Цели и задачи:
- организовать деятельность учащихся для восприятия, осмысления и первичного закрепления материала об Австралии; создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии материка и единственном его государстве и раскрыть причину этого своеобразия; дать представление об истории открытия Австралии;
- совершенствовать умения работать с картой и развивать монологическую речь;
- воспитание интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Оборудование: физическая карта мира, глобус, атласы, контурные карты, компьютер
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Наш урок мы проведем под девизом "Путешествие продолжается и продолжается в Австралию".
Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы
Не ездили туда?
II. Выявление целей и задач урока.
- Что нам предстоит сделать на уроке?
Нам предстоит:
а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;
б) нанести особенности ГП на контурную карту:
в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.
III. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемы. Послушайте отрывок из книги Ж. Верна "Дети капитана Гранта".
2. Обсуждение.
- Согласны ли вы с представлением Панагеля об образовании Австралии? (Австралия - часть древнего материка Гондвана и Пангея).
3. Знакомиться с материком нам помогут "репортеры и журналисты", которые побывали там.
- Как же добраться до этого континента?
(Выступает ученик в роли журналиста).
4. Итак, вы убедились, что Австралия действительно является уникальным материком.
5. Мультимедиафильм "Австралия", прокомментирует нам его журналист (называю фамилию и имя ученика).
6. Сравнение величины площади Австралии с величиной площади других материков. Итак, ваш вывод.
7. Практическая работа по определению географических координат, протяженности Австралии и нанесение на контурную карту объектов, характеризующих физико-географическое положение Австралии.
1). Определение географического положения материка по плану:
- Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана.
- Какие океаны и моря омывают материк?
- Как расположена Австралия относительно других материков?
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
2). Сравнение физико-географического положения Австралии и Африки.
- В чем сходство? (Пересекаются южным тропиком, омывает Индийский океан, климатические пояса, природные зоны).
- В чем различие? (Австралию не пересекает экватор и северный тропик. Ее не омывает Атлантический океан, а омывает Тихий океан. Австралия полностью расположена в восточном полушарии).
- Почему так много общего в географическом положении материков? (Расположены оба материка в одних широтах. Оба являются частью расколовшейся Гондваны).
3) Определение географических координат крайних точек:
- м. Йорк - 11 ю.ш. и 142 в.д.
- м. Юго-Восточный - 39 ю.ш. и 146 в.д.
- м. Байрон - 28 ю.ш. и 153 в.д.
- м. Стип- Пойнт - 26 ю.ш. и 113 в.д.
4) Определение протяженности Австралии:
а) с севера на юг по
б) с запада на восток по
5) Путешествие вокруг Австралии - отработка номенклатуры.
Моря: Арафурское, Коралловое, Тасмановое, Тиморское;
Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;
Проливы: Торресов, Басов;
Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр;
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.
6. Первичное закрепление материала о географическом положении Австралии. - Может быть, зря мы вначале определили географическое положение Австралии? Может быть, нам надо было начинать с изучения природы материка?
(Нет, потому что географическое положение оказывает влияние на природу. Австралию пересекает почти посередине Южный тропик, поэтому она находится в пределах тропического, субтропического и субэкваториального климатических поясов).
7) Решение логической задачи:
Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)
8) Использование мультимедиа и учебной картины "Большой Барьерный риф".
9) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.
- Использование мультимедиа и учебной картины.
- Комментарии "историка" на основе таблицы.
Открытия и исследования Австралии
Дата | Путешественники | Открытия |
1606 год | Педро де Кирос | Пересек Тихий океан, остров Эспириту-Санто в архипелаге Новые Гибриды |
Луис Вазе де Торрес | Прошел проливом и доказал, что Новая Гвинея - остров | |
Виллем Янсзон | Западное побережье Кейп-Йорка - север полуострова Австралии | |
1642-1643 годы | Абель Тасман | Доказал, что Новая Гвинея, Новые Гебриды не связаны с Южной Землей. Открыл Новую Зеландию и Землю Вандимена (Тасманию) |
1770 год | Джеймс Кук | Проследовал восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф. Нанес очертания материка. |
Конец века | Англичане | Колонизация и освоение материка |
1870-1880 годы | Николай Николаевич Миклухо-Маклай | Антропологические, географические и биологические исследования Австралии и Новой Гвинеи. |
IV. Закрепление материала
1. Вопросы.
- Почему этот материк долгое время был "неизвестной" землей?
- Кто и когда открыл Австралию?
- Какое значение имело открытие материка для европейцев и для аборигенов?
- Чем объяснить уникальность природы материка?
2. Работа со стихотворением.
- Чтение каждого абзаца и обсуждение его.
V. Подведение итогов урока
1. Поблагодарить активных участников урока и поставит им оценки.
2. Отметить выступление "журналистов" и поставить им оценки.
VI. Домашнее задание.
1) Из текста учебника определите, какие еще имена связаны с историей открытия Австралии.
2) Совершите заочное путешествие и составьте маршрутную карту путешествий вместе:
- с А. Тасманом,
- с Джеймсом Куком,
- с Н. Н. Миклухо-Маклаем.
3) Составьте кроссворд об Австралии (по желанию).
VII. Рефлексия.