Основная цель мероприятия:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
- Создание в дошкольных учреждениях города педагогической среды, способствующей этому воспитанию;
- Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Основные задачи:
- Формировать чувственное, эмоционально-действеное отношение к родному городу;
- Расширять представление детей о достопримечательностях города; развивать интерес к историческому прошлому и настоящему родного города;
- Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности к событиям в городе;
- Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за себя, свой дом, свой детский сад, город.
Актуальность темы:
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. Идти надо от близкого к далекому.
Основной принцип построения мероприятия базируется на использовании новых педагогических технологий:
- игровой;
- музейной (позновательно-исторической) педагогики;
- метода проектов;
- информационных технологий.
Структура праздника:
- Торжественное открытие праздника;
Приветствие участников заведующей ДОУ Т.А. Шашкиной; - Рассказ о городе (слайд-шоу). Ведущий – педагог по речевому развитию Г.П. Болдырева;
- Распределение участников по заданиям:
– рекламный баннер “Мой любимый детский сад”;
– игровые задания “Мы знаем свой город”,
* Собери название города из букв (Нижняя Салда), дату образования города из цифр и букв (июль 1860), ребус – главная улица города (Фрунзе), ребус – центральная площадь города (Свободы)
* Собери герб города Нижняя Салда
* “Мы будущие строители города” (постройка здания из деревянного конструктора); - Музыкальная пауза “Улыбнись”;
- Презентация рекламных баннеров (музыкальная пауза между защитой);
- Поздравление детей почетными гостями праздника;
- Общее исполнение песни “Город Нижняя Салда”;
- “Праздничный салют” (хлопушки с конфетти).
Предварительные задания:
- Разработка проекта макета рекламного баннера “Мой любимый детский сад”;
- Домашнее задание – защита проекта “Мой любимый детский сад”;
- Рисунки детей для конкурса газеты “Городской вестник” (по одному рисунку от каждого участника).
Сценарий праздника.
Дети входят в зал, рассаживаются по детским садам. Сектора обозначены цветом детских стульчиков.
Ведущая:
Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались в детском саду “Калинка” на интеллектуальный праздник “Мой город – Нижняя Салда” (Слайд 1). Приветствуем участников праздника: детей и педагогов детских садов нашего города.
Презентации можно получить у автора статьи.
“Солнышко”,
“Серебряное копытце”,
“Радуга”,
“Калинка”.
Слово для открытия праздника предоставляется заведующей детского сада “Калинка”.
Слово руководителя.
– А сейчас наших гостей приветствует детская танцевальная группа. Они исполнят музыкальную композицию “Матушка Россия”.
– Наш город небольшой, это маленькая частичка России, но каждый в нашем городе занимается своим трудом, а город становится все лучше и краше.
Стихотворение о Нижней Салде.
На Урале есть маленький город,
Он на карте заметен едва,
Но как сердцу он близок и дорог
Этот город – родная Салда.
О нашем городе расскажет Вам замечательный педагог Болдырева Галина Павловна.
(Во время рассказа педагога транслируются слайды.)
На ширме появляются две куклы: мальчик Дима и девочка Катя.
Дима (идет поет):
А я иду шагаю по Салде
И я еще пройти смогу….
Ла-ла-ла…
Катя: Дима, что ты такой веселый?
Дима: Катя, я узнал, что у моего города скоро день рождения, юбилей! Ему исполняется 250 лет!
Катя: Ты так любишь свой город?
Дима: Конечно! Я здесь родился и живу со своими родителями.
Катя: и я родилась в Нижней Салде! А вы, ребята, тоже родились в городе Нижняя Салда?
Дети: Да!
Дима (радостно): Значит, Катя, у нас всех скоро праздник, юбилей нашего родного города!
Катя: На день рождения детям и взрослым дарят подарки, а что можно подарить городу?
Дима (задумался): Придумал! Подарим ему наши знания! Мы должны знать историю нашего города!
Катя: Это сложно… Галина Павловна (обращается к педагогу), помогите нам побольше узнать о Нижней Салде.
Педагог: С удовольствием!
Дима: С чего начнем?
Педагог: Начнем, ребята, с начала. У каждого города есть история возникновения. Как вы думаете, почему начали строить наш город в густом уральском лесу на берегу реки Салда?
Катя: наверное место было красивое, людям захотелось жить в этом месте.
Педагог: да, конечно! Ведь слово Салда означает “Липовая река” (Слайд 2). Черные стволы, роскошные кроны, запах липового цвета. Красота! Но это не главное. России нужен был металл, что бы делать машины, инструменты, корабли. На Урале нашли железную руду. Но чтобы ее расплавить и получить металл, нужны были заводы! Вот для чего начали строить наш город.
Дима: Мне папа говорил, что сначала начали строить металлургический завод, а потом улицы и дома.
Катя: Знаю, знаю! Улицы строили постепенно, и названия у многих улиц были одинаковые. Почему?
