Групповая форма работы при закреплении и обобщении материала

Разделы: Математика


Групповая форма обучения применяется нечасто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Я уже несколько лет использую эту форму на своих уроках как в младших, так и в старших классах. И хотела бы рассказать о двух таких уроках.

Урок в 5 классе по теме «Уравнения». Класс делится на группы по 5-6 человек, каждая группа получает свое задание в зависимости от уровня подготовки. Капитан команды помогает распределить задание по группе. На выходе у каждого в тетради должно быть сделано все задание с карточки, оценку получает каждый член группы.

Группа №1.

1. Упростите выражение и найдите его значение:

а) 232-( х +49) , если х = 26;

б) х – 37 – 42 – 16, если х= 114.

2. Решите уравнения:

а) х + 11=143;

б) х - 18 = 16;

в) 138 + х +57 =218;

г) 248 – (у + 123) = 24.

3.Чему равен периметр треугольника АВС, если АВ = 2 см, ВС = а см, АС = 14 см. Найдите значение периметра при а = 18.

4. Решите с помощью уравнения задачу:

а) В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 31.Сколько учеников было в классной комнате первоначально?

б) Степа задумал число. Если из этого числа вычесть 91 и к получившейся разности прибавить 37, то получится 46. Какое число было задумано?

Группа №2.

1. Упростите выражение и найдите его значение:

а) 311- ( р + 86 ) , если р=101;

б) 4 + 81+ 33 + х, если х= 11

2. Решите уравнения:

а) х+ 162 = 211;

б) х- 141 = 346;

в) 257 – х + 124 =149;

г) 165 – ( у+ 112) = 37

3. Чему равен периметр треугольника АВС, если АВ = а см, ВС = 6 см, АС = 8 см. Найдите значение периметра при а = 5.

4. Решите с помощью уравнения задачу:

а) В автоколонне было несколько машин. После того как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было первоначально?

б) Сергей задумал число. Если к задуманному числу прибавить 118 и из полученной суммы вычесть 84, то получится 203. Какое число было задумано?

Группа №3.

1. Упростите выражение и найдите его значение:

а) 214 –(х+ 57), если х= 49;

б) 13 +11 + 26 – х, если х=40.

2. Решите уравнения:

а) 175+ х- 37= 108;

б) 243 – (у+83) = 112;

в) 69+ (87- р)= 103

г) (38+ у) -18= 31

3. В треугольнике одна сторона больше второй на 2 см и больше третьей на х см. Чему равен периметр треугольника, если вторая сторона равна 10 см. Составьте выражение и найдите его значение при х= 3.

4. Решите с помощью уравнения задачу:

а) В вагоне было несколько пассажиров. После того как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало 27 пассажиров. Сколько пассажиров было в вагоне первоначально?

б) Саша задумал число. Если из этого числа вычесть 124 и к получившейся разности прибавить 108, то получится 120 . Какое число было задумано?

Группа №4.

1. Упростите выражение и найдите его значение:

а) 374- ( 48+х) при х=119;

б) х- 11- 13- 44- 50 при х= 296.

2. Решите уравнения:

а) (х + 624) – 276= 357;

б) 375- ( х- 218) =123;

в) ( х- 27) + 34 =53,

г) 74- ( у+ 35) =26

3. У покупателя было 500 рублей .В одном магазине он истратил р рублей, а в другом 130 рублей. Сколько денег осталось у покупателя? Упростите выражение и найдите его значение при р = 179, р = 280.

4. Решите с помощью уравнения задачу:

а) В бидоне было несколько литров молока. После того как в него налили еще 23 л молока, а потом вылили 32 л, в бидоне стало 24л молока .Сколько литров молока было в бидоне первоначально?

б) Света задумала число. Если из этого числа вычесть 324 и к получившейся разности прибавить 243, то получится 319. Какое число было задумано?


Второй урок проходил в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия». Работа также проходила в группах, но с выходом на аудиторию.

Этапы урока

  1. Мотивационно-ориентировочный (разъяснение целей учебной деятельности).
  2. Подготовительный (актуализация знаний).
  3. Основной (работа в группах).
  4. Заключительный (подведение итогов).

Ход урока

1. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия. Мы знакомы с её определением, основными свойствами и формулами, умеем решать задачи. А сегодня мы постараемся увидеть эту прогрессию в новом свете, посмотреть на неё с другой стороны.

2. Математический диктант (листочки заранее на столах).

Подпишите листочки: Фамилия, Математический диктант 1-2 вариант.

1 вариант

2 вариант

найти

ответ

b1=9

b2=3

b1=8

b2=4

Найти знаменатель

1/3

1/2

b1=8

b2=4

b1=9

b2=3

Найти третий член

2

1

b1=3

g=(- 2)

b1= -3

g= 2

Четвертый член

-24

-24

b1=-3

g= 2

b1=3

g= -2

Сумму четырех
членов ГП

-45

-15

b1=4

g= 1/3

b1=2

g= 2/3

Сумму Б.У.Г.П.

6

6

Собрать листочки (дети передают с последних парт вперед, учитель проверяет здесь же).

3. Работа в группах.

Получается 5-6 групп по 4 человека. Каждая группа получает по 1-2 задачи и готовит их. Затем идет проверка у доски (один от группы защищает задачу у доски). Все остальные работают в тетрадях .В период защиты «своей» задачи, группа решает дополнительную задачу.

№2(В).

Найдите девятый член геометрической прогрессии, если её четвертый член равен 2, а шестой член равен 0,5. (учтите знак знаменателя)

№1(А).

Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, знаменатель которой равен 3, а третий член равен 36.

№3(С).

Найти четыре числа образующие геометрическую прогрессию, если сумма первого и третьего 35, а сумма второго и четвертого (- 70).

№4(В).

Между числами 16 и 1/16 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.

№5 (В).

Найдите седьмой член геометрической прогрессии, если первый ( -2), а четвертый ( -6).

№6 (С).

Представьте в виде обыкновенной дроби

0, (4)

0, (12)

Дополнительные задачи:

1 вариант

2 вариант

1. Дана геометрическая прогрессия

1,3,9,…

2,4,8,…

А) Найдите шестой член прогрессии.

Б) Найдите сумму первых шести членов прогрессии.

2.Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии, если

b1=12, g= 1/3

b1=24, g=1/2