Цели урока:
- Образовательная: установить линейную зависимость между силой тока, напряжением сопротивлением в электрической цепи; сформулировать закон Ома для участка цепи.
- Развивающая: Развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить простейший физический эксперимент; развитие речи, коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса учащихся.
- Воспитательная: содействовать формированию умения учащихся совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда, содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; показать роль ученого Г. Ома в развитии физики; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.
Тип урока: изучение нового материала; урок – эксперимент.
Технология развивающего обучения.
Структура урока:
Актуализация знаний |
→ |
Постановка проблемного вопроса |
→ |
Выдвижение гипотез |
→ |
Экспериментальная проверка гипотез |
→ |
Выводы |
→ |
Историческое подтверждение выводов. Закон Ома. |
Оборудование. Интерактивная доска с мультимедийным проектором, видеомагнитофон. На столах учащихся: источники тока, ключи, резисторы, амперметры, соединительные провода, технологические карты урока, карточки с заданиями.
Ход урока
Урок начинается с организационного момента, постановки учебной цели урока. Знакомлю учащихся с технологической картой урока. (Приложение 1). Данная карта отражает весь ход урока, заполняется в ходе урока, затем вклеивается в рабочую тетрадь учащегося.
1. Актуализация знаний учащихся по теме «Электрический ток».
а) игра «Ромашка», учащиеся работают в парах.
На столах учащихся имеются карточки №1. в виде лепестков ромашки. (Приложение 2) Карточки содержат теоретические вопросы по пройденным темам, необходимых для проведения данного урока. Учащиеся конвейером отвечают на вопросы, собирая ромашку.
б) Карточки №2 (Приложение 3) содержат задания, раскрывающие умение учащихся читать схемы электрических цепей и находить в них ошибки.
2. Постановка проблемного вопроса учителем о связи между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи.
Учащиеся выдвигают гипотезы.
3. Изучение новой темы через проведение физического эксперимента.
а) Задание №2. Установить зависимость между силой тока и напряжением в цепи. Учащимся предлагается просмотреть видео опыт «Зависимость силы тока от напряжения в электрической цепи» из собрания демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы Современного Гуманитарного Университета. В ходе просмотра заполнить таблицу. Затем построить график зависимости между силой тока и напряжением. Сделать вывод.
б) Задание №3. Установить зависимость между силой тока и сопротивлением в цепи. Учащиеся проводят эксперимент. Соединяют последовательно источник тока, ключ, амперметр и данные им сопротивления. Измеряют силу тока.
К данному заданию подхожу дифференцированно. На партах, где сидят слабые учащиеся кладу по одному резистору в 1; 2 или 4 Ома. Для более сильных учащихся выдаю по два или три резистора с указанием их общего сопротивления в технологических картах.
По общим результатам групп учащиеся заполняют таблицу, строят график зависимости силы тока от сопротивления в цепи, делают вывод.
в) Составление количественной зависимости (формулы) между силой тока, напряжением и сопротивлением – совместная работа учителя и учащихся.
4. Проверка полученных выводов и формулы.
а) Работа по учебнику 8кл. § 44 стр. 101 – формулировка закона Ома.
б) Презентация одного из учеников «Георг Ом». (Приложение 4)
4. Подведение итогов урока – через рефлексию.
Учащимся предлагается выполнить задание карточки №3. (Приложение 5). Эта карточка содержит небольшой тест, состоящий из четырех вопросов и анализ своей деятельности на различных этапах урока. Данная карточка сдается затем учителю.
5. Домашнее задание записано в технологической карте.
Весь ход урока сопровождается проецированием слайдов на интерактивную доску презентация урока (Приложение 6).