Цели: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.
Литература и оборудование: учебник С.В. Иванова «Русский язык»3 класс, таблица с девизом урока, карточки с названиями падежей и вопросами, магниты
Ход урока
I. Стадия вызова
1) Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Девиз урока «Учитесь тайны открывать».
2) Прочтите слова: подлежащее, сказуемое, существительное, определение
- Какое слово не подходит ко всем остальным?
- Что вы знаете об имени существительном?
Сегодня на уроке мы узнаем еще один грамматический признак имени существительного.
II. Стадия осмысления
1) Прочтите текст.
Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу.
На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на который оно отвечает.
кто? друг
кого? друга
кому? другу
кого? друга
кем? другом
о ком? о друге
- Что меняется в существительном?
- Почему менялись окончания?
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
2) Учебник, страница 9. Работа с таблицей.
- Сколько у каждого падежа вопросов?
- К каким словам мы будем задавать вопросы кто? кого? кому? кем? о ком?
- К каким словам – что? чего? чему? чем? о чем?
- Определить падеж, кроме падежных вопросов , нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.
3) Выполнение упражнения 2.
Задание: списать, поставить падежные вопросы к имени существительному, определить падеж, отметить окончания.
пишу карандашом, книга сестры, звоню бабушке, урок математики, читаю журнал, радуюсь солнцу, горжусь другом
4) Мы определяли с вами падеж существительных в словосочетаниях. А если это существительное находится в предложении, то оно является каким то членом предложения. Тогда к нему можно задать два вопроса: падежный и как к члену предложения.
Упражнение 3.
Задание: к именам существительным в предложении заданы два вопроса. Прочитайте предложения и определите, где какой вопрос.
5) Чтение алгоритма. Страница 10.
6) Запишите предложения и определите падеж имен существительных.
В тайге растет кедр.
Тропинка ведет к ручью.
III. Стадия рефлексии.
1) - Давайте вспомним девиз нашего урока.
Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?
2)Перед вами лежат магниты: если вам было все понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.
IV. Домашнее задание.
1. Выучить название падежей с вопросами.
2. Упражнение 4, страница 11.