Развитие педагогического творчества в коллективе

Разделы: Администрирование школы


Развитие творчества учителя задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверки. И если творчество неврожденное свойство личности, то можно так смоделировать деятельность педагога, чтобы превратить развитие творческих качеств личности из косвенного результата в прямой, что мы и стремимся делать в своей каждодневной практике. Творчество - не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке. Академик В.А.Энгельнард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, "результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки". И это подтверждают практические исследования. Администрацией школы протестированы учителя, с целью определения самооценки личностных качеств, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Были получены результаты, свидетельствующие о творческих резервах педагогов:

уровня творческого потенциала личности

  • ниже среднего- 12%
  • средний - 18%
  • выше среднего - 53%
  • высокий - 17%

Оказалось, что уровнем творческого потенциала личности ниже среднего обладают 12% учителей, средним - 18%, выше среднего - 53%, высоким - 17%. Обратите ваше внимание на две последние цифры, которые в общей сложности составляют 70%. Это достаточно высокий потенциал творческих возможностей педагогов. Однако у многих этот потенциал часто остается скрытым. Причин тому множество: излишняя скромность работника, неумение, что называется, подать себя, желание избежать дополнительных нагрузок и в этом случае сознательное нежелание показать лучшее из того, что наработано. Сомнение в том, что труд инициатива и творчество будут оценены по достоинству и материально поощрены.

Как решаются эти проблемы в нашем коллективе? За годы совместной деятельности администрацией школы была поставлена и решена одна из важнейших управленческих задач - создана, коллегиально-обсуждена и принята система стимулирования труда педагогических работников.

Пристальное внимание уделяется администрацией развитию творчества среди молодых педагогов, для них создается ситуация каждодневного успеха. Замечается каждая маленькая победа, любое продвижение вперед, когда ситуация успеха культивируется как средство к дальнейшему саморазвитию педагога. Молодые педагоги наряду с опытными дают открытые уроки в школе и городе.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную. Однако по определению Н.В.Кузьмина, В.А.Кан-Калика для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

  • временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
  • атмосфера публичного выступления;
  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и не типичных ситуаций.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  • уровень элементарного взаимодействия с классом. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", "по опыту других учителей";
  • уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
  • эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
  • высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, лично-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К.Маркова).

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Каждый руководитель желает, чтобы его учителя работали творчески, зависит это разумеется от самих педагогов, но решающую роль играет обстановка в образовательном учреждении. Многолетний опыт работы школы убеждает, что необходимо заботиться об особом микроклимате учебного заведения, создающем баланс традиций и новаций, гармонию индивидуальных особенностей и требований государственного стандарта, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Творческая атмосфера педагогического коллектива - это, прежде всего, общее дело, интересы, взаимоуважение, ориентация каждого на настроение коллектива, умение владеть собой, высокий коэффициент полезного проявления собственной личности. Результаты социологического опроса, в котором приняло участие 22 педагога, показывают, что основной фактор, который в настоящее время определяет выбор профессии и желание работать в данной школе - это стремление реализоваться профессионально (64%), то есть эти педагоги имеют развитую внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности. Для них ценностью является сама педагогическая деятельность и ее результативность, что говорит о профессиональной зрелости коллектива. 59% педагогов считают, что карьерное продвижение в школе в решающей степени зависит от уровня профессиональной квалификации сотрудников, однако по мнению учителей внедрение инновационных технологий в педагогический процесс и организацию работы школы даст возможности для развития творческого потенциала всего коллектива. Для этого в школе по мнению 77% учителей имеются значительные внутренние резервы. Отношения между администрацией школы и педагогическим коллективом в целом складываются оптимально. 95% респондентов отмечают преобладание деловых и хороших личных отношений с подчиненными. Администрация школы при принятии рабочих решений обсуждает вопрос коллегиально считают 55% учителей, а 32% уверенны, что учитывается мнение только узкого круга сотрудников. Это говорит о том, что администрация школы старается поддерживать оптимальный, социально-психологический климат в коллективе, вместе с тем ориентируется на успешное решение производственных задач в сочетании с условиями для более полного раскрытия творческих способностей педагогов.

