Гипотезы происхождения материков и впадин океанов

Разделы: География


Цели урока:

1. Помочь обучающимся:

  • осознать социальную значимость изучаемого материала связанного с гипотезами происхождения материков и впадин океанов;
  • соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты;
  • материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

2. Создать условия для:

  • выяснения соотношения суши и океана на Земле, их распределения между полушариями планеты;
  • изучения материков и океанов как крупных природных комплексов Земли;
  • развития логического мышления;
  • развития смысловой памяти;
  • развития умений работать с атласом, текстом учебника, дополнительной литературой, настенными картами, компьютером;
  • развития любознательности, стремления к познанию нового.

3. Предметные задачи - (ЗУН) знания, умения, навыки:

  • усвоение знаний по теме урока;
  • при представлении материала учить делать краткие выводы;
  • учить формировать навыки сравнения тектонических и физических карт

Тип урока: изучение нового материала.

Формы проведения урока: повторение известных и знакомство с новыми терминами и понятиями/

Литература: энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Составитель С.Т.Исмаилова . – М.:Аванта +, 1994.

Оборудование: карта строения земной коры (тектоническая карта), физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Гипотезы происхождения материков и впадин океанов”.

Термины и понятия: океаническая кора, материковая кора, Пангея, Лавразия, Гондвана, плиты литосферы, платформы, сейсмические пояса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала.

Каково внутреннее строение Земли?

Что называют литосферой?

Какие движения в ней происходят?

На какие группы делят горные породы по происхождению?

Приведите примеры каждой группы.

Какие горные породы есть в вашей местности?

2. Работа с учебником.

По рис.11. “Схема строения литосферы Земли” определить:

Какие три слоя составляют земную кору?

Какова толщина земной коры под материками? Под океанами?

Выделите два признака, отличающие материковую кору от океанической?

Опишите строение материковой и океанической коры? (Ответ записать в тетрадь)

3. Сообщение учителя:

Правдоподобная гипотеза происхождения материков и океанов связана с именем немецкого учёного А.Вегенера. Он первый заявил о движении материков (их дрейфе) и в начале 20 века опубликовал свой труд. Суть гипотезы – много миллионов лет на поверхности Земли был один материк Пангея (Лавразия и Гондвана), затем раскололся.

4. Работа с учебником.

По рис.13. “Плиты литосферы” выполните задание:

Найдите самые большие плиты на карте, назовите их.

Определите, какие материки и океаны расположены на каждой плите?

(Ответ записать в тетрадь.)

5. Работа со схемами “литосферные плиты и их движение”.

Найдите эти же территории на физической карте мира.

Подтвердите, что в этих районах часты землетрясения и извержения вулканов.

 

(Ответ записать в тетрадь.)

6. Сообщение учителя о платформах и сейсмических поясах:

В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры – платформы, т.е. плиты, образовавшиеся в далёком геологическом прошлом.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. (Сделать запись в тетрадь.)

Карта строения земной коры (тектоническая карта).

Это особая по содержанию тематическая карта, на которой показаны древние платформы, складчатые горные области, их возраст, положение срединно-океанических хребтов, зоны разломов на суше и дне океанов. (Сделать запись в тетрадь.)

7. Ответы учащихся по выполненным заданиям и оценка учителем их ответов.

Закрепление. Проверочные вопросы.

Какие сведения (например об Африке) можно получить при работе с тектонической картой?

Определите, где расположены самые большие платформы, самые длинные хребты на дне океана, самые большие зоны островных дуг, глубоководные желоба.

Задание на дом. § 2, стр. 27–33, составить вопросы по тектонической карте и задать на следующем уроке товарищам по классу.

III. Итог урока.

С какими новыми терминами Вы познакомились сегодня на уроке?

IV. Рефлексия.

Что Вам сегодня понравилось на уроке?

Презентация