Групповая форма обучения применяется нечасто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Я уже несколько лет использую эту форму на своих уроках как в младших, так и в старших классах. И хотела бы рассказать о двух таких уроках.
Урок в 5 классе по теме «Уравнения». Класс делится на группы по 5-6 человек, каждая группа получает свое задание в зависимости от уровня подготовки. Капитан команды помогает распределить задание по группе. На выходе у каждого в тетради должно быть сделано все задание с карточки, оценку получает каждый член группы.
Группа №1.
1. Упростите выражение и найдите его значение:
а) 232-( х +49) , если х = 26;
б) х – 37 – 42 – 16, если х= 114.
2. Решите уравнения:
а) х + 11=143;
б) х - 18 = 16;
в) 138 + х +57 =218;
г) 248 – (у + 123) = 24.
3.Чему равен периметр треугольника АВС, если АВ = 2 см, ВС = а см, АС = 14 см. Найдите значение периметра при а = 18.
4. Решите с помощью уравнения задачу:
а) В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 31.Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
б) Степа задумал число. Если из этого числа вычесть 91 и к получившейся разности прибавить 37, то получится 46. Какое число было задумано?
Группа №2.
1. Упростите выражение и найдите его значение:
а) 311- ( р + 86 ) , если р=101;
б) 4 + 81+ 33 + х, если х= 11
2. Решите уравнения:
а) х+ 162 = 211;
б) х- 141 = 346;
в) 257 – х + 124 =149;
г) 165 – ( у+ 112) = 37
3. Чему равен периметр треугольника АВС, если АВ = а см, ВС = 6 см, АС = 8 см. Найдите значение периметра при а = 5.
4. Решите с помощью уравнения задачу:
а) В автоколонне было несколько машин. После того как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было первоначально?
б) Сергей задумал число. Если к задуманному числу прибавить 118 и из полученной суммы вычесть 84, то получится 203. Какое число было задумано?
Группа №3.
1. Упростите выражение и найдите его значение:
а) 214 –(х+ 57), если х= 49;
б) 13 +11 + 26 – х, если х=40.
2. Решите уравнения:
а) 175+ х- 37= 108;
б) 243 – (у+83) = 112;
в) 69+ (87- р)= 103
г) (38+ у) -18= 31
3. В треугольнике одна сторона больше второй на 2 см и больше третьей на х см. Чему равен периметр треугольника, если вторая сторона равна 10 см. Составьте выражение и найдите его значение при х= 3.
4. Решите с помощью уравнения задачу:
а) В вагоне было несколько пассажиров. После того как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало 27 пассажиров. Сколько пассажиров было в вагоне первоначально?
б) Саша задумал число. Если из этого числа вычесть 124 и к получившейся разности прибавить 108, то получится 120 . Какое число было задумано?
Группа №4.
1. Упростите выражение и найдите его значение:
а) 374- ( 48+х) при х=119;
б) х- 11- 13- 44- 50 при х= 296.
2. Решите уравнения:
а) (х + 624) – 276= 357;
б) 375- ( х- 218) =123;
в) ( х- 27) + 34 =53,
г) 74- ( у+ 35) =26
3. У покупателя было 500 рублей .В одном магазине он истратил р рублей, а в другом 130 рублей. Сколько денег осталось у покупателя? Упростите выражение и найдите его значение при р = 179, р = 280.
4. Решите с помощью уравнения задачу:
а) В бидоне было несколько литров молока. После того как в него налили еще 23 л молока, а потом вылили 32 л, в бидоне стало 24л молока .Сколько литров молока было в бидоне первоначально?
б) Света задумала число. Если из этого числа вычесть 324 и к получившейся разности прибавить 243, то получится 319. Какое число было задумано?
Второй урок проходил в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия». Работа также проходила в группах, но с выходом на аудиторию.
Этапы урока
- Мотивационно-ориентировочный (разъяснение целей учебной деятельности).
- Подготовительный (актуализация знаний).
- Основной (работа в группах).
- Заключительный (подведение итогов).
Ход урока
1. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия. Мы знакомы с её определением, основными свойствами и формулами, умеем решать задачи. А сегодня мы постараемся увидеть эту прогрессию в новом свете, посмотреть на неё с другой стороны.
2. Математический диктант (листочки заранее на столах).
Подпишите листочки: Фамилия, Математический диктант 1-2 вариант.
1 вариант |
2 вариант |
найти |
ответ |
b1=9 b2=3 |
b1=8 b2=4 |
Найти знаменатель |
1/3 1/2 |
b1=8 b2=4 |
b1=9 b2=3 |
Найти третий член |
2 1 |
b1=3 g=(- 2) |
b1= -3 g= 2 |
Четвертый член |
-24 -24 |
b1=-3 g= 2 |
b1=3 g= -2 |
Сумму четырех |
-45 -15 |
b1=4 g= 1/3 |
b1=2 g= 2/3 |
Сумму Б.У.Г.П. |
6 6 |
Собрать листочки (дети передают с последних парт вперед, учитель проверяет здесь же).
3. Работа в группах.
Получается 5-6 групп по 4 человека. Каждая группа получает по 1-2 задачи и готовит их. Затем идет проверка у доски (один от группы защищает задачу у доски). Все остальные работают в тетрадях .В период защиты «своей» задачи, группа решает дополнительную задачу.
№2(В). Найдите девятый член геометрической прогрессии, если её четвертый член равен 2, а шестой член равен 0,5. (учтите знак знаменателя) |
№1(А). Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, знаменатель которой равен 3, а третий член равен 36. |
№3(С). Найти четыре числа образующие геометрическую прогрессию, если сумма первого и третьего 35, а сумма второго и четвертого (- 70). |
№4(В). Между числами 16 и 1/16 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия. |
№5 (В). Найдите седьмой член геометрической прогрессии, если первый ( -2), а четвертый ( -6). |
№6 (С). Представьте в виде обыкновенной дроби 0, (4) 0, (12) |
Дополнительные задачи:
1 вариант |
2 вариант |
1. Дана геометрическая прогрессия |
|
1,3,9,… |
2,4,8,… |
А) Найдите шестой член прогрессии. |
|
Б) Найдите сумму первых шести членов прогрессии. |
|
2.Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии, если |
|
b1=12, g= 1/3 |
b1=24, g=1/2 |