Учебно-воспитательные задачи:
- познакомить родителей с тем, как привить любовь к чтению сказок у детей;
- научить самих родителей общаться со сказкой;
- помочь выяснить родителям, в чем заключается величие сказки;
- научить взрослых играть со сказкой;
- познакомить родителей с творчеством юных сказочников (учеников);
- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Оборудование:
- интерактивная доска, презентация;
- плакаты с высказываниями, картины;
- сигналы “!”, “?”, “М”.
- выставка интересных книг;
- памятки.
Ход собрания
1. Организационное начало собрания. [Слайд 1]
Презентацию можно получить у автора статьи.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.
Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.
Выступление библиотекаря.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”.
Сегодня, когда наши дети только постигаю азы чтения, необходимо помочь им полюбить книги, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.
Недавно мы с учителем провели в вашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.
Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь 5 родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно читал их ребенок.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: