Интегрированный урок химия + природоведение. Тема "Вода – растворитель. Значение растворов. Охрана водоемов" (3-й и 8-й классы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 8


Цель:

  • Научить определять источники загрязнения водной среды; влияние загрязнителей на живые организмы, здоровье человека.
  • Подвести обучающихся к оценке роли чистой воды в жизни живых организмов.
  • Воспитывать экономное отношение к водным ресурсам в быту, в школе, на отдыхе.

Эпиграф урока: Следы человека не должны превращаться в шрамы на лице Земли. Береги её.

Оборудование: вода, стаканы, соль, песок, нефть, азотное удобрение нитрат натрия, стеклянные палочки, колба, схема "Круговорот воды", фильтр, воронка, карта НСО, указатели.

На доске записано:

Для получения:

1т стали - 200 т воды 1т пшеницы - 1500т
1т бумаги - 250т 1т риса - 700т
1т никеля - 4000т 1т хлопка - 10000т

Свойства воды:

1. Прозрачна

2. Бесцветна

3. Не имеет запаха

4. Растворитель

5. При охлаждении - расширяется

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель природоведения:

1. Прочтите тему урока. На каких важных моментах по изученной теме мы должны остановиться сегодня?

2. Давайте повторим физические свойства воды. Докажите каждое из свойств, опираясь на собственный опыт.

3. Какое же из свойств воды вы считаете главным и почему?

3. Операционно-исполнительный этап.

Учитель химии:

Давайте проведём лабораторную работу и узнаем, все ли вещества растворимы в воде и какое это имеет значение. Работа проводится в парах. Результаты мы оформим в виде таблицы.

Название вещества Растворимость в воде Источники загрязнения Последствия при больших   концентрациях
1.Песок Нерастворим Естественные залежи -
2.Поваренная соль Хорошо растворима Горнодобывающая промышленность, производствестественные процессы, залежи, орошение. Засоление почв
3.Нефть Нерастворима, образует плёнку Станции техобслуживания, нефтеперерабатывающие производства Ограничивает доступ света, кислорода в водоёме, тормозит развитие организмов, вызывает гибель, передаётся по цепи питания
4. Удобрение азотное Хорошо растворимо Бытовые и промышленные водысточные воды, воды с полей, ферм Зарастание водоёмов, отравление организмов, передача по цепи питания

Учитель химии:

*Назовите загрязнители водоёмов в нашей местности.

(сток с полей, ферм, нефть и бензин)

*К чему могут привести эти загрязнения? Ощущали ли вы их последствия?

*Как загрязнённую воду очистить? Покажите на опыте. (Ученики проводят опыт по фильтрованию воды через песок, фильтровальную бумагу)

*Сделайте вывод о проделанной работе.

Учитель природоведения:

1) О чём стихотворение?

Я спешила, я бежала,
Из реки в трубу попала,
А потом из крана - прыг! -
Вымыла посуду вмиг.

По трубе я вниз помчалась,
В подземелье оказалась,
Очищалась, отмывалась,
Под землёй в реке купалась.

На поверхность я потом
Выбиралась родничком,
Повертелась, покрутилась,
Солнце грело - испарилась. (Вода)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

*А откуда они взялись?

2) А знаете ли вы, что лёд и снег - это тоже вода в твёрдом состоянии? При температуре 0 градусов и ниже вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, соединяясь, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.

3) Дома вы должны были проделать один опыт с водой. Что же у вас получилось? Рассказывают о замораживании воды в стеклянной бутылке.

А что же произошло? Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься.

На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется! Запомните это свойство воды. Из-за него зимой иногда лопаются водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на них, что трубы разрываются.

4) Посмотрите внимательно сюда: я протёрла доску мокрой тряпкой, Прошло несколько минут, а она стала сухой. Где вода?

Она испарилась, т.е. превратилась в пар - прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности озёр, рек, морей, почвы. Поэтому в воздухе всегда есть пар.

Холодная вода испаряется медленно, а тёплая - быстрее. Почему?

