Родительское собрание "Ее величество сказка!"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Учебно-воспитательные задачи:

  • познакомить родителей с тем, как привить любовь к чтению сказок у детей;
  • научить самих родителей общаться со сказкой;
  • помочь выяснить родителям, в чем заключается величие сказки;
  • научить взрослых играть со сказкой;
  • познакомить родителей с творчеством юных сказочников (учеников);
  • содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Оборудование:

  • интерактивная доска, презентация;
  • плакаты с высказываниями, картины;
  • сигналы “!”, “?”, “М”.
  • выставка интересных книг;
  • памятки.

Ход собрания

1. Организационное начало собрания. [Слайд 1]

Презентацию можно получить у автора статьи.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.

Выступление библиотекаря.

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”.

Сегодня, когда наши дети только постигаю азы чтения, необходимо помочь им полюбить книги, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

Недавно мы с учителем провели в вашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.

Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь 5 родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно читал их ребенок.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: “Ну как книга?” – вполне может последовать безразличный ответ: “Нормально”.

Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой. Куда я вас всех и приглашаю.

Спасибо!

– Что для Вас значит сказка?

2. Просмотр видеоролика:[слайд 2]

Заранее у родителей и у детей брали интервью. Всем задавали одинаковые вопросы.

Родителям:

  1. Читаете ли Вы детям на ночь сказки?
  2. Какая Ваша любимая сказка?
  3. Ваш любимый сказочный герой?
  4. На какого сказочного героя Вы хотели бы быть похожим в детстве?

Детям:

  1. Читают ли тебе родители на ночь сказки?
  2. Какая твоя любимая сказка?

– Перед тем, как Вы просмотрите видеозапись, я хочу Вас попросить обратить внимание на ответы Ваши и Ваших детей. Чьи ответы совпадут, посигнальте, пожалуйста!

3. Вопрос Родителю:[слайд 3]

“?”

– Что Вы будете делать, если “обнаружите”, что Ваш ребенок не любит книги?

Каждый родитель фиксирует свои ответы в “дневнике собраний”.

– Я тоже сейчас Вам зачитаю несколько ответов [1, стр. 164]

  • Когда у нас сломался телевизор надолго и появилось много времени, мы просто по очереди вечерами стали читать вслух, останавливая свое чтение на самом интересном.
  • Я стала рассказывать детям на ночь сказки из большой красивой книги. Книгу ставила на свою высокую полку. Через несколько дней книга “переместилась” на детскую полку.
  • Я, когда наступали вечера, пока дети играли, спокойно садилась в кресло рядом с детьми и читала про себя. Спустя некоторое время дети очень просили читать для них вслух.
  • Когда я пытался заставить читать – была обратная реакция.
  • Однажды в деревне на чердаке дети нашли старую-старую книжку, подаренную мне. С этого и началось их регулярное чтение.

– Спасибо, сейчас каждый из нас задумался и ответил. Но почему-то, к сожалению, в последнее время приходится слышать от родителей и такие высказывания:

– Моя дочь не любит и не хочет читать!

– Я никак не могу дома заставить прочитать еще какую-нибудь книгу.

– А Вы не задумываетесь, почему это происходит?

– У В.А. Сухомлинского есть очень интересное высказывание: “Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе”.

– А у нас с Вами получается, что мы сами о себе говорим плохо?! Такого не должно быть!

– Вот, прослушайте, пожалуйста ,небольшую “Историю с динозаврами” [1, стр. 165]

Ведь ребята с раннего детства любят и знают сказки.

Алеша 5 лет.

– Мама, а дети полезные?

– Все животные по-своему полезные…

– И баба-Яга?

Ксюша 4 года.

Раскладывает семечки в нарисованные цветы и дышит на них:

– Мама, скоро у меня родятся дюймовочки!

Дети с малых лет начинают любить книги. Только надо вовремя помочь им, научить их общаться с книгами. [2, стр. 15]

4. Знакомство с памяткой. [слайд 4]

№ 1 “Как надо обращаться со сказкой?”

(У каждого родителя на листе памятка. Родители читают по цепочке и знакомятся с ней.)

  • Рассказывать искренне, не торопясь.
  • Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
  • Рассказывать “в тему”.
  • Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
  • Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
  • Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
  • Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
  • Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).
  • Пусть сказка будет Вашим добрым помощником в воспитании умного понимающего, доброго и сильного ребенка!

– Я думаю, каждый из нас одобрит последнее высказывание (в памятке). Мы все за это!

– Значит, сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.

– А наше сегодня собрание не спроста называется “Ее величество – сказка!”. Сказка словно добрая фея помогает во многом, а это так нужно именно сегодня для всех нас, вы только вдумайтесь в эти строчки.

№ 2 “Если рядом Сказка, то ребенок”: [слайд 5]

  • С радостью и без капризов укладывается спать;
  • соглашается
  • соглашается купаться и без капризов вылезает из воды;
  • делится игрушками;
  • съедает “волшебное” лекарство;
  • познает окружающий мир;
  • учится понимать и любить все живое;
  • пробует сочинять свои собственные сказки;
  • учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
  • знакомится с трудными правилами и понятиями;
  • стремится стать лучше.

№ 3 “Сказкой можно”: [слайд 6]

  • вылечить;
  • успокоить;
  • поднять настроение;
  • научить понимать другого, не похожего на тебя;
  • оградить от бед;
  • “измерить” настроение и самочувствие.

№ 4 “Сказка может”: [слайд 7]

  • помочь скоротать путь;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • сблизить Родителя и Ребенка;
  • разрешить конфликт;
  • заставить взяться за нелюбимое дело.

