Современные подходы в воспитательной деятельности классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Цени превыше всех открытий
Устои жизненные чтя,
Три мира, воедино слитых,
Семью, учителя, дитя.

Школа всегда стремилась слить воедино три мира: родителей, учителей и детей. В единении и направленности - успех всей работы по формированию личности.

Новые технологии, которые мы сегодня внедряем в учебно-воспитательный процесс, рассчитаны на то, чтобы прежде научить жить, а уже потом учить решать учебные задачи по проблемам.

Используя в своей работе инновационные развивающие технологии, хочется воспитать ученика как самоопределяющуюся и саморазвивающуюся личность, умеющую преодолевать трудности в этой непростой жизни.

Первый выпуск в экспериментальном классе, где я была классным руководителем, дал положительные результаты: с помощью данной работы можно достичь поставленных целей: мы получили выпускников, которые умеют самоопределяться, находят решение в нестандартной ситуации, не пасуют перед трудностями, свободно держатся в обществе за счет навыков общения, могут аргументировано отстоять свою точку зрения.

С чего начинает свою работу классный руководитель, вновь набрав пятиклассников? Как поставить воспитательную цель? С чего начать? Эти и ещё многие вопросы волнуют сегодня классного руководителя.

С чего начинала я?

Во - первых, нужна тесная связь с учителем начальной школы, посещение уроков, срезы по предмету сформировали определённое представление о классе. Кроме этого, учитель дала мне очень хорошую характеристику на каждого учащегося, познакомила с психологическими особенностями класса.

На данном классе учитель использовала элементы технологии развивающего обучения, и я, как классный руководитель, должна была продолжить данную работу. Для этого мне нужно было создать творческую группу учителей, которые бы помогали мне в организации групповой работы на данном классе по технологии развивающего обучения.

В воспитательной работе использовала наработки Г. К. Селевко по вопросу "самоопределение" и "самовоспитание". Первую программу развития классного коллектива " Общение на основе самопознания и самовоспитания" начала с составления информационной справке о классе, где необходимо указать психологические особенности класса, диагностики, состав семей, участие детей и родителей в жизни класса и села. Далее учитель анализирует сферы развития учащихся данного класса: интеллектуальную, эмоционально- волевую, общение, здоровье.

Диагностики, проведенные на классе, показали, что в эмоционально - волевой, интеллектуальной сферах проблем нет, а вот сфера общения вызывает у ребят определённые затруднения. Все ссоры, возникающие в классе, происходят из-за того, что учащиеся не могут договариваться. Анализ социометрии показал, что в классе есть лидеры по общению, по учёбе, но есть и отверженные, их пять человек. Это больше всего беспокоило классного руководителя и творческую группу учителей, работающих на классе.

Таким образом, была сформулирована проблема по формированию межличностного общения, поставлена цель, задачи. Учителем прописывается деятельность по достижению данной цели через организацию групповой работы на уроках, КТД с учащимися, планируются семинары и рефлексивные собрания с творческой группой учителей, собрания, тренинги с родителями. Поэтому планирование воспитательной работы учитель начинает в трёх направлениях: с родителями - собрания, тренинги, круглые столы, индивидуальные консультации, классные часы, праздники;

  • с учениками - организация КТД, классные часы, семинары, собрания, рефлексивные классные часы;
  • с педагогами - семинары по проблеме класса, педагогические семинары, заседания творческой группы учителей. Каждое мероприятие планируется под целевое. Любое проведённое мероприятие анализируется, после чего классный руководитель строит коррекционную работу. Таким образом, любое дело на любом шаге деятельности изучается и корректируется.

Первое собрание, которое планирует классный руководитель, посвящается презентации программы развития классного коллектива, на котором классный руководитель знакомит родителей с тем, над чем будет работать в течение года, знакомит родителей с целевым на новый учебный год. Особое внимание отводит роли родителей в воспитании детей. Только в единстве с ними классный руководитель сможет достигнуть положительных результатов в деятельности по достижению воспитательной цели.

Следующие собрания строятся под проблему класса. Учитываются запросы родителей, т. к. они интересуются не только учёбой и поведением своих детей, но и тем, что сегодня интересует подростка, какие у него увлечения. Многим родителям сегодня нужна дополнительная информация по организации помощи своим детям. По их просьбе был проведён семинар "Виды работы с научным текстом". Классный руководитель организует родительские собрания в форме круглого стола, групповой работы, тренингов. Цель данной работы - приблизить родителей к тому, чем на уроках и во внеурочной деятельности занимаются их дети. Сделать родителей не пассивными слушателями, а активными деятелями. Таким образом прошло собрание - тренинг " Общение в семье", на котором родителям были предложены реальные ситуации из жизни их детей, над которыми они должны были поработать и принять какое- либо решение.

Круглый стол "Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям" заставило родителей иначе взглянуть на себя, на то, как строится общение в их семье, что является ценностным в данном общении.

