Опытно-экспериментальная деятельность педагога в процессе социализации и адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Концепция модернизации российского образования в настоящее время предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования, и в этих целях предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Проблема воспитания здоровых детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, остается приоритетной на сегодняшний день в практике общественного и семейного воспитания и диктует необходимость поисков эффективных средств ее решений. В этом ключе, современная педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста, предполагает, что формирование всесторонне развитой и гармоничной личности ребенка, может осуществляться через развитие воспитательно-оздоровительной системы, которая будет учитывать физиологию периода раннего детства и решать задачи направленные на укрепление растущего организма. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану ребенка имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В раннем возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Исходя из этого в режиме дошкольного образовательного учреждения в рамках проекта МБДОУ “Создание модели как открытой социально-педагогической системы взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города Крайнего Севера”, нами был разработан малый проект “Адаптация и социализация детей раннего возраста к условиям детского сада”, с целью выявления оптимальных возможностей использования ресурсов МДОУ и семьи в развитии социально значимых навыков у детей раннего возраста в совместной деятельности.

Предполагаемые в рамках проекта задачи:

  • создание системы мероприятий по формированию социально-нравственных представлений у детей раннего возраста.
  • апробирование и внедрение технологии эффективного и позитивного взаимодействия значимого взрослого и ребенка в совместной деятельности;
  • были особенно значимы для нас как для проектировщиков и позволили выйти на позитивный результат деятельности, который состоял в том, что:
  1. Во-первых, будет создан сборник конспектов интегрированных и игровых занятий, игр-развлечений;
  2. Во вторых, составлена картотека парных физических упражнений и игр взрослого с ребенком, комплексов пальчиковой, дыхательной гимнастики, психогимнастических упражнений, игр-драматизации.

Предполагаемый результат нашего проекта – это создание модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях малого города Крайнего Севера, направленной на снижение детской агрессивности, улучшение психофизического здоровья, увеличение числа детей раннего возраста с легкой степенью адаптации к условиям детского сада, установление доверительных партнерских отношений между взрослыми и детьми, приобретение родителями следующего опыта: осознание базовых потребностей ребенка для его комфортного психофизического развития, осознание собственных психофизических проблем и их влияния на взаимоотношения с ребенком, овладение способом тактильного взаимодействия с ребенком в совместной двигательно-игровой деятельности.

Именно эти результаты предположительно должны были, по условиям проекта, способствовать снижению уровня тревожности, детской агрессивности, формированию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, социально-нравственных представлений у детей раннего возраста.

Наиболее сложная перестройка организма ребенка происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что, как следствие, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. При тщательном изучении проблемы адаптации и социализации детей к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении было также выявлено, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Именно эти факторы стали основополагающими при разработке нами научно-исследовательского проекта по оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений через совместную деятельность на игровых занятиях. Теоретические знания и практические умения позволили нам самостоятельно создавать и внедрить в образовательную практику собственные практические разработки, которые не противоречат содержанию “Программы воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), и направлены на обогащение основных ее разделов.

В период дошкольного детства происходит бурное социальное развитие ребенка, и в этом процессе достаточно большое место занимает ознакомление малышей с моральными, социально-значимыми нормами. Именно тесное сотрудничество с семьей, пошаговое развитие социально-нравственных представлений малыша во всех сферах деятельности вместе с близкими ему людьми наделяет ребенка позитивом и успехом освоения своего социального опыта.

При разработке проекта, было отмечено, что присутствие родителей позитивно влияет на контакт с воспитателем, на взаимодействие со сверстниками, на активное участие в совместных играх, на интерес к окружающей обстановке и игрушкам. Исходя из этого, в основу разрабатываемой и адаптируемой модели вошли игровые занятия для детей раннего возраста с участием родителей. Из практики взаимодействия с родителями мы определили наиболее позитивные стороны, которые можно было видеть в:

  • проявляющемся творчестве и активности в преобразовании предметно-развивающей среды в группе, направленную на укрепление психофизического здоровья малышей,
  • создании в группе атмосферы психологического комфорта.
  • организации и планировании воспитательно-образовательного процесса, в создании условий для положительного эмоционального состояния малышей, опираясь на принцип личностно-ориентированного подхода.
  • обеспечении условий для воспитания и обучения ребенку на доступном уровне.
  • планировании и оценивании работы с детьми, ориентируясь на уровень развития и учитывая их возрастные возможности.
  • установлении эмоционального контакта и доверительных отношений с детьми.
  • целенаправленной и углубленной работе над развитием коммуникативных, двигательных и игровых навыков у детей раннего возраста через совместную деятельность взрослого и детей в условиях детского сада.

На совместных игровых занятиях родители имеют возможность увидеть, как ведет себя малыш в новых, неизвестных ему условиях, в новой обстановке, обогатить свое представление о его способностях. В общении с родителями у нас выстраиваются доверительно деловые отношения. Воспитатель и родители, в этом случае - деловые партнеры, собеседники, единомышленники, союзники.

Совместные занятия с детьми помогают родителям обогатить свой социально-педагогический опыт по воспитанию своего малыша. Активно вовлеченные родители в жизнь детского сада, опираясь на принципы сотрудничества, взаимопроникновения, взаимопонимания и взаимоподдержки, осознанно включаются в единый процесс воспитания ребенка.

Разработанная и апробируемая, в настоящее время, педагогическая технология по гармонизации и оптимизации детско-родительских взаимоотношений в процессе взаимодействия на совместных игровых занятиях в условиях ДОУ, помогает родителям увидеть мир глазами ребенка, почувствовать то, что он чувствует, понять, в чем кроется причина агрессии, тревожности, получить ответы на волнующие вопросы.

Участие родителей на занятиях способствуют повышению их педагогической компетентности, снижает уровень тревожности у детей раннего возраста. Целенаправленная работа по социализации и адаптации детей способствует ребенку успешно и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада.

Вся жизнь детей в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. Игры помогают ребенку адаптироваться в социальной среде.

  • игры, возникающие по инициативе ребенка или самостоятельные игры;
  • игра-экспериментирование;
  • самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, театрализованные);
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями;
  • игры обучающие;
  • досуговые игры (игры-забавы, игры- развлечения);
  • игры народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу - это совместная радость, доброжелательность), проявляют заинтересованность, активизируются.

Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

Проектирование в нашей работе позволило нам еще более подчеркнуть и выделить весомость раннего дошкольного возраста - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, и еще более выделить задачу взрослого, которая состоит в том, чтобы дать правильное направление социальному и эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству со старшими.