ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Уметь находить сходство и различия у непредельных углеводородов в строении и свойствах.
- Обобщить знания учащихся о ненасыщенных углеводородах.
- Дать общее понятие о природных источниках углеводородов.
Тип урока: Комбинированный урок.
Информационная карта урока (ИКУ)
Содержание учебно-познавательной деятельности ученика | Методические инструментарии учителя | Ориентиры учителя |
1.Знакомство с ИКУ и с дидактическими
задачами урока. 2.Опрос дом зад. 1.Игра "Кто быстрей?" 2.Игра "Аукцион". 3.Изучение нового материала. 4.Презентация: выступление учащихся. 5. Лабораторная работа 6.Обобщение темы. 7.Рефлексия. Что нового Вы узнали? 8. Дом зад. параграф 52 |
1.Организовать работу учащихся. Ознакомить учащихся с ИКУ и с дидактическими задачами урока. 2.Провести опрос дом задания (работа в группах). 3.Ознакомить учащихся с новой темой. 4.Презентация учащихся: по темам: "Историческая справка", "Происхождение нефти", "Добыча и перегонка нефти", " Крекинг нефти", "Охрана окружающей среды". 5. Лабораторная работа: Ознакомление с образцами нефтепродуктов 6.Обобщение темы. 7. Рефлексия. 8. Дом зад. параграф 52 |
1.Повторить Т.Б. 2.Закрепить навыки записи структурной формулы ненасыщенных углеводородов 3.Проверить знания учащихся по теме: Свойства ненасыщенных углеводородов. 4. Привить навыки исследовательской работы. 5.Умение работать с дополнительной литературой |
Предварительная работа с учащимися: 1) Класс делиться на 3 группы.
Каждая группа получает задания:
- "Происхождение нефти",
- " Крекинг нефти",
- "Охрана окружающей среды".
1. Релаксация.
2. Опрос домашнего задания:
1. Игра "Кто быстрей?" (Экспресс-опрос).
Вопросы 1 группе.
1. Общая формула алкенов?
2. Какой вид гибридизации у углеродного атома характерен для алкенов?
3. Какие вещества являются реагентами на алкены?
4. Определите массу, число молекул и объем 2 молей этилена.
5. Назовите соединение и напишите формулы изомеров, которые отличаются по месту нахождения двойной связи?
6. Какова плотность по воздуху ацетилена?
Вопросы 2 группе.
1. Как образован секстет в молекуле бензола?
2. Какой тип гибридизации у атома углерода в молекуле бензола?
3. Общая формула ароматического углеводорода равна чему?
4. Углеводород ряда алкинов содержит 22 атомов водорода. Сколько в нем атомов углерода?
5. Определите формулу алкина, молекулярная масса которого, равна 40.
6. Сколько связей в молекуле ацетилене и как они образованы?
Вопросы 3 группе.
1. Каким способом получают алкены в промышленности?
2. Какие реакции характерны для этиленовых углеводородов?
3. Какое вещество получается при хлорировании метана?
4. Какое вещество образуется при взаимодействии этилена с водой?
5. В каком объеме кислорода сгорит (н.у) ацетилен количеством 5 моль.
6. Почему у алкенов число изомеров больше, чем у соответствующих им алканов?
Игра "Аукцион".
На "Аукцион" выставляются " лоты"; "Ацетилен", "Этилен", "Бутадиен".
Каждый " лот" оценивается в 10баллов. Выигрывает та команда, которая перечислит большее количества свойств данного вещества.
Тема урока "Нахождение углеводородов в природе "(Запись на доске).
Учитель раскрывает цели и задачи урока.
Выступление учащихся:
Презентация (слайд № 1)
Историческая справка:
Упоминания о сочащейся из горных пород коричневой, либо-темно бурой масляной жидкости со специфическим запахом встречаются в трудах древних историков и географов: Геродота, Плутарха, Плиния старшего. Уже в те времена люди научились использовать "каменное масло",так называл нефть Агрикола. В древности использовали тяжелые нефти, которые сейчас называют битумамы или асфальтами. Жидкая нефть употреблялась в качестве дезинфицирующей мази и как бальзамирующее вещество.
Асфальт издавна использовали при мощении дорог, для промазывания стенок водных резервуаров и днищ кораблей. Вавилоняне смешивали его с песком и волокнистыми материалами и применяли при сооружении зданий. Народы Ближнего Востока использовали ее в светильниках вместо масла. Византийцы обстреливали вражеские корабли горшками, наполненными смесью нефти и серы, как зажигательными снарядами. Это грозное оружие вошло в историю под названием "греческий огонь".
Презентация (слайд №2)
Происхождение нефти:
Начало изучению нефти положено известным немецким химиком Карлом Шорлеммером (1834-1892). Исследуя нефти, добываемые в штате Пенсильвания (США), он обнаружил В них простейшие углеводороды-бутан, пентан, и гексан. Спустя некоторое время В.В.Марковников выявил в нефтях России значительное количество циклогексана и циклопентана. Существуют теории происхождения нефти М.В.Ломоносова, М. Бертло, В.Д.Соколова, Н.А.Кудрявцева и т. д.
И.М.Губкин дал анализ проблемам происхождения нефти и разделил органические теории на три группы:
1.Теория, где в образовании нефти отводится погибшим животным.
2. Где, главная роль отводится погибшим растениям,
3. Теория смешанного животно-растительного происхождения нефти. Это теория носит название сапропелитовой от слова "сапропель" - глинистый ил.
Презентация (слайд №3).
Добыча и перегонка нефти.
Промышленная добыча нефти ведет отчет с 1859г.Именно тогда в Пенсильвании впервые применили разработанную американским инженером Эдвардом Дрейком технологию бурения скважин, которая используется до сих пор. Китайцы еще за 200 лет до нашей эры умели выкачивать нефть с глубины до 140 м.Первичная добыча нефти происходит за счет естественного напора подземных вод, находящихся под нефтяной залежью. Нефть под давлением поднимается с глубины на поверхность. Для ускорения процесса используют насосы .Все это позволяет извлечь 25-35% нефти. При вторичной добыче в.
нефтяной пласт закачивают воду, иногда пар, который вытесняет на поверхность еще до 25% нефти. Перегонкой нефти занимались в Средние века в Малой Азии. Первую в мире заводскую нефтеперегонную установку соорудил в начале 18 в. В Ухте промышленник Федор Прядунов. В 1823 г. На Северном Кавказе, в районе города Моздока, была сооружена промышленная установка для перегонки нефти. В Англии подобный процесс начали осваивать лишь с 1848 г. По технологии, предложенный инженером Джеймсом Янгом. А в 1853 г.канадский химик и геолог Абрахам Геснер получил патент на производство из нефти топливо, которое он назвал керосином. Первое подробное исследование перегонки нефти было произведено американским химиком Бенджамином Саллиманом, а первую в США промышленную установку в 1859 г. В городе Титусвилл (штат Пенсильвания).
Презентация (Слайд №4).
Крекинг.
Исследования показали, что при нагревании нефти до 450-5500С под давлением в несколько атмосфер часть тяжелых углеводородов расщепляется, превращаясь в более легкие, непредельные углеводороды.
При этом ароматические и насыщенные циклические углеводороды, имеющие длинные боковые цепи, теряют их. В результате продуктов перегонки оказывается широкий спектр углеводородов, из которых основную часть составляет бензиновая фракция.
В 1913 г. Американец Уильям Бертом разработал технологию термического крекинга. Первая промышленная установка была создана компанией "Стэндард Ойл".
В 1936 г.франко-американский инженер и автогонщик открыл процесс крекинга углеводородов на катализаторе. Таким катализатором оказался-алюминосиликат. При каталитическом крекинге большие углеводородные молекулы распадаются на части, при этом повышается октановое число бензина: алициклические углеводороды превращаются в ароматические. Качество бензина, детонационная стойкость значительно повышается. Первые установки каталитического крекинга были созданы компаниями "Сан Ойл" и "Сокони-Вакуум"(США).
Презентация (слаид №5).
Охрана окружающей среды.
Общие меры по охране должны включать:
Предусмотреть герметизированную систему сбора и подготовки газа с технологическим режимом по нормам проектирования; с целью уменьшения объема выбросов вредных веществ в атмосферу при возможных авариях;
Конструкция факельной установки должна обеспечивать стабильное горение в широком интервале расходов газов и паров,
Соблюдение условия исключения возможности загрязнения окружающей территории.
Проведение мониторинговых наблюдений за состоянием атмосферного воздуха
Применение на всех резервуарах с нефтепродуктами устройств, сокращающих испарение углеводородов в атмосферу.
3. Лабораторная работа.
Тема: Ознакомление с образцами нефтепродуктов.
Цель: исследовать физические свойства нефтепродуктов и установить связь между их химическим составом, физическими свойствами и областями применения.
Тема "Природные источники углеводородов и их переоброботка"
Лабораторная работа №8 дата: "______"_________г.
Ознакомление с образцами нефтепродуктов
Цель: исследовать физические свойства нефтепродуктов и установить связь между их химическим составом, физическими свойствами и областями применения.
Оборудование: коллекция нефтепродуктов.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При выполнений работы следуйте правилам техники безопасности №1,2,3,4
Углеводороды, входящие и в состав нефтяных фракций, огнеопасны. Поблизости от коллекций нефтепродуктов не должно быть открытого огня.
С правилами техники безопасности ознокомлен (а) и образуясь их выполнять. ___________________________
Опыт. Ознакомление с образцами нефтепродуктов
Определите их физические свойства, внесите данные в таблицу. (Интервал температур кипения вы можете найти в учебнике.)
Свойства исследуемых нефтепродуктов
Нефтяная фракция | Количество атомов углерода
|
Агрегатное состояние | Цвет | Интервал температур кипения |
Бензин | ||||
Керосин | ||||
Газойль(соляровое масло) |
||||
Мазут | ||||
Вывод
Физические свойства нефтяных фракций зависят от _______________________________
5. Рефлексия: Что нового, вы узнали?
6. Дом зад. Параграф 52
Использованная литература.
- Тетрадь для практических работ. А.Д.Рошаль
- Энциклопедия для детей. Химия том 17 В.А. Володин.