Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" составлена в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны.
- "Живопись раскрывает своё содержание как-то сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева)
- "Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин)
Искусство - зеркало
Искусство - зеркало,
И отразится в нём всё то,
Что нынешним у нас зовется днем,
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора,
Певучий взлёт смычка -
Так сохраняет наш день
Для сотен поколений картина, музыка и точная строка.
Куба (Перевод с немецкого Л. Гинзбурга )
Пояснительная записка
Сегодня много говорится об эмоциональной глухости подрастающего поколения, об отсутствии у него духовных и нравственных ориентиров, о необходимости развития у ребят фантазии, творческих способностей. А все эти задачи решаются в первую очередь на уроках по предметам гуманитарно-эстетического цикла, где едва ли не первое место отводилось урокам литературы. Реалии сегодняшнего дня выталкивают литературу на обочину.
В сложившейся обстановке, чтобы не потерять и так небольшую думающую и читающую аудиторию молодежи, необходимо расставлять серьёзные акценты в изучении литературы, приобщении к чтению и духовной работе учащихся.
Эстетическое образование предполагает знакомство с эстетическими категориями "прекрасное", "безобразное", "трагическое", "комическое". Произведения искусства наиболее ярко отражают специфику развития этих категорий, так как, по моему мнению, искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, формирует ценностные ориентации человека в мире.
Сегодня в таких уроках, где бы дети узнавали об Андрее Рублеве, Бетховене, Рабле:, ощущается очень остро. И уроки данного курса я воспринимаю как возможность приоткрыть перед детьми удивительный мир искусства, сделать так, чтобы общение с шедеврами живописи, сделало их, по меткому выражению Д.С. Лихачева, "счастливыми на всю жизнь". Эти уроки особенно необходимы в сельской школе, ведь мы так далеки от культурных центров с их музеями, театрами, галереями.
Убеждена, что интеграция представляет богатейшие возможности в обучении и воспитании подрастающего поколения. Форма такой интеграции, при которой возникает сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика, пробуждают душу ребенка, способного к живому и творческому мировосприятию.
Данный курс "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" ставит своей целью развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их обще- лингвистического и культуроведческого кругозора, обогащение учащихся духовно и нравственно, развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.
Задача курса: заронить в душу детей саму мысль, само ощущение загадочности и потребности разобраться, вникнуть в сущность произведения - художественной мысли, которую средствами своего искусства выражает художник, пробудить удивление, способность задуматься.
ПРОГРАММА
Введение
Былинные мотивы в живописи и литературе
В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"
("Слово о полку Игореве")
Портрет в изобразительном искусстве и литературе
К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского
И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого
В.А. Тропинин Портрет А.С. Пушкина
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
Слово писателя и картина художника
М.Ю. Лермонтов и М.А. Врубель
А.А. Блок и В.М. Васнецов
Н.В. Гоголь и И.Н. Крамской
Изображение природы в живописи и литературе
И.И. Левитан "Золотая осень"
И.И. Шишкин "Рожь"
А.К. Саврасов "Грачи прилетели"
С.В. Герасимов. Акварели
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Сроки проведения | Литература |
1. | Введение. Слово в свете изображения | ||
2. | Счастливые встречи. Павел Михайлович Третьяков | Уроки литературы №2-2006 |
|
3. | Заочная экскурсия "В Третьяковской галерее" | ||
4. | В.М. Васнецов - "богатырь" русской живописи. | ||
5. | Портретная галерея. К.П. Брюллов В.А. Жуковский в контексте живописи XIX века. |
||
6. | Портретная галерея. И.Н.Крамской и Л.Н.Толстой. Первый портрет автора "Войны и мира" | Уроки литературы (приложение) №6-2006 |
|
7. | Портретная галерея В.А. Тропинин и О.А.
Кипренский. Портреты А.С. Пушкина "Себя как в зеркале я вижу" |
Счастливые встречи | |
8. 9. |
Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное воплощение в творчестве Н.А. Врубеля | Русская словесность 1- 2008 |
|
10. | Картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А. Блока "Весны неведомой прилив:" | Русская словесность 3- 2008 |
|
11. | И.Н.Крамской в творчестве Н.В.Гоголя. "Русалки" | ||
12. | Час поэзии Живопись в русской поэзии | Уроки литературы №6-2006 |
|
13. | Русский пейзаж. Поэзия природы Певцы родной природы. И.И. Левитан "Березовая роща" А.И. Куинджи "Березовая роща" |
Уроки литературы (приложение) № 3-2007 |
|
14. | И.И. Левитан "Золотая осень" и Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной:" - созвучие настроения | ||
15. | И.И. Шишкин "Рожь" и поэзия Н. Некрасова |