Цель: Социокультурное наполнение категории “терпение”.
Задачи:
- Обогащение социокультурного опыта.
- Формирование коммуникационных умений.
- Воспитание положительного отношения к людям, умеющим владеть собой и достойно преодолевать препятствия в трудные жизненные ситуации.
Оборудование:
- Индивидуальные конверты с деталями “цветка-терпения”.
- Карточки с заданиями для работы в парах.
- Карточки с заданиями для работы в группах (6 человек).
- Страница первой книги для домашнего задания.
- Таблицы для оформления доски.
Ход урока
Присоединение
Учитель: Добрый день! Сегодня мне хочется начать урок с книг, которые известны не только в нашей стране, но и за рубежом – это словари Даля и Ожегова. Они помогут нам узнать тему сегодняшнего разговора.
На доске определения одного из человеческих качеств, которые дают эти авторы.
– О каком качестве идет речь?
На доске
……..– сила и величие духа, признак кротости, смирения, снисхождения. Умение выносить, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая, надеяться, ожидать лучшего.
Даль
……..– безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжелое.
Ожегов
Дети: Терпение.
Учитель: А как вы думаете, это человеческое качество светлое или темное?
Ответы детей….
Учитель: Я думаю, это человеческое качество и темное, и светлое.
Темное, потому что человеку, когда он терпит, приходиться переносить страдания, боль, обиду, что-то неприятное.
А светлое потому что, достойно выдержав все испытания, человек становится сильным, успешным, здоровым, радостным, счастливым.
Основная часть.
Учитель: Терпение – одно из главных качеств человека. Если бы люди не обладали им, то на Земле…..
Что бы продолжить эту мысль, проанализируйте предложенные ситуации.
Работа в парах.
- Учеба – это тяжелый труд. Поэтому дети, которые не умеют или не хотят терпеть учебный процесс, перестали учиться.
- Взрослые (строители, продавцы, врачи, учителя, пожарные, военные, спасатели, рабочие и другие), для которых работа – это нудно и тяжело перестали работать.
- Больные, которые устали терпеть боль, впали в уныние и не надеются на свое выздоровление.
К чему это приведет?
Ответы детей….
Учитель: Если бы люди не умели терпеть, то на Земле ничего и никого не было, все превратилось бы в прах.
Поэтому очень важно, чтобы человек обладал этим качеством.
Сейчас проверим домашнее задание “Кто, по вашему мнению, самый терпеливый?”
Послушаем ребят, которые подготовили самые лучшие работы. (2–3человека)
Учитель: А сейчас попробуем, работая в группах, вместе ответить на вопрос “ Когда, кому, в каких жизненных ситуациях необходимо терпение?”
Работа в группах
1. В каких делах необходимо терпение? (Подчеркни и объясни)
- шить
- готовить уроки
- смотреть телевизор
- заботиться о домашних животных
- обсуждать новую покупку
- помогать по хозяйству
- гулять во дворе
- собирать грибы и ягоды
- ухаживать за больным человеком
2. Объясни смысл пословиц “Терпение – ключ к успеху во всяком деле”, “Терпение – путь к уменью”.
3. Наши предки твердо знали: доброделание требует долготерпения. Тогда и будут сбываться наши надежды. Особое терпение требуется от того, кто решил послужить ближнему: например,………(продолжите).
4. Терпение неразлучно с надеждой. Светлая и достойная надежда дает силы для терпения: “Терпеть не беда, было б ради чего”.
Ради чего надо терпеть?
Ответы детей:……….
Учитель: Да, действительно, в жизни нам часто приходиться терпеть, но это необходимо для воспитания характера. “ И если счастье может избаловать и изнежить человека, так что он станет слабее самого себя, то несчастье является школой терпения и научит человека быть сильнее себя самого”. (Иван Ильин)
Поэтому в самой сложной трудной ситуации человек должен уметь управлять собой. Это не легко; этому надо учиться и научиться. Это удается далеко не каждому и не всегда.
Послушайте историю об одном цветке, который умел терпеть, достойно переносить лишения и неприятности, идти навстречу безрадостности и мужественно встречать страдание и боль “с поднятым забралом”, высоко поднятой головой.
Дети: Читают по ролям сказку “Цветок – звезда” А.Лопатиной.
Учитель: Почему эдельвейс не жаловался на судьбу, хотя ему было больно?
Давайте создадим цветок – терпения, который в трудные минуты поможет нам достойно перенести все испытания.
У каждого есть конверты с деталями цветка.
Ваша задача собрать цветок – терпения, выбрав лепестки с достойными советами.
Цветок - терпения
- Никогда не говори: “Я не выдержу”. Не сомневайся в себе, верь в свои силы.
- Подумай о чем-нибудь хорошем. Вспомни ради чего тебе приходиться переносить трудности.
- Отвлекись ненадолго займись чем-нибудь интересным, веселым, радостным.
- Когда ты на грани и можешь сорваться, причинить другим боль и страдания, лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах, рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, доверить свои переживания верному другу, близкому человеку.
- Обратись с молитвой к богу. Открой ему сердце, искренне поведай о своем бессилии. Божественный источник наполнит твой дух силой и приведет к победе.
- Улыбнись, отнесись с юмором к своему тяжелому положению. Тогда и само терпение улыбнется вместе с тобой, и вся душа человека объединится и укрепится для победы.
- Приласкай свою собаку, кошку, хомячка…
Они подарят тебе радость, любовь, которые дадут силы перенести боль и страдания. - Побей кого-нибудь.
- Накричи на кого-нибудь.
- Обзови кого-нибудь.
- Порви, изломай чьи-нибудь вещи.
Учитель: Давайте прочитаем, какие советы были достойны вашего внимания.
Дети:………..
Учитель: Терпение есть вера в победу и путь к победе. И более того - терпение есть сама победа: победа человека над своей слабостью и над всякими жизненными ситуациями.
Поэтому терпение может и темное мрачное качество, но оно ведет к свету, к солнцу, к победе.
Итог урока. Рефлексия.
Для достижения победы непременно нужно умение терпеть.
Ресурсный круг.
– А что значит уметь терпеть? Что должен уметь человек для этого? Каким быть, какими качествами обладать?
На доске солнышко - победы. “Уметь терпеть – это значит уметь…..
На лучиках солнца: (и на доске, и у детей)
- Уметь любить.
- Уметь верить.
- Уметь надеяться.
- Уметь слушаться.
- Уметь смиряться.
- Уметь трудиться.
- Уметь радоваться.
- Уметь добиваться цели.
- Думать о других.
- Стремиться к совершенству.
- Не падать духом.
- Стремиться к успеху.
- Быть сдержанным.
- Быть добрым.
- Быть упорным.
- Быть настойчивым.
- Быть сильным.
- Быть мужественным.
- Не унывать.
- Быть мудрым.
- Быть справедливым.
- Быть достойным.
- Не переносить боль на других.
Учитель: Поднимите цветы терпения те, кто на уроке нашел для себя много полезных советов.
Этот урок я хочу закончить словами православного философа Ивана Ильина “Терпеливо делает гусеница свое дело – и превращается в бабочку с дивными крыльями. И у человека вырастут еще прекраснейшие крылья, если он будет творить с истинным терпением. …он сумеет нести нечеловеческие бремена и создавать на земле великое и чудесное”.
Домашнее задание: Заполнить страничку “Моей первой книги”.