Смысл нельзя дать, его нужно найти.
В. Франкл
Цели: расширение общего кругозора учащихся, воспитание осознания необходимости химических знаний в чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате природных катаклизмов, техногенных процессов, при пожаре и т.д., развитие умений самостоятельно добывать, обсуждать и представлять необходимую информацию, показать, что вред и польза всегда идут рядом и только грамотное обращение с химическими открытиями и достижениями даёт положительный результат.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята. Сегодня мы проведем с вами мероприятие по химии "Химия созидающая, химия разрушающая". Мы постараемся выяснить , насколько важны химические знания в тех или иных жизненных ситуациях, профессиях людей. Часто приходится слышать мнение, что химия виновата во многих бедах: загрязнение рек, морей, озер, ухудшение здоровья человека, глобальное потепление и.т.д. Но так ли это? Химия или все-таки человек виновен во многих этих бедах, происходящих на нашей планете? Я предоставляю слово нашим ребятам, учащимся 11 класса.
Ведущий 1. Добрый день! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о химии, химических знаниях. О чем же говорят учащиеся нашей школы, что они думают на этот счет?
Ведущий 2. Злободневным является вопрос, с которого мы начнем наш разговор: нужна ли химия нашим школьникам? Мы пригласили учащихся 8 класса, в этом году они только начали изучение этого предмета.
Ведущий 1. Основоположник отечественной науки М.В. Ломоносов справедливо заметил: "Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде перед очами нашими успехи ее прилежания".
Прошли века, а слова эти не затерялись, не утратили своего смысла. Хотя, пожалуй, сегодня той химии, которая существовала во времена М.В. Ломоносова, и вовсе нет.
Современная химия - наука о свойствах веществ и их превращениях - подобна мощному дереву с ветвистой кроной.
На экране проецируется "генеалогическое древо" химии.
Ведущий 2. Пожалуй, можно назвать не так уж много наук, которые столь же мощно повлияли на развитие цивилизации, как химия. И тем не менее учащиеся, изучающие этот предмет, часто спорят о роли химии, ее значении.
Ведущий 1. Что могут еще ответить наши учащиеся.
Выступление учащихся.
Ведущий 2. Для разрешения спора о роли и значимости химии рассмотрим вопрос, знакомый нам с детства: горение веществ, защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность.
Горение - это первая химическая реакция, с которой познакомился человек.
Огонь: Можно ли представить наше существование без огня? Он вошел в нашу жизнь, стал неотделим от нее. Но далеко не всегда, вглядываясь в танцующий язычок пламени, мы задумываемся над тем, какую великую роль сыграл огонь в судьбе человеческой.
Ведущий 1. Без огня человек не сварит ни пищу, ни сталь, без него невозможно движение транспорта. Без огня человек, наверное, не смог бы стать человеком:
Ф.Энгельс писал: "Только научившись добывать огонь с помощью трения, люди впервые заставили служить себе некоторую неограниченную силу природы".
Огонь стал нашим другом, союзником, символом добрых дел, памяти о минувшем.
Вечный огонь горит у памятников павшим в борьбе за свободу.
Показ слайдов.
Ведущий 2. Узнав огонь, люди хранили его, так как у них не было спичек, зажигалок. И даже первый дом человек построил не для себя, а для огня, чтобы невзначай его не залил дождь, не задул ветер.
Ведущий 1. Химики умеют зажигать костры без спичек.
Это нам продемонстрируют наши учащиеся.
Демонстрация опытов.
Опыт 1. Дым без огня (взаимодействие концентрированной соляной кислоты с раствором аммиака).
Опыт 2. На асбестовую сетку кладут листок фильтрованной бумаги, обильно смоченной водой. Затем на бумагу кладут кусочек Na, листок загорается.
Ведущий 2.
Хвала огню!
Он всегда бывает разный,
Удивительный огонь:
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный:
Светло-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой!
По ходу чтения демонстрируются слайды, видеоролики: на привале у костра, варка стали, пожар.
Ведущий 1. Профессия "пожарный" заставляет нас иначе отнестись к этому божеству, особенно когда ситуация выходит из-под контроля.
Причастна ли химия к обузданию огня?
Если вы отвечаете на этот вопрос положительно, то поднимите руки.
Ведущий 2. Что же необходимо сделать с точки зрения химии для прекращения реакции горения?
Ответы учеников.
Опыт 3. Горение свечи и прекращение её горения при нехватке кислорода.
Ведущий 1. Всегда ли можно воспользоваться названными средствами пожаротушения?
Ведущий 2. Обратимся к опыту.
Опыт 4. Горение магния в воде.
Ведущий 1. Вывод: горящий магний водой гасить нельзя. Может быть, можно воспользоваться углекислотным огнетушителем?
Опыт 5. Горение магния в углекислом газе.