5) Круговорот воды в природе. (Опыт- лед тает, вода нагревается, испаряется и собирается на холодной поверхности)

*Верно, речь идёт о круговороте воды. А что такое круговорот? Работая в группе, составьте модель круговорота воды и дайте определение круговорота.

Раздаётся информация на карточке: "Среднее время пребывания воды в атмосфере 10 суток, хотя меняется с широтой местности. Для полярных широт может достигать 15 суток, для средних - 7 суток. Смена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год; влага в почве обновляется за 1 год. Воды проточных озёр обмениваются за десятки лет, непроточных - за 200-300 лет. Воды океана обновляются в среднем за 3000 лет".

Обсуждаются результаты работы. Вывешивается плакат "Круговорот воды".

*В чём значение круговорота воды?

Учитель химии:

1.)Рассмотрите диаграмму "запасы воды" и прокомментируйте её.

Рис. 1 Распределение водных ресурсов на земной поверхности

  • 1 -0,3% - реки, озёра, болота
  • 2-0,3% - ледники
  • 3-0,001% - атмосфера

Всего: 1,4 млрд. м3

2.)Какую воду могут употреблять живые организмы?

Какая связь между организмом и свойством воды как растворителя?

Как влияет недостаток воды на организм?

Какое значение имеет тот факт, что без воды не обходится практически ни одно промышленное предприятие? Обратитесь к цифрам на доске.

Учитель химии добавляет биологическое значение воды.

В организм за сутки поступает от 2 до 2,5 л воды, столько же и выделяется, 60% - через почки. При потере влаги 6-8% (а всего около 60% в организме) сверх нормы - повышается температура, краснеет кожа, учащается сердцебиение; 10% - необратимые изменения; 15 - 20% - смерть из-за густоты крови. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза; бедное - эмаль зуба (99% и 0,2% соответственно).

*Из уроков зоологии вспомните, какие животные могут обходиться долго без воды? Какие механизмы для сохранения воды у них существуют?

Учитель природоведения:

Продолжаем работу. По учебнику и из жизненного опыта составьте структурную схему "Использование воды человеком" - работа в группе.

Обсуждение схемы.

Учитель химии:

*Почему необходимо охранять водные запасы?

Каким образом можно охранять воду от загрязнения?

Послушайте информацию о водных запасах нашей области. Отметьте на карте названные водоёмы.

В НСО более 369 рек протяжённостью 12000км. Самая крупная река - Обь, её длина около 400 км. Менее крупные реки - Омь, Тара, Каргат, Чулым, Баган и др. Озёр около 3500.

*Покажите самые крупные озера.

В левобережье воды часто засолены. Пресные воды лежат на глубине от 80 до 350 м. Пресной воды в области мало. Из всей забранной воды 70% недостаточно очищенной сбрасывается в водоёмы. В такой воде жизнь невозможна. Численность рыб сильно сократилась. Под охраной находятся стерлядь, нельма, осётр, муксун. Практически исчез налим - коренная сибирская рыба - показатель чистоты водоёма. В нашей реке Тартас налим водится.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Подводим итоги нашего урока и делаем вывод по теме урока.

На закрепление можно предложить вопросы для обсуждения в парах:

*Почему болота зимой не замерзают?

*Почему деревья зимой трещат?

*Почему кувшинку считают санитаром водоёмов?

*Почему лёд защищает животных водоёмов от гибели? Какое это свойство воды?

Решите задачу: Взрослая берёза "выпивает" в день 70 л воды, а испаряет 60л. Сколько литров воды испаряет берёза за лето?

Назовите пословицы о воде.

В конце урока ученик читает стихотворение:

Взрослые и дети! Вы за всё в ответе.
Берегите воду, как и всю природу.
Только чистая вода
Будет другом нам всегда.

V. Домашнее задание: составить план исследования воды и проделать эту работу.

Литература.

1. Габриелян О. С. Химия-8. - М., Дрофа, 2008

2. Горощенко В.П. Природа и люди.- М., Просвещение, 1971

3. Журнал "Химия в школе", №5-1993

4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1. -М., Просвещение, 1993

5. Плешаков А.А. Природоведение-3.- М., Просвещение, 2002

6. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Новосибирск, 1994