Каждый учитель талантлив по-своему и даже если случится, что в школе соберутся одни мастера педагогического труда, то потребуется огромная работа по их "притирке", тем более сложная, чем ярче творческая индивидуальность каждого. У нас 25% работников ярких, неординарных, с самостоятельным мировосприятием. Мы считаем, что это много. И они создают сложности и трудности в работе администрации. Так как еще А.С.Макаренко говорил: "Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку кто как хочет", поэтому задача администрации школы - объединить талантливых учителей в педагогический ансамбль, не коллектив или команду, а именно ансамбль.

Общеизвестно, что в музыкальном коллективе "звезды" объединяются в ансамбль, что в переводе с французского означает "взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующее какое-либо целое". Эта согласованность, сохраняющая уникальность таланта каждого исполнителя создает гармонию и красоту, даря нам минуты наслаждения. Представим себе оркестр, который играет собственную партию, сообразуясь лишь со своими творческими и профессиональными возможностями, интересами и представлениями о смысле исполняемого произведения. Не услышим ли мы в этом случае какофонию вместо музыки?

Термин "коллектив" в переводе с латинского означает "собирательный", "собранные вместе" и обычно употребляется для характеристики различных организованных групп людей и характеризуется особой структурой отношений между ее членами.

В.А.Петровский, изучавший структуру отношений в коллективе пришел к выводу об ее многоуровневости. Первый уровень образуют формальные (регламентированные) отношения, они обусловлены особенностями конкретной организации (учебного заведения) и административно-правовой регламентацией, зафиксированной в официальных положениях, инструкциях, приказах и других нормативных актах.

Второй уровень структуры образуют отношения членов коллектива к реализуемой ими деятельности - ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, - иначе говоря, мотивация.

Третий уровень представлен отношениями, опосредованными содержанием процесса труда, принятыми в коллективе принципами и ценностными ориентациями.

Мы считаем, что гармонизация отношений всех уровней и дает ту общность, совместимость, общее согласие, взаимное соответствие и стройную полноту, которую Владимир Иванович Даль и определил как ансамбль. Вопрос о педагогическом ансамбле школы мы связываем с проблемой уровня развития коллектива. Согласно современным научно-педагогическим представлениям (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, И.А.Афанасьева и др.) под этим понимают характеристику способности коллектива ставить актуальные и реалистические общие цели, строить и гибко изменять систему взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью. Схематично структуру характеристик развития педколлектива эти исследователи представили следующим образом:

"Структура социально-педагогических характеристик коллектива"

В нашем коллективе идет рост показателей социально-педагогических характеристик. В перспективе мы хотели бы достигнуть такого уровня развития коллектива, чтобы для него были характерны:

  • ориентация на гармоничное решение проблем достижения высоких образовательных результатов, развития педагогического потенциала школы, повышения профессионализма педагогов и саморазвития педколлектива;
  • организованность, то есть способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко ее перестраивать в изменяющихся условиях;
  • сплоченность, означающая способность педколлектива противостоять негативным внутренним и внешним воздействиям, сохранять оптимальную структуру взаимодействия.

Эффективность формирования "ансамблевости" школьного коллектива определяется ценностями, нормами, правилами, которые приняты всеми его членами и служат регуляторами их поведения и деятельности. Систему ценностей нашего коллектива, принятых и закрепленных в повседневных поведенческих решениях мы считаем организационной культурой.

