (?) Эти цветы очень любят свет. А в (голом) лесу света очень много. Зацветай же скорей, (весенний цветок (!)
1 задание. Вставить подходящее по смыслу прилагательное, с объяснением.
2 задание. Прочитать текст выразительно. Определить тему текста, придумать название.
– Какое научное название имеют эти цветы? (Галантус)
- Что вам известно об этих цветах? (Занесены в Красную книгу)
– Почему? Можно ли собирать подснежники? (Ими надо любоваться в лесу)
3 задание.
– Все ли предложения повествовательные? (Нет, ещё есть вопросительные и восклицательные предложения)
- Исправьте знаки.
- Найдите в тексте предложения с однородными членами. Нужна ли в нём запятая? В каком случае между однородными членами ставится запятая? Переделайте предложение так, чтобы в нём появилась запятая. (Если времени много, это предложение разобрать по членам, обратить внимание на синтаксическую роль существительных и прилагательных)
V. Самостоятельная работа
Упр.81 (из сборника упражнений).
На карточках.
VI. Итог урока
- Чем мы занимались на уроке?
- Понравилось ли вам сегодня на уроке, довольны ли вы сами собой, своей работой? (Если да – поднимите весёлого клоуна, если нет – грустного)
-Что было на уроке полезного для вас?
- Что бы вы хотели повторить?
VII. Домашнее задание
Для сильных – упр. 73 (из сборника упражнений).
Для слабых – упр. 361 (у прил. окончание, род, падеж).
Литература
Т.Г. Рамзаева. “Русский язык” в двух частях, 4-й класс.