Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов"

Разделы: Литература


Данная программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" составлена в соответствии с Программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Курс рассчитан на 17 учебных часов. Формы его проведения различны.

  • "Живопись раскрывает своё содержание как-то сразу и так широко, так подробно, словно в самом деле распахиваются окна или раздвигается занавес". (В.Алексеева)
  • "Краски должны выражать наши мысли, колорит: должен выражать : настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". (И.Е. Репин)

Искусство - зеркало

Искусство - зеркало,
И отразится в нём всё то,
Что нынешним у нас зовется днем,
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора,
Певучий взлёт смычка -
Так сохраняет наш день
Для сотен поколений картина, музыка и точная строка.
Куба (Перевод с немецкого Л. Гинзбурга )

Пояснительная записка

Сегодня много говорится об эмоциональной глухости подрастающего поколения, об отсутствии у него духовных и нравственных ориентиров, о необходимости развития у ребят фантазии, творческих способностей. А все эти задачи решаются в первую очередь на уроках по предметам гуманитарно-эстетического цикла, где едва ли не первое место отводилось урокам литературы. Реалии сегодняшнего дня выталкивают литературу на обочину.

В сложившейся обстановке, чтобы не потерять и так небольшую думающую и читающую аудиторию молодежи, необходимо расставлять серьёзные акценты в изучении литературы, приобщении к чтению и духовной работе учащихся.

Эстетическое образование предполагает знакомство с эстетическими категориями "прекрасное", "безобразное", "трагическое", "комическое". Произведения искусства наиболее ярко отражают специфику развития этих категорий, так как, по моему мнению, искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, формирует ценностные ориентации человека в мире.

Сегодня в таких уроках, где бы дети узнавали об Андрее Рублеве, Бетховене, Рабле:, ощущается очень остро. И уроки данного курса я воспринимаю как возможность приоткрыть перед детьми удивительный мир искусства, сделать так, чтобы общение с шедеврами живописи, сделало их, по меткому выражению Д.С. Лихачева, "счастливыми на всю жизнь". Эти уроки особенно необходимы в сельской школе, ведь мы так далеки от культурных центров с их музеями, театрами, галереями.

Убеждена, что интеграция представляет богатейшие возможности в обучении и воспитании подрастающего поколения. Форма такой интеграции, при которой возникает сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика, пробуждают душу ребенка, способного к живому и творческому мировосприятию.

Данный курс "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" ставит своей целью развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их обще- лингвистического и культуроведческого кругозора, обогащение учащихся духовно и нравственно, развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.

 Задача курса: заронить в душу детей саму мысль, само ощущение загадочности и потребности разобраться, вникнуть в сущность произведения - художественной мысли, которую средствами своего искусства выражает художник, пробудить удивление,  способность задуматься.

ПРОГРАММА

Введение

Былинные мотивы в живописи и литературе

В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

("Слово о полку Игореве")

Портрет в изобразительном искусстве и литературе

К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского

И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого

В.А. Тропинин Портрет А.С. Пушкина

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина

Слово писателя и картина художника

М.Ю. Лермонтов и М.А. Врубель

А.А. Блок и В.М. Васнецов

Н.В. Гоголь и И.Н. Крамской

Изображение природы в живописи и литературе

И.И. Левитан "Золотая осень"

И.И. Шишкин "Рожь"

А.К. Саврасов "Грачи прилетели"

С.В. Герасимов. Акварели

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Сроки проведения Литература
1. Введение. Слово в свете изображения    
2. Счастливые встречи. Павел Михайлович Третьяков   Уроки литературы

№2-2006

3. Заочная экскурсия "В Третьяковской галерее"    
4. В.М. Васнецов - "богатырь" русской живописи.    
5. Портретная галерея. К.П. Брюллов

В.А. Жуковский в контексте живописи XIX века.

   
6. Портретная галерея. И.Н.Крамской и Л.Н.Толстой. Первый портрет автора "Войны и мира"   Уроки литературы (приложение)

№6-2006

7. Портретная галерея В.А. Тропинин и О.А. Кипренский.

Портреты А.С. Пушкина

"Себя как в зеркале я вижу"

  Счастливые встречи
8.

9.

Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное воплощение в творчестве Н.А. Врубеля   Русская словесность

1- 2008

10. Картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А. Блока "Весны неведомой прилив:"   Русская словесность

3- 2008

11. И.Н.Крамской в творчестве Н.В.Гоголя. "Русалки"    
12. Час поэзии Живопись в русской поэзии   Уроки литературы

№6-2006

13. Русский пейзаж. Поэзия природы

Певцы родной природы.

И.И. Левитан "Березовая роща"

А.И. Куинджи "Березовая роща"

  Уроки литературы (приложение)

№ 3-2007

14. И.И. Левитан "Золотая осень" и Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной:" - созвучие настроения    
15. И.И. Шишкин "Рожь" и поэзия Н. Некрасова