Педагог: Слушайте! Самые первые улицы назвали Напольные – они заканчивались на полях, где выращивали овощи, пшеницу. Потом появились Балковские улицы, потому что там текла маленькая речка Балковская. За прудом стали селиться рабочие завода, которые получали маленькую зарплату – всего одну четвертую копейки – полушку. Поэтому запрудные улицы стали называть Полушенскими. Последние шесть улиц носили интересное название – Неумойки. Здесь жили углежоги. Они жгли уголь для печей, чтобы плавить металл. Руки, лица углежогов были постоянно черные от копоти, дыма и угля. Чернота настолько въедалась в кожу, что невозможно было отмыть. Отсюда такое необычное название – Неумойки. Так постепенно был построен наш город.
Катя: Интересная история улиц.
Дима: Но сейчас улицы уже называются по-другому.
Педагог: Да! Пожилые люди в разговоре до сих пор употребляют старые названия улиц. А мы знаем современные названия улиц нашего города. Многие живут на улице Ломоносова – это знаменитый ученый (Слайд 3). Он создал стекло, изучил грозу, писал стихи, построил в Москве университет. Улица в городе новая, на ней расположены высотные дома.
Это улица Гагарина (Слайд 4) – названа в честь…
Катя: Первого космонавта! Моя подружка живет на этой улице.
Педагог: Это улица Бажова – великого уральского сказочника (Слайд 5). Эта улица старинная, дома на ней деревянные.
Есть улицы в Нижней Салде, названные в честь профессий. Например улица Металлургов, улица Строителей (Слайд 6) , высокие каменные дома – многие здесь живут.
Дима: Я живу на этой улице, вон мой дом около аптеки.
Педагог: Есть улица названная в честь родного края – Урала. Это улица Уральская (Слайд 7). Кто живет на этой улице?
Много улиц названных в честь важных событий в России. Улица Победы (Слайд 8) – названа в честь победа русского народа в великой войне.
Катя: на этой улице и остановка автобуса так называется “Победа”.
Педагог: Давайте посмотрим главные места родного города, достопримечательности.
Центр нашего города, главная площадь Свободы. Здесь проходят праздники, парады (Слайд 9).
На площади Свободы памятник героям Великой Отечественной войны (Слайд 10), погибшим защитникам Родины. Мы должны помнить их имена, которые читаем на металлических знаменах. 9 мая 2010 года мы будем праздновать 65-ю годовщину Великой Победы.
Это памятник героям локальных войн (Слайд 11). Совсем молодые солдаты погибли защищая интересы России.
Это администрация города Нижняя Салда (Слайд 12). Здесь работают люди, которые управляют жизнью города, решают важные проблемы, вопросы.
Это краеведческий исторический музей нашего города (Слайд 13). Здесь можно узнать историю Салды, посетить различные выставки.
Это храм Александра Невского (Слайд 14). Самое красивое здание, необычной архитектуры, с колокольным звоном.
Сейчас посмотрим, где же работают многие родителей наших детей.
Это металлургический завод (Слайд 15), с которого и началась наша Салда. Раньше здесь из железной руды плавили металл, сейчас в прокатном цехе раскатывают большие металлические листы, а в главном цехе рельсовых скреплений делают подкладки под рельсы для железных дорог России.
Катя: Все мои родственники работают на металлургическом заводе: мама, папа, бабушка и дедушка.
Педагог: Это научно-исследовательский институт машиностроения (Слайд 16). Здесь делают двигатели для космических кораблей.
Дима: Мой папа инженер, он работает в цехе.
Педагог: Мы увидели два важных предприятия для развития нашей Родины, на которых работают наши родственники.
Чтобы на нашем металлургическом заводе можно было остужать горячий металл нужно много воды. Реку Салда перекрыли плотиной (Слайд 17), и река образовала большой красивый городской пруд (Слайд 18).
Катя: Мы купались в пруду летом.
Дима: А я с дедом катался на лодке.
Педагог: Это памятник природы Кедровая роща (Слайд 19). Таких в нашей стране всего четыре. Обычно кедры растут в тайге, а наша роща прямо в городе. Могучие кедры радуют нас красотой и чистым воздухом.
Дима: Еще мы на лыжах там катаемся.
Катя: Белок кормим, чудесное место! Рощу охранять надо, красоту необходимо беречь!
Педагог: Вот мы и познакомились с достопримечательностями нашего города.
Дима: Спасибо! Мы теперь хорошо знаем историю Нижней Салды, названия родных улиц.
Катя: Все, что узнала, расскажу друзьям и попрошу маму и папу погулять по Салде, чтобы узнать новые красивые места.
Педагог: Дима, Катя, расскажите всем детям, что в нашем городе сделано для детей.
Катя: Расскажем! Во первых, это детские сады: “Радуга” (Слайд 20), наш детский сад “Калинка” (Слайд 21), “Серебренное копытце” (Слайд 22), “Солнышко” (Слайд 23).
Дима: Для детей постарше есть школы: это любимая школа № 7 (Слайд 24), самая старая школа в городе № 10 (Слайд 25), новая школа № 5 (Слайд 26), и просторная современная городская гимназия, где есть музыкальная школа (Слайд 27).