5. Игра со сказкой. [слайд 8]

– Как много может Сказка!

– А что можем мы?

Каждый из нас для блага своего ребенка может сделать тоже многое!

Тем более, мы сейчас говорим о прекрасном инструменте для этого “Ее величество – сказке!”

– Мы должны научиться играть со сказкой и научить этому своих детей.

“Играя, не навреди!”

Играя со сказкой, учитывайте:

  • настроение;
  • желание;
  • самочувствие;
  • уровень развития ребенка.

– У меня часто ребята спрашивают: “А как можно поиграть со сказкой?”

Я рассказываю, учимся, играем.

– В этом нам помогают: сказки-загадки; сказки с заданиями; салаты из сказок; смешные истории; сказки слова; бином фантазии; творческие ошибки; завиральные истории; сказки про буквы; сказки из разноцветных слов…

1. Cказку можно видоизменить, превратив ее в загадку.

– Угадайте, о ком, о чем идет речь в этих сказках-загадках.

  • “Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые….” (“Колобок”)
  • “Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…” (“Репка”)
  • “Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить…, ни отставать…” (“Золушка”)

2. Очень интересны детям сказки с заданиями.

– Вы читаете сказку, а в конце даются задания.

– Сейчас очень много есть таких книг. Одна “Умные сказки” Е.Синицыной.

3. Игра “Салат из Сказок” помогает в развитии творческого воображения, учит анализировать, сочинять, рассказывать.

Взрослый предлагает детям взять два слова имена героев из разных сказок – и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например:

  • Снежная Королева и Снегурочка;
  • Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик;
  • Карлсон и Мальвина…

4. Игра “Смешные истории”.

Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем с их участием сочинить сказку.

Например:

  • Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…
  • Встретились как-то на улице синьор Чайник и синьорина Крышка…
  • Сударыня Свечка случайно познакомилась с сударыней Спичкой…
  • Две девочки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие…

5. Сказки-слова.

Взрослый пишет на доске (дети в тетрадях) слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, зарисовку…)

Слово пишется вертикально и “расшифровывается”:

На основе этих шести слов дети сочиняют свои произведения.

Давайте попробуем сочинить сказку (родители в своих дневниках пробуют сочинить). 2-3 родителя зачитывают то, что у них получилось.

(Звучит грамзапись: ученик читает сказку “Почему ель вечнозеленая?”)

6. Завиральные истории. (Из Дж. Родари).

Взрослый берет известную сказку и немного изменяет ее.

Детям же объясняет, что, как только они услышат ошибку в сказке, им нужно будет хлопнуть в ладоши.

– Итак, уважаемые родители, приготовим ладоши…

(Звучит грамзапись “Волк и семеро козлят”).

Я остановилась только на нескольких играх.

6. Знакомство с выставкой книг. [слайд 9]

– Посмотрите на нашу великолепную выставку. Эти книги помогут Вам и Вашим детям.

– Ее величество – Сказка исполнит все Ваши желания, только полюбите ее, научите детей любить сказку! Поделитесь своими знаниями со своими друзьями. Расскажите своим близким о величии сказок!

И тогда в нашем городе на вопрос корреспондентов (учителей, психологов) “Читаете ли Вы детям на ночь сказки?” все услышат уверенные ответы:

  • Стараюсь это делать, понимая, что это необходимо нам обоим. Чаще читаю наизусть, чтобы видеть моего ребенка…
  • Сочиняем всей семьей сказки, в которых весь наш прожитый день. Обязательно в сказках живут герои, которые близки моему ребенку. Стараемся заканчивать сказки добром.
  • Понимаю, что чтение на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания, любви. Спасибо тебе, сказка!

7. Итог. Рефлексия. [слайд 10]

– О том, как велика роль родителей на школьном этапе воспитания детей, свидетельствуют исследования, проведенные учеными. Они наблюдали более 5000 человек от рождения до 43 лет. Было доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, семьях со слабыми эмоциональными связями, отличались низкими достижениями в образовании, а выросшие мужчины – низкими заработками.

Дети, о которых мало заботились матери, не достигали интеллектуального уровня, предполагавшегося исходя из уровня развития родителей. Более того, у таких обделенных вниманием детей чаще развивались болезни органов дыхания и сердечнососудистой системы. Те, кто рос окруженный любовью и заботой родителей о развитии в школьном возрасте, достигали значительных успехов в образовании и относительно высоких материальных доходов. И что важно, научились от родителей заботиться о развитии и образовании детей. Они передали эту потребность своему потомству.

Известный американский психолог Кэррол Изаро пишет о том, что влияние обоюдной улыбки облегчает взаимодействие и привязанность матери к ребенку. Это, вероятно, увеличивает шансы младенца на выживание и помогает созданию среды, в которой младенец может обучаться и расти.

На психологическом уровне радость может способствовать уверенности в себе и мужеству.

Хотя родители не могут непосредственно научить ребенка радости, они могут разделить радость с ребенком и служить образцом оптимистичного стиля жизни.

– Ее величество сказка помогает ощутить радость!

– Я желаю всем нам жить с ощущением радости в душе!

Литература: [Слайд 11]

  1. “ Готовим ребенка к школе” Ковалева Е.С., Синицына Е.И., 2001г.
  2. “Здоровьесьерегающие технологии: школьники и компьютер”. Ковалько В.И. Москва. ВАКО.2007г
  3. “ Информационные часы в школе”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
  4. “Новые родительские собрания”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
  5. “Справочник классного руководителя”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
  6. “Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы”. Курамшина О.Н. Москва. ВАКО.2008г.