Конспект урока обучения грамоте по теме "Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения.
  2. Познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ букв.
  3. Способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха.
  4. Прививать интерес и любовь к чтению.
  5. Знакомить со сказками народов мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ребята, с какими буквами и звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Ответы детей)

1. Актуализация знаний учащихся об устной и письменной речи, написании предложения, его главной мысли. Отработка навыков чтения на знакомом материале.

2. Письмо в рабочей тетради.

Картинный диктант. Учитель показывает рисунки с изображением животных: коты, окуни, лиса, осы ,утки, раки, киты. Ученики записывают с проговариванием шёпотом начальные слоги этих слов:

ко, о, ли, , о, ут , ра , ки

III. Постановка темы и цели урока.

1. Отгадывание по характеристике звука Р,

    произнесение громко,

    тихо,

    шёпотом,

    хором и индивидуально.

2. Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл… (дрр)

Ставни скрипят... (скрр)

Кони храпят… (хрр)

Вороны кричат… (карр)

Собаки рычат … (ррр)

С каким звуком мы сегодня будем работать? ([р], [р’])

Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, а сейчас воспроизведём слоговые ряды:

ра – ро – ру – ры

ар – ор – ур – ыр

шра – шро – шру – шры

ашр – ошр – ушр – ышр

рша – ршо – ршу – рши

арш – орш – урш – ырш

дра – дро – дру – дры

тра – тро – тру – тры

IV. Работа над новым материалом.

1. Слого-звуковой анализ слов “забор” и “дверь”.

  • Дайте характеристику звука [р]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
  • Дайте характеристику звука [р‘].(Согласный, мягкий, звонкий).

2. Артикуляция звуков [р] ,[р‘].

3. Где слышим звуки [р], [р‘] в словах? Хлопайте в ладоши , если звук [р’] в словах мягкий.

Рис, росы, рысь, стрекоза, строка ,река, Марат, Рита, парта, рука.

4. Знакомство с буквами Р, р.

Сравнение печатных и письменных букв Р, р.

Объяснение написания элементов букв Р, р и самих букв:

  • Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

Письмо первых трёх строк в прописи на стр. 26.

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.

В.Степанов.

Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.

Г. Виеру

  • Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.

Письмо заглавной буквы Р в прописи на с. 27.

5. Чтение с доски:

ар – ра Ар – тур Рина Кира

ор – ро Ла – ра Ролан Кирилл

ыр – ры Анна Ирина Никита

ир – ри Ира Нина

ур – ру Арина Алла

- Почему многие слова написаны с заглавной буквы?

- Сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных звуков)

Чтение слогов ра, ро, ры, ру, ри в “Азбуке” на стр. 69. Составление их на наборном полотне.

Письмо в “Прописи” на стр.26 и с.27.

V. Физкультминутка.

Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Кар-кар, кар-кар.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Кар-кар, кар-кар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.

(Дети имитируют движения)

6. Работа по развитию речи.

а) Составление рассказа к сказке А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. (По иллюстрации на стр. 68–69)

  • Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро)
  • Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку)
  • Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза, молния, тучи, волнение на море)

б) Чтение отрывка из сказки читающими детьми. Подчеркнуть букву Р.

  • Назовите слова, в которых звук [р’] слышим мягко. (Старик, моря, при, пряжу.)

7. Чтение текста “Кактус”.

Провести беседу по уходу за кактусами.

Подберите проверочное слово к слову “уколол”. (Колет)

8. Многозначность слов. Работа по стр.70.

9. Слого-звуковой анализ слов из “Прописи” (стр.26-27): рама, руки, рис, Рома, Рита. Повторить имена собственные и нарицательные.

Игра “Подарим картинки Роме и Рите” с определением места звуков [р], [р’] в словах и объяснением, почему картинка подарена Роме или Рите – 2 команды.

VI. Преобразование слогов, слов – игра “Наоборот”.

а) ра – ря кра – кря акр – акрь рад – ряд шар – шарь

ро – кро – окр – ров – пар –

ру – кру – укр – рысь – хор –

ры – кры – ыкр – брак – удар –

VII. Кто больше запомнит слов.

Рос репей. Рядом роза. Репей разросся. Роза расцвела. Розе радовались. Репей ругали. Расстроился репей:

- Разве репей и роза разные? Репей и роза – растения. (Л.Яхнин)

Чтение текста и слов на стр.71.

- Поставьте вопросы к каждому предложению. (Сколько здесь картинок? Что было у детей? и т.д.)

После чтения текста предложить детям письменно ответить на вопрос: “Кто раскрасил лилии?” (Рита раскрасила лилии)

VIII. Внеклассное чтение.

Познакомить с понятием “сказки народов мира”.

Чтение сказки “Колосок”.

О чём эта сказка? (О лени, хитрости, трудолюбии)

IX. Итоги урока.

Что на уроке было самое интересное? Что вам запомнилось? Что было самым сложным на уроке? Что нужно сделать, чтобы это затруднение стало понятным, нетрудным?

Домашнее задание.

Читать с родителями сказки народов мира.