Чтобы организовать дискуссию по данному вопросу, классный руководитель использовал интересные моменты из произведений современной литературы. Для обсуждения была предложена повесть Николая Дубова "Беглец". Многие семьи в классе выписывают журнал " Путеводная звезда. Школьное чтение". Родителям было предложено прочесть её. В данной повести живут новые герои, присутствует новая жизнь со всеми её сложностями. И что важно - это проблемы маленького человека, ребёнка, который хотел ощутить себя человеком, иметь своё достоинство, не быть униженным и обиженным взрослыми. Какой прекрасный урок! Сколько сегодня в России переживает то же, что и главный герой Юрка Нечаев ":папка пьёт и ругается, бьёт при случае, и мамка пьёт. Что делать? Бежать из дома куда глаза глядят? Но куда?" Родителям для обсуждения были предложены вопросы. Зло, подмеченное писателем, сделалось настоящим бичом во многих семьях. Мальчишечий гнев скоро проходит, а вот как много должны сделать взрослые, чтобы наших детей грело тепло родительского очага!

В конце встречи классный руководитель предлагает родителям несколько правил общения с ребёнком.

Это только часть работы, проводимой им с родителями.

Работая четвёртый год с данным классом, мною разработана и реализуется третья программа развития классного коллектива.2006год "Деловое взаимодействие в семье", 2007 год" Самоутверждение личности".

Только в единстве классного руководителя, учителей, работающих на классе, родителей и учащихся, можно достичь ожидаемого результата.

Эффективность обучения на классе повышается за счёт творческого сочетания технологий развивающего обучения и самосовершенствования личности.

В этом году, заполняя графы "Сущностные характеристики опыта", я попыталась указать те изменения, которые происходят в результате организации данной работы по технологии для педагога, для учащегося, для родителя.

Сегодня я могу уверенно говорить о том, что работа по составлению программы развития классного коллектива помогла мне в системе простроить свою деятельность, учитывая все сферы развития ученика, разработать критерии для достижения результата.

В прошлом году мне пришлось руководить лабораторией по изучению и описанию опыта работы классного руководителя. Для тех, кто входил в данную лабораторию, мне бы хотелось вернуться к схеме, которая мною была предложена, и посмотреть на неё с точки зрения работы классного руководителя: (Есть норма - существует ситуация); Перед педагогом стоит проблема (П), разрешить которую он сможет, обратившись к методологии (М). Изучив определённую литературу, классный руководитель простраивает цель (Ц) и задачи (З), проектирует свою деятельность (Д) в работе с педагогами, работающими на классе (П), родителями (Р), учащимися (У). На каждом шаге деятельности классный руководитель проводит отслеживание того, что получилось и что не получилось (рефлексию R), чтобы добиться желаемого результата (Р).

Проанализировав таким образом свою работу, классному руководителю легче планировать цели и задачи на новый учебный год. На данном классе у меня совпало видение учителей, родителей и учащихся по проектированию цели и задач для реализации новой программы развития. Это видение совпало и с программой Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности", которая разработана на основе психологических характеристик учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.

Для каждого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависит и объём нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.

Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями? Как привлечь родителей в школу?

Наверное, прежде всего нужно помнить, что мы - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей.

Мы, в определённом смысле, коллеги, и наша задача - обмен опытом, совместная выработка каких-то решений.

Учитывая всё это, стараюсь простраивать собрание так, чтобы видеть в своих родителях союзников, обращаюсь к ним за советом, кто как не они должны хорошо знать своих детей. Родители моего класса активны, деятельны, они не хотят быть просто слушателями, поэтому и встал вопрос об изменении формы проведения родительского собрания. Чтобы приблизить родителей к групповой форме работы с детьми, было решено привлечь и родителей к такой форме работы.

В конце 7 класса было проведено собрание - групповая работа "Проблемы подросткового возраста".

ХОД СОБРАНИЯ

Родителям предлагается выбрать одну из геометрических фигур: треугольник, квадрат, зигзаг и разделиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

  • треугольники - уверенные в себе, эмоциональные люди. Они ценят юмор, предпочитают дорогие вещи, не терпят критики, любят командовать;
  • круги - дружелюбные, эмоциональные. Неофициальные, любят говорить комплименты;
  • квадраты - консервативные, любят порядок во всём, им присущи медленная речь, профессиональные термины, скованность движений;
  • зигзаги - непредсказуемые, эмоциональные, творческие личности.

Такая типология подходит и к вашим детям, проведите с ними такой тест и определите психологический тип вашего ребёнка.

ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сегодня мы с вами поговорим о том, что вас больше всего волнует.

ЗАДАНИЕ:

  • Напишите, пожалуйста, о том, что вас больше всего волнует.
  • Укажите три проблемы, характерные для ваших детей - подростков. (5 мин)

Обсуждение проблем. Каждая группа зачитывает проблемы.

Родителям предлагается в игровой форме выбрать главную, одну проблему (кроме своей). Для этого нужно представить, что у вас есть три балла, и вам необходимо отдать их той проблеме, которая, вы считаете, является наиболее важной.

В течение 10 мин родители в группах обсуждают и записывают на ватман собственный вариант решения данной проблемы (учитывая три направления работы: с родителями, с учащимися, с педагогами)

Листы вывешивают на доску и отмечают положительные и отрицательные стороны принятых решений.

Просмотрев решения, классный руководитель подводит итоги и даёт рекомендации.

РЕФЛЕКСИЯ

1. Треугольники: Попробуйте определить ценностное в сегодняшнем мастер-классе.

2. Круги: Комфортно ли вам было работать?

3. Квадраты: Какие трудности обнаружили в работе мастер-класса?

4. Зигзаги: О каком направлении в работе классного руководителя вам бы хотелось узнать побольше? (На обсуждение даётся 10 мин.)