План урока по теме "Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательная: установить линейную зависимость между силой тока, напряжением сопротивлением в электрической цепи; сформулировать закон Ома для участка цепи.
  • Развивающая: Развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить простейший физический эксперимент; развитие речи, коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса учащихся.
  • Воспитательная: содействовать формированию умения учащихся совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда, содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; показать роль ученого Г. Ома в развитии физики; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.

Тип урока: изучение нового материала; урок – эксперимент.

Технология развивающего обучения.

Структура урока:

Актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса

Выдвижение гипотез

Экспериментальная проверка гипотез

Выводы

Историческое подтверждение выводов. Закон Ома.

Оборудование. Интерактивная доска с мультимедийным проектором, видеомагнитофон. На столах учащихся: источники тока, ключи, резисторы, амперметры, соединительные провода, технологические карты урока, карточки с заданиями.

Ход урока

Урок начинается с организационного момента, постановки учебной цели урока. Знакомлю учащихся с технологической картой урока. (Приложение 1). Данная карта отражает весь ход урока, заполняется в ходе урока, затем вклеивается в рабочую тетрадь учащегося.

1. Актуализация знаний учащихся по теме «Электрический ток».

а) игра «Ромашка», учащиеся работают в парах.

На столах учащихся имеются карточки №1. в виде лепестков ромашки. (Приложение 2) Карточки содержат теоретические вопросы по пройденным темам, необходимых для проведения данного урока. Учащиеся конвейером отвечают на вопросы, собирая ромашку.

б) Карточки №2 (Приложение 3) содержат задания, раскрывающие умение учащихся читать схемы электрических цепей и находить в них ошибки.

2. Постановка проблемного вопроса учителем о связи между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи.
Учащиеся выдвигают гипотезы.

3. Изучение новой темы через проведение физического эксперимента.

а) Задание №2. Установить зависимость между силой тока и напряжением в цепи. Учащимся предлагается просмотреть видео опыт «Зависимость силы тока от напряжения в электрической цепи» из собрания демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы Современного Гуманитарного Университета. В ходе просмотра заполнить таблицу. Затем построить график зависимости между силой тока и напряжением. Сделать вывод.

б) Задание №3. Установить зависимость между силой тока и сопротивлением в цепи. Учащиеся проводят эксперимент. Соединяют последовательно источник тока, ключ, амперметр и данные им сопротивления. Измеряют силу тока.

К данному заданию подхожу дифференцированно. На партах, где сидят слабые учащиеся кладу по одному резистору в 1; 2 или 4 Ома. Для более сильных учащихся выдаю по два или три резистора с указанием их общего сопротивления в технологических картах.

По общим результатам групп учащиеся заполняют таблицу, строят график зависимости силы тока от сопротивления в цепи, делают вывод.

в) Составление количественной зависимости (формулы) между силой тока, напряжением и сопротивлением – совместная работа учителя и учащихся.

4. Проверка полученных выводов и формулы.

а) Работа по учебнику 8кл. § 44 стр. 101 – формулировка закона Ома.

б) Презентация одного из учеников «Георг Ом». (Приложение 4)

4. Подведение итогов урока – через рефлексию.

Учащимся предлагается выполнить задание карточки №3. (Приложение 5). Эта карточка содержит небольшой тест, состоящий из четырех вопросов и анализ своей деятельности на различных этапах урока. Данная карточка сдается затем учителю.

5. Домашнее задание записано в технологической карте.

Весь ход урока сопровождается проецированием слайдов на интерактивную доску презентация урока (Приложение 6).