Катя: Посмотрите дом детского творчества. Здесь детей учат рисовать, шить, лепить, выступать в детском театре (Слайд 28).
Дима: А еще мы выступаем в городском Дворце культуры (Слайд 29).
Катя: Учимся петь, танцевать и строить самолеты в детском клубе “Эврика” (Слайд 30).
Дима: Я люблю заниматься спортом. Иногда хожу на стадион “Вымпел” (Слайд 31), а еще на стадион “Металлург” (Слайд 32).
Катя: Еще есть городской парк, там детям тоже интересно. Можно качаться на качелях, отдохнуть у пруда (Слайд 33).
Дима: А детей лечат в городской детской больнице (Слайд 34).
Педагог: Спасибо Катя, спасибо Дима! Вот и закончилось наше путешествие по родному городу Нижняя Салда. Мы очень любим этот уголок России, нашу малую родину. Ведь нет милее места на земле, чем край где ты родился!
Гордимся мы городом нашим,
Прославил себя он в труде,
А улиц его зеленее и краше,
Пожалуй не сыщешь нигде.
Ребята, давайте поблагодарим Галину Павловну за интересный рассказ о нашем городе его прошлом и настоящем.
А сейчас с помощью интересных заданий мы покажем свои знания о родном городе.
Дизайнеров из всех детских садов приглашаем в мастерскую для создания рекламного баннера “Мой любимый детский сад”. Время для изготовления рекламного баннера 5 минут. (Педагоги, отвечающие за дизайнерские группы, и дети уходят в соседний зал, где оборудованы рабочие места для создания баннеров).
Пока наши дизайнеры работают, приглашаю к рабочим местам следующих участников для выполнения задания “Мы знаем свой город”.
Детский сад “Калинка” собирают из букв название нашего города.
Детский сад “Солнышко” собирают дату образования города из цифр и букв.
Детский сад “Серебряное копытце” отгадывают ребус – название центральной площади (Свободы).
Детский сад “Радуга” отгадывают ребус – название центральной улицы (Фрунзе).
Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Показываем на досках Нижняя Салда – дата образования – июль 1760 года, центральная площадь города Свободы, центральная улица Фрунзе (Слайды 35–39).
Молодцы! Вы настоящие знатоки своего города!
У каждого города есть свой герб и у нашего города тоже. Вы знаете герб города?
– Прошу выйти 2-ух участников от каждого садика, им предстоит сложить герб нашего города, итак задание “Собери герб города”.
Ну и молодцы! Герб мы дарим вам в подарок каждой команде детских садов.
Ребята – вы, будущее нашего города, а следовательно являетесь его строителями.
Прошу двух строителей из каждого садика. Задание называется “Мы будущие строители города”. Ваша задача построить макет здания, которое вы бы хотели видеть в родном городе и рассказать о нем.
Ай, да молодцы!
Что же у нас построили дети:
Детский сад “Радуга”,
Детский сад “Калинка”,
Детский сад “Серебряное копытце”,
Детский сад “Солнышко”.
Молодцы, ребята! Будем надеяться, что через несколько лет в нашем городе появятся новые здания, а вы в нем будете архитекторами и строителями.
А сейчас мы подарим улыбку нашему городу. Музыкальная пауза “Улыбнись!”
Ребята, а где же наши дизайнеры, давайте похлопаем в ладоши и пригласим их для защиты рекламных баннеров “Мой любимый детский сад”.
Ведь,
Что такое детский сад – это сад
Где стоят деревья в ряд.
И на каждой ветке вырастают детки,
Румяные, счастливые, крикливые, драчливые
Прицеплены, как бантики, как на елке фантики.
И смеются, и жужжат, словно пчелы в мае.
Что такое детский сад мы сейчас узнаем!
Давайте послушаем защиту баннера детского сада “Калинка”Приложение 3.
Давайте послушаем защиту своего баннера детского сада “Серебряное копытце”.
Давайте послушаем защиту своего баннера детского сада “Радуга”.
Давайте послушаем защиту своего баннера детского сада “Солнышко”.
Давайте поблагодарим наших дизайнеров, которые показали настоящее искусство в оформлении баннера.
Наш город небольшой, но посмотрите, в нем находятся четыре таких замечательных детских сада, которые посещают умные и красивые детки – будущие строители родного города, которые сделают наш город еще лучше и краше.
А сейчас слово предоставляется гостям нашего праздника. (Вручение грамот отдела образования участникам праздника.) Передача детских рисунков представителю СМИ для конкурса газеты “Городской вестник” “Мой город – Нижняя Салда”.
Ребята, давайте все дружно подарим нашему городу песню.
Все дети исполняют песню о Нижней Салде (на мотив “Вместе весело шагать”. Слова Л.Б. Левиной). Приложение 4.
Заканчивается мероприятие построением на спортивной площадке праздничным салютом из пневмо-хлопушек.