Система обучающих и развивающих игр по формированию у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. В дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об окружающем мире, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Важно формировать базовые личностные качества ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.

Отношение как психологическая категория рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.А. Смирнов). В.Г. Герцова в основе формирования положительного отношения к природе выделила три взаимосвязанных компонента: эмоционально – положительное отношение, знание и полезная деятельность.

По мнению В.Н.Мясищева, высшей степенью развития личности является сознательное отношение к самому себе. Выражением личности и ее отношений является прежде всего практическое действие. Говоря о сознательном отношении, В.Н. Мясищев имеет в виду наличие такого характера отношений, при котором человек отдает себе ясный отчет в объективных основаниях и субъективных мотивах его, в своих обязанностях, вытекающих из этого отношения, своей ответственности, с этим связанной, и проявляется все это как в отдельных поступках, так и во всем поведении в целом. А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович считают, что в формировании нравственно правильного отношения необходимо наличие взаимосвязи между пониманием и переживанием, «словесным знанием» и «осознанием». Важным является и то, какой смысл вкладывает сам индивид в данное явление, а не только знание им этого явления.

В дошкольном возрасте отношение только закладывается и проявляется в действиях ребенка, направленной деятельности, в эмоциях и чувствах.

По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции помогают личности глубже проникнуть в сущность самой деятельности, понять ее значение и более сознательно выразить свое отношение к ней. Он рассматривал всякий психический процесс, как имеющий не только познавательную сторону, но и сторону, затрагивающую потребности и интересы индивида, что выражает определенное эмоционально-волевое отношение к окружающему. В воспитательно-образовательной работе важно добиться единства двух моментов – сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Ведущие советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считали, что включение игровой деятельности в процесс ознакомления дошкольников с природой позволит заинтересовать детей, повысить умственную активность и эмоциональную отзывчивость, сделает процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру дошкольника увлекательным и эффективным. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания от перевоплощения в роли) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Мой подход состоит в том, что знания об окружающем мире обобщаются, обогащаются, уточняются дошкольниками с помощью игр-имитаций, перевоплощений. Важно чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих объектах окружающего мира, а чтобы эти объекты стали для него личностно–значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. Использование системы игр дает возможность расширить проявления ребенком своего отношения к окружающему миру.

В процессе обучающих и развивающих игр у дошкольников происходит внешняя и внутренняя имитация состояния объекта или другого человека. Целью таких игр является обогащение эмоциями и чувствами, возникающими от ощущений, связанных с движениями, жестами, позами, от проживания состояния и условий, в которые попадает объект или человек, развитие лучшего понимания себя и других.

Рекомендации по применению системы обучающих и развивающих игр по формированию эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру:

  • наличие первоначальных представлений об окружающем мире (наблюдение, рассматривание, сравнение, беседы);
  • игры используются на специально организованных занятиях и в режимные моменты; а также интегрируются в содержание других занятий и в совместную и самостоятельную деятельность;
  •  проводятся как со всеми детьми, так и с небольшой подгруппой (7-10 человек).
  • приветствуется использование музыки, художественного слова, изобразительной деятельности;
  • по окончанию игры по возможности организуется созидательная деятельность детей.

Предлагаемая система обучающих и развивающих игр (Приложение 1, Приложение 2) выстроена по месяцам и неделям. Все игры условно делятся на блоки: «Я» (мое имя, чувства, желания, эмоции), «Я и природа» (конкретизация, обогащение знаний детей о росте и развитии живых природных объектов; взаимосвязь между объектами природы), «Я и другие» (познание эмоционального состояния природных объектов и человека, взаимодействие человека с природой). В течение месяца игры повторяются и интегрируются в другие занятия или совместную и самостоятельную деятельность. Все блоки повторяются и содержание их усложняется в каждом возрастном периоде, начиная со средней группы.

Мониторинг (Приложение 3) проводится 2 раза в год: сентябрь, май. По результатам мониторинга ведется корректировка работы.

«Примеривание» на себе в процессе игры разных характеров объектов окружающего мира, их способов реагирования в ситуации является благотворным для детской психики, формируется способность эмоционально откликаться на встречу с объектами окружающего мира, развивается сфера чувств, будя сочувствие, сострадание, развивается способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Научив ребенка понимать чувства других через предложенную систему игр, легко можно сформировать желание заботиться и помогать им получать от этого радость. Высшей ступенью развития сферы эмоций и чувств являются нравственные качества.