Урок русского языка по теме "Падеж имен существительных" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.

Литература и оборудование: учебник С.В. Иванова «Русский язык»3 класс, таблица с девизом урока, карточки с названиями падежей и вопросами, магниты

Ход урока

I. Стадия вызова

1) Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

Девиз урока «Учитесь тайны открывать».

2) Прочтите слова: подлежащее, сказуемое, существительное, определение

- Какое слово не подходит ко всем остальным?

- Что вы знаете об имени существительном?

Сегодня на уроке мы узнаем еще один грамматический признак имени  существительного.

II. Стадия осмысления

1) Прочтите текст.

Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу.

На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.

- Какое слово встречается в каждом предложении?

Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на который оно отвечает.

кто? друг

кого? друга

кому? другу

кого? друга

кем? другом

о ком? о друге

- Что меняется в существительном?

- Почему менялись окончания?

- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

2) Учебник, страница 9. Работа с таблицей.

- Сколько у каждого падежа вопросов?

- К каким словам мы будем задавать вопросы кто? кого? кому? кем? о ком?

- К каким словам – что? чего? чему? чем? о чем?

- Определить падеж, кроме падежных вопросов , нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.

3) Выполнение упражнения 2.

Задание: списать, поставить падежные вопросы к имени существительному, определить падеж, отметить окончания.

пишу карандашом, книга сестры, звоню бабушке, урок математики, читаю журнал, радуюсь солнцу, горжусь другом

4) Мы определяли с вами падеж существительных в словосочетаниях. А если это существительное находится в предложении, то оно является каким то членом предложения. Тогда к нему можно задать два вопроса: падежный и как к члену предложения.

Упражнение 3.

Задание: к именам существительным в предложении заданы два вопроса. Прочитайте предложения и определите, где какой вопрос.

5) Чтение алгоритма. Страница 10.

6) Запишите предложения и определите падеж имен существительных.

В тайге растет кедр.

Тропинка ведет к ручью.

III. Стадия рефлексии.

1) - Давайте вспомним девиз нашего урока.

Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?

2)Перед вами лежат магниты: если вам было все понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.

IV. Домашнее задание.

1. Выучить название падежей с вопросами.

2. Упражнение 4, страница 11.