Ведущий 2. Вывод: и огнетушитель использовать нельзя. Чем же гасить горящий магний?
Ведущий 1. Песком.
Ведущий 2. Песок тоже нельзя использовать, так как протекает реакция взаимодействия магния с песком:
SiO2+2Mg = 2MgO+Si; дельта G < 0.
Вывод: Горящий магний гасит асбестовая вата и мелкая железная стружка.
Ведущий 1. Какие еще вещества нельзя тушить привычными средствами пожаротушения?
Версии: щелочные металлы, нефть и другие органические вещества.
Ведущий 2. Может ли кто-нибудь из присутствующих привести пример возникновения чрезвычайной ситуации из-за неправильного обращения со знакомыми веществами в быту?
Ведущий 1. Чрезвычайная ситуация может возникнуть при неосторожном обращении со многими веществами, например с хорошо всем известной перекисью (пероксидом) водорода.
Свойства концентрированных водных растворов пероксида водорода своеобразны: они мгновенно воспламеняют органические вещества, многие металлы. При этом огонь невозможно потушить песком или с помощью огнетушителя, так как пероксид водорода - сильнейший окислитель, и горение идет даже без доступа кислорода.
Такие свойства позволяют использовать это вещество как окислитель там, где кислорода на окисление топлива не хватает. Например, для двигателей подводных лодок.
Слово учителю: мне хотелось бы сообщить дополнительную информацию об этом веществе. В прессе был описан интересный случай. Два инженера-химика разговорились вечером около открытой емкости с пероксидом водорода, приготовленным для расфасовки в бутыли и отправки заказчику. Один из инженеров работал в цехе производства диоксида марганца. На следующий день лаборатория, проверявшая качество перекиси водорода, установила, что бутыли заполнены водой.
Ведущий 2. Минуточку! Может быть, есть желающие объяснить это явление?
Опыт 6. Разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца.
Ведущий 1. Замечу, что при значительном количестве катализатора реакция пошла бы очень бурно и произошел бы взрыв.
Ведущий 1. Кстати, известно, что использование оксида марганца в качестве катализатора процесса разложения пероксида водорода позволило разработать реактивные установки не только для подводных лодок, но и для самолетов и ракет ФАУ-1 и ФАУ-2.
Ведущий 2. В природе могут протекать эндо- и экзотермические реакции. Попытаемся опытным путем получить ответ на вопрос: какие реакции более опасны и почему?
Опыт 7. Демонстрация занимательного опыта "Вулкан".
Ведущий 1. Как видно из опытов, экзотермической реакцией управлять сложнее.
Ведущий 2. Чрезвычайная ситуация может возникнуть в самых разных условиях. Вспомним Байрона ("Дон Жуан"):
Но плохо нас природа защитила:
Иное вещество не то, что в час -
В одно мгновенье истребляет нас.
Могут ли присутствующие привести такие примеры?
Ведущий 1. Да . В ходе Первой мировой войны руководство германской армии пошло на чудовищное преступление - применение отравляющих веществ. Жидкий хлор немцы транспортировали к линии фронта в специальных цистернах и разливали в баллоны, которые устанавливали на передовой. Когда ветер дул в нужном направлении, вентили баллонов одновременно открывали. Если атака была внезапной, гибли тысячи людей. Давайте вспомним. Кто впервые изобрел средства защиты от этого газа?
Демонстрация слайдов.
Дополнение учащегося о хлоре.
Впервые химеческое оружие применила Германия 22 апреля 1915 г. в районе города Ипр. Тогда было выпущено 180 т. хлора, средств защиты тогда не было, газ отравил 15 тыс. человек, треть которых погибла. После войны 1914-1918 гг. многие страны продолжали работать над химическим оружием. Германия наладила производство фосфоро содержащих отравляющих веществ - зарина, табуна, зомана. Но применять во второй мировой войне побоялись, опасаясь ответной химической атаки со стороны США и Англии.
Ведущий 2. Часто нам приходится видеть разрушение мраморных памятников. Это разрушение может происходить и под действием кислотных дождей:
CaCO3+CO2+H2O = Ca(HCO3)2
Ведущий 1. Внимание на экран.
Демонстрация фотографий карстовых пещер, сталактитов.
Что это такое? В результате каких процессов возникают эти образования? Могу дать подсказку:
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат - красавец Мрамор,
Славен именем Каррары.
Превосходный зодчий, он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен и умел
Мягкий младший братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Этот CaCO3.
Все в заботах, все в работе
От зари и до зари
Эти братья-карбонаты,
Эти CaCO3!
Опыт 8. Взаимодействие мела с соляной, азотной, серной кислотами.
Ведущий 2. Как связаны изображения с данным стихотворением?
Закончим словами французского писателя и философа П. Клоделя, который написал: "Кто многим увлекается, тот многое обретает". Все науки и искусства переплетаются между собой и дополняют друг друга.