Разработка урока по теме "Физико-географическое положение Австралии. Открытие и исследование материка"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся для восприятия, осмысления и первичного закрепления материала об Австралии; создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии материка и единственном его государстве и раскрыть причину этого своеобразия; дать представление об истории открытия Австралии;
  • совершенствовать умения работать с картой и развивать монологическую речь;
  • воспитание интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Оборудование: физическая карта мира, глобус, атласы, контурные карты, компьютер

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Наш урок мы проведем под девизом "Путешествие продолжается и продолжается в Австралию".

Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы
Не ездили туда?

II. Выявление целей и задач урока.

- Что нам предстоит сделать на уроке?

Нам предстоит:

а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;

б) нанести особенности ГП на контурную карту:

в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.

III. Изучение нового материала.

Презентация.

1. Постановка проблемы. Послушайте отрывок из книги Ж. Верна "Дети капитана Гранта".

2. Обсуждение.

- Согласны ли вы с представлением Панагеля об образовании Австралии? (Австралия - часть древнего материка Гондвана и Пангея).

3. Знакомиться с материком нам помогут "репортеры и журналисты", которые побывали там.

- Как же добраться до этого континента?

(Выступает ученик в роли журналиста).

4. Итак, вы убедились, что Австралия действительно является уникальным материком.

5. Мультимедиафильм "Австралия", прокомментирует нам его журналист (называю фамилию и имя ученика).

6. Сравнение величины площади Австралии с величиной площади других материков. Итак, ваш вывод.

7. Практическая работа по определению географических координат, протяженности Австралии и нанесение на контурную карту объектов, характеризующих физико-географическое положение Австралии.

1). Определение географического положения материка по плану:

- Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана.

- Какие океаны и моря омывают материк?

- Как расположена Австралия относительно других материков?

- В каких климатических поясах расположена Австралия?

2). Сравнение физико-географического положения Австралии и Африки.

- В чем сходство? (Пересекаются южным тропиком, омывает Индийский океан, климатические пояса, природные зоны).

- В чем различие? (Австралию не пересекает экватор и северный тропик. Ее не омывает Атлантический океан, а омывает Тихий океан. Австралия полностью расположена в восточном полушарии).

- Почему так много общего в географическом положении материков? (Расположены оба материка в одних широтах. Оба являются частью расколовшейся Гондваны).

3) Определение географических координат крайних точек:

  • м. Йорк - 11 ю.ш. и 142 в.д.
  • м. Юго-Восточный - 39 ю.ш. и 146 в.д.
  • м. Байрон - 28 ю.ш. и 153 в.д.
  • м. Стип- Пойнт - 26 ю.ш. и 113 в.д.

4) Определение протяженности Австралии:

а) с севера на юг по

б) с запада на восток по

5) Путешествие вокруг Австралии - отработка номенклатуры.

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасмановое, Тиморское;

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;

Проливы: Торресов, Басов;

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр;

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

6. Первичное закрепление материала о географическом положении Австралии. - Может быть, зря мы вначале определили географическое положение Австралии? Может быть, нам надо было начинать с изучения природы материка?

(Нет, потому что географическое положение оказывает влияние на природу. Австралию пересекает почти посередине Южный тропик, поэтому она находится в пределах тропического, субтропического и субэкваториального климатических поясов).

7) Решение логической задачи:

Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

8) Использование мультимедиа и учебной картины "Большой Барьерный риф".

9) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

- Использование мультимедиа и учебной картины.

- Комментарии "историка" на основе таблицы.

Открытия и исследования Австралии

Дата Путешественники Открытия
1606 год Педро де Кирос Пересек Тихий океан, остров Эспириту-Санто в архипелаге Новые Гибриды
  Луис Вазе де Торрес Прошел проливом и доказал, что Новая Гвинея - остров
  Виллем Янсзон Западное побережье Кейп-Йорка - север полуострова Австралии
1642-1643 годы Абель Тасман Доказал, что Новая Гвинея, Новые Гебриды не связаны с Южной Землей. Открыл Новую Зеландию и Землю Вандимена (Тасманию)
1770 год Джеймс Кук Проследовал восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф. Нанес очертания материка.
Конец века Англичане Колонизация и освоение материка
1870-1880 годы Николай Николаевич Миклухо-Маклай Антропологические, географические и биологические исследования Австралии и Новой Гвинеи.

IV. Закрепление материала

1. Вопросы.

- Почему этот материк долгое время был "неизвестной" землей?

- Кто и когда открыл Австралию?

- Какое значение имело открытие материка для европейцев и для аборигенов?

- Чем объяснить уникальность природы материка?

2. Работа со стихотворением.

- Чтение каждого абзаца и обсуждение его.

V. Подведение итогов урока

1. Поблагодарить активных участников урока и поставит им оценки.

2. Отметить выступление "журналистов" и поставить им оценки.

VI. Домашнее задание.

1) Из текста учебника определите, какие еще имена связаны с историей открытия Австралии.

2) Совершите заочное путешествие и составьте маршрутную карту путешествий вместе:

- с А. Тасманом,

- с Джеймсом Куком,

- с Н. Н. Миклухо-Маклаем.

3) Составьте кроссворд об Австралии (по желанию).

VII. Рефлексия.