Вид проекта – исследовательский.
По комплексности – монопроект. В рамках одного предмета “ознакомление с окружающим миром и краеведение”.
По характеру контактов – внутриклассный.
По продолжительности – краткосрочный проект (6 уроков).
Цели:
- развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности;
- воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.
- развитие умения работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад);
- развитие речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; стремление вникать в смысл названия предметов;
- формировать бережное отношение к природе; показать значимость растений в жизни человека;
- развитие логического мышления, стремления вникать в смысл названия предметов, делать выводы;
- привитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и справочная литература.
Актуальность.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотр прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Одной из приоритетных задач современной начальной школы стало создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. В связи с этим возникла необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая научит детей размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создать условия для самостоятельной активности обучающихся, для развития креативных умений, научит сотрудничать в процессе деятельности и адекватно оценивать свою работу. Именно такой деятельностью выступает, на наш взгляд, проектная деятельность, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Ход работы над проектом:
Организационный момент, в ходе которого дети самостоятельно делятся на группы и выбирают командира группы. Внутри группы происходит распределение ролей.
I. Этап исследования начинается с формулирования темы и цели деятельности. Учитель предлагает детям принять участие в проекте “Удивительная ягода брусника”. Данная тема интересна тем, что каждый из учащихся не только пробовал эту сибирскую ягоду, но и участвовал в сборе.
Шаг 1. Выбор темы.
Класс делится на группы, и каждая группа выбирает одно из направлений исследования:
- Происхождение названия
- Среда произрастания
- Использование ягоды в пищу
- Литературные произведения о бруснике
- Образ брусники в живописи
Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы. Тема выбрана.
Шаг 2. Составление плана исследования (таблица № 1).
Таблица № 1.
- Алгоритм проектной деятельности.
- Поиск проблемы.
- Варианты решения проблемы. Подготовка к реализации ее решения:
– изучение литературы,
– выбор методов исследования,
– выбор оптимальной формы представления готового продукта (проекта). - Изготовление проекта.
- Рефлексия, самоконтроль.
- Доработка и усовершенствование проекта.
- Защита проекта.
На данном этапе необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации – “методов исследования”. Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они начали называть их сами.
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: “Прочитать в книге”, “Понаблюдать” и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, назвавшего его ребенка следует непременно поощрить. Опыт показывает, что дети часто называют методы: “Наблюдения”, “Эксперимент”, “Прочитать в книге”, “Посмотреть в компьютере” и даже “Задать вопросы специалисту”, но нередко забывают, например, о том, что “Надо подумать самостоятельно”. Это естественно и нормально.
На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее – сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации. “Подведите” их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Можно немного дополнить арсенал методов, например: “Получить информацию у компьютера”, “Позвонить по телефону специалисту” или “Отправить письмо специалисту по электронной почте” и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдет работа.
Шаг 3. Сбор материала.
Следующий, третий шаг – сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников. На данном этапе исследовательской деятельности учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы. Такая работа не только развивает творческое воображение, но и учит детей работать в группах, прислушиваться к мнению другого и приходить к единому.
Мы начинаем действовать по намеченному плану:
1) “Подумать самостоятельно”.
2) “Спросить у другого человека” – следующий метод исследования и пункт нашего плана. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей нашей педагогической работы. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.
3) “Узнать из книг”. Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.
4) “Посмотреть в сети Интернет”.
Шаг 4. Обобщение полученных данных.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На этом этапе начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.
II. На технологическом этапе результаты исследования воплощаются в практическую деятельность. Каждый в группе представляет собранный материал. Главное на этом этапе обобщить и структурировать собранный материал, отобрать необходимый, который соответствует теме, выбранной группой. На этом этапе главная роль отводится “оформителям”, их задача выбрать наиболее удачный способ оформления собранного материала. В то время как другие учащиеся группы при необходимости вносят свои коррективы.
Шаг 5. Доклад.
Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словарного запаса коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения. После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.
III. На заключительном этапе происходит защита проекта, где дети рекламируют свое изделие. Этап представляет собой кульминационный момент всей прошедшей работы и сложен тем, что необходимо убедить “экспертов” из других групп в правильности выбранной формы представления материала, аккуратности, соразмерности всех составляющих элементов проекта. Представление проекта может быть в разной форме: презентация, реклама, буклет, видеофильм и др.
Схему процесса выполнения проектов с позиции совместной деятельности “учитель-ученик” на каждом этапе проектной деятельности можно представить следующим образом.
Таблица № 4.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта.
Ученик | Учитель |
Исследовательский (подготовительный) этап. Определяет цель деятельности. Анализирует, выбирает, исследует, генерирует идеи . Выбирает пути решения. Субъект обучения. |
Исследовательский (подготовительный) этап. Предлагает, ставит проблему. Рекомендует источники информации, консультирует, наблюдает, советует.. Содействует прогнозированию результатов. Партнер ученика. |
Технологический этап. Активен. Несет ответственность за свою деятельность. |
Технологический этап. Создает условия для активности ученика. Дополняет, контролирует |
Заключительный этап. Подсчитывает, оформляет, защищает проект. |
Заключительный этап. Участвует в оценке проекта. |
Таким образом, проектная деятельность – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания; это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Использованная литература:
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Горячев А.В. Проектная деятельность младших школьников// Начальная школа.2004. №5. С. 3–8.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников// Москва, Изд-во “Вентана-Граф”, 2002//