"Огонь – друг, огонь – враг"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
  • разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,
  • учить детей правилам безопасного обращения с огнём,
  • убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды,
  • научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Ход занятия

I. Организационный момент. Нацеливание

II. Чтение отрывка из худ. литературы и обсуждение.

«Огонь – друг, огонь – враг» Т.Рафикова

Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого.

Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой!». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек со мной силой мериться!» А человек стоял на своём: «Давай! Давай!» Огонь согласился.

Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить».

Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».

Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, деревням и городам, и тогда снова может прийти беда.

Учитель: Когда мы говорим, что огонь – друг? (Ответы детей: обогрев наших домов, приготовление пищи и т.д.)

Чтение стихотворения «Если бы не было огня» Н.Афанасьева

Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами б стали,
Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни пожить,
В «Денди» тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить.

Учитель: А в каком случае огонь становится врагом, мы узнаем из игры «Если возник пожар» (дополни словечко).

III. Игра «Если возник пожар» (дополни словечко)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…? (газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички…? (зажигал)
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег…? (костер)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…? (траву)
Помни каждый гражданин,
Этот номер… («01»)
Дым увидел – не зевай.
И пожарных…? (вызывай)
Это всем должно быть ясно.
Что шутить с огнем…? (опасно)

IV. Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.

Игровые ситуации:

  1. У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? (Предметы для наглядности: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок). Ответ: обесточить, накрыть влажной тканью, при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.
  2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
    При этом в соседней комнате песни попеть.
    Заигрался Саша и бдительность потерял,
    Правила пожарной безопасности не соблюдал.
    И вот огоньки заскакали кругом,
    И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
    На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? (Предметы – сковорода, кружка с водой, полотенце). Ответ: выключить газ, накинуть влажное полотенце.
  3. На тебе горит одежда. Что будешь делать? (Надо упасть на пол, землю, траву, снег, накрыться влажной тканью, бежать нельзя.)
  4. Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать? (Догнать, накрыть тканью, уронить на пол, тушить огнетушителем нельзя).
  5. Почему телефон пожарной службы – 01? (Потому что 01 - простой, его всякий запомнит, 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать).
    Набрать номер телефона – 01 с завязанными глазами.
    Пусть знает каждый гражданин –
    Пожарный номер – 01.
  6. От чего люди гибнут при пожаре? (От огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь).
  7. Как надо преодолевать задымленное место? (Пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце).

V. Отработка учебной вводной «Эвакуация при пожаре»

Учитель: Что такое эвакуация? (выход из опасной зоны). Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок – это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? (надо эвакуироваться). Тренировочная эвакуация.

VI. Отгадывание загадок.

  1. Красная корова всю солому поела. (Огонь)
  2. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички).
  3. Красный бык стоит, дрожит, чёрный на небо бежит. (Огонь и дым)
  4. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
  5. Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём. Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спичечный коробок).
  6. В деревянном домике
    Проживают гномики.
    Уж такие добряки –
    Раздают всем огоньки.
    (Спички)

VII. Угадай, из какого произведения этот отрывок и кто автор.

Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Стёпе говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
(«Дядя Стёпа» С.В.Михалков)

А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели? В самом деле
Все сгорели карусели?
- Ах, в уме ли вы газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
(«Телефон» К.И.Чуковский)

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
(Русское народное творчество)

А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли,
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными грибами.
(«Путаница» К.И.Чуковский)

Третий этаж, и четвёртый, и пятый…
Вот и последний, пожаром объятый.
Чёрного дыма висит пелена,
Рвётся наружу огонь из окна.
Надо ещё подтянуться немножко,
Парень, слабея, дополз до окошка,
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз.
Девочку взял и спускается вниз.
(«Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршак)

VIII. Итог занятия.

Учитель: Ребята, какие выводы мы сделаем из нашего занятия. Послушаем стихотворение.

Был пожар.

В это время мимо дома
Шёл из школы мальчик Рома,
Слышит: девочка кричит;
Видит: дым густой валит,
Окна пламенем объяты…
К телефону-автомату
Рома быстро подбежал,
Номер «01» набрал.

Ростом спичка-невеличка –
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя.

Учитель: Правильные выводы сделали ребята?

Стих «Можно и нельзя»

Можно играть с ягнёнком,
Можно играть с поросёнком,
С ветром в пятнашки, в прятки с дождём,
Но не надо играть с огнём!
Даже с волчонком – пожалуйста!
Даже с тигрёнком – пожалуйста!
Но если ты вздумал играть с огнём,
То уж потом не жалуйся!

Учитель: Ребята, а теперь поднимите руки те, кто хоть раз в шутку вызывал пожарную команду? А почему такие действия недопустимы?

IX. Памятка «Как вести себя при пожаре».

X. Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Ребята молчат)

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)