Администрация школы интуитивно стремилась к создаю условий для развития организационной культуры педагогического коллектива, выделив для себя 9 культурных норм, влияющих на успешность и качественное изменение в организации:

  • коллегиальность;
  • экспериментирование;
  • ориентация на достижение высоких результатов, большие надежды, высокие стремления;
  • доверие и конфиденциальность;
  • осязаемая поддержка;
  • понимание и одобрение;
  • признание успехов;
  • участие всех в принятии решений, умение отстаивать то, что важно для организации;
  • открытые, честные отношения.

Организационная культура - это своеобразная "партитура" жизнедеятельности учительского сообщества и в конечном итоге школы. По неграмотно составленной партитуре оркестр вряд ли сможет исполнить музыкальное произведение. Слабая организационная культура педагогического коллектива, существующий в нем разлад неизбежно будут "услышаны" и "ретранслированы" дальше учениками и родителями. Для успешного развития ребенок по словам Е.Л. Кононко, ":должен ощущать полифонию, свое созвучие с окружающими, радоваться возможности расширять их круг, чувствовать свою сопричастность. Только так он может стать культурным, великодушным и счастливым человеком, умеющим быть с людьми не рядом, а вместе, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свои особенности, свое собственное лицо".

Признаки высокой и слабой организационной культуры (ОК) педагогического коллектива представлены в виде таблицы

Признаки высокой ОК Признаки слабой ОК
Ясно выраженные, осознанные, живые ценностные ориентиры деятельности и развития Отсутствие ясности и единства в ценностях, целях деятельности и путях их достижения
Принятие действующих ценностей, норм и правил всеми членами коллектива Существование группировок, отстаивающих собственные позиции, цели и ценности
Наличие долгосрочного целеполагания Превалирование краткосрочного целеполагания
Гармония системы ценностей, норм и конкретного поведения членов коллектива Дисгармония ценностей и реального поведения членов коллектива
Наличие социально-значимых ритуалов, традиций, разделяемых всеми сотрудниками Преобладание традиций развлекательного, досугового характера
Открытость в поступках, деятельности членов коллектива и администрации Отсутствие открытости в деятельности коллектива и его членов
Доминирование отношений содружества, сотворчества, сотрудничества Отношения носят характер соперничества или безразличия
Позитивный настрой членов педколлектива к руководителям и друг к другу Негативизм в отношении к руководителям и друг к другу, частые конфликты, разногласия и столкновения
Решения по основополагающим вопросам деятельности школы принимаются коллегиально Коллегиальные органы существуют формально, и от их мнения практически ничего не зависит
Члены коллектива способны в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия Согласование необходимых действий осуществляется преимущественно через обращение к администрации
Адекватность и своевременность оценки результатов деятельности коллектива и его членов Неадекватность и бессистемность аналитической и оценочной деятельности коллектива
Сохранение постоянного состава коллектива в течение длительного времени Высокий уровень текучести кадров

Проведя диагностику сформированности организационной культуры можно сказать, что педагогический ансамбль нашей школы представляет собой средний уровень коллектива, на котором заметны проявления одних компонентов организационной культуры и недостаточная сформированность других. В таблице, отражающей признаки организационной культуры, те компоненты, которые мы считаем сформированы в достаточной степени выделены голубым цветом, над формированием остальных нам предстоит еще работать в ближайшие годы.

Работа по формированию педагогического ансамбля предъявляет к ее руководителю помимо общепринятых и специфические требования

  • безукоризненный "педагогический слух", то есть умение слушать и слышать каждого участника образовательного процесса;
  • способности к "аранжировке", то есть умение создавать творческие группы для эффективного и оптимального решения образовательных задач;
  • глубокие знания и умения в области психологии общения, склонность к открытому общению;
  • направленность на достижение общего коллективного успеха, способность ориентировать педагогов на культуру и миссию школы;
  • харизматичность, одаренность, "яркость" личности, признаваемая коллективом.

Какова же последовательность действия администрации школы по формированию педагогического ансамбля?

Первым шагом мы провели диагностику особенностей коллектива учителей и уточнение его отношения к недостаточно освоенным и неоднозначно трактуемым проблемам образовательной деятельности: миссии школы, целеобразованию, принципам деятельности учебного заведения. В результате сформировалось общее видение будущего и настоящего школы и педагогического коллектива, причем в работу были вовлечены все его члены

Не могу удержаться, чтобы не привести замечательные слова М.М.Бахтина "Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения".

Вторым шагом по созданию педагогического ансамбля стало формирование мотивации продуктивной совместной работы коллектива по реализации совместно определенных целей и задач. В школе работают очень разные люди и мотивы их деятельности также различны: перспективы саморазвития и самореализации, повышение самооценки, включенность в коллектив, защищенность, материальное благополучие, причем одни и те же мотивы могут иметь совершенно неодинаковую ценность для различных учителей. Здесь важно оценить возможности школы по удовлетворению мотивационных потребностей педагогов с учетом значимости тех или иных видов поощрения для конкретного человека. На основе полученных данных в нашей школе создана система стимулирования деятельности членов педагогического коллектива.

Третьим шагом в деле формирования педагогического ансамбля школы на наш взгляд стала работа по совершенствованию уровня профессионального мастерства учителей. В ансамбле должны играть виртуозы. На этом этапе использовались различные формы организации коллективной мыследеятельности: дискуссии, круглые столы, деловые игры, конференции, научно-практические семинары.

Четвертым шагом на пути к педагогическому ансамблю явилась организация взаимодействия членов педколлектива по целеполаганию, прогнозированию, планированию, анализу, коррекции образовательной деятельности школы. Это и педсоветы, и методсоветы, и мастер-классы, и творческие мастерские, и работа над единой методической темой, способствующей созданию коллектива учителей-единомышленников.

Для того чтобы ансамбль хорошо играл, ему нужен дирижер. Для педагогического ансамбля, далеко не всегда им может стать представитель администрации. Первой скрипкой может являться учитель-лидер. Учителя-лидера отличает поразительная самоотдача, постоянная работа над собой, стойкость в сложных и конфликтных ситуациях школьной жизни. Положение лидера в педагогическом коллективе очень трудное: лидер всегда первопроходчик, он дерзает, пробует, исследует и выбирает еще не апробированные приемы и методы. Лидер всегда в борьбе с самим собой, ибо продолжая совершенствоваться он опережает себя и иногда вступает в противоречие с тем, за что боролся. Отсюда задача здорового коллектива с творческой атмосферой - увидеть и признать лидера, а цель лидера увлечь своими идеями, открытиями коллег.

Алгоритм развития творческой инициативы, идущей от учителей-лидеров, можно представить следующим образом:

Задача администрации

  • на первом этапе увидеть и выделить учителей-лидеров, понять, в чем изюминка каждого из них, определить круг интересов и в соответствии с этим обозначить проблему, работающую на развитие школы и спрогнозировать результат;
  • на втором этапе сформировать творческую группу под руководством учителя-лидера, скоординировать работу этой группы в рамках обозначенной проблемы, с учетом индивидуальных особенностей каждой вошедшей в творческую группу личности;
  • на третьем этапе направлять и координировать взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках обозначенной проблемы с целью получения результата, спрогнозированного на первом этапе;

В заключение можно сказать педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик.

Список литературы.

  1. Лазарев В.С. "Системное развитие школы", Педагогическое общество России, 2002г.
  2. Поташник М.М. "Качество образования: проблемы и технология управления", Педагогическое общество России, 2002г.
  3. Бочкарев В.И. "Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразовательных школ", Владос, 2001г.
  4. Ребус Б.М. "Психологические основы делового общения", Ставрополь Сервис-школа, 2002г.
  5. Атватер И. "Психология для жизни: Упорядочение образа мыслей, развития и поведение человека наших дней", Юнита, 2003г.
  6. Третьяков В.П. "Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика: Новые технологии", Скрипторий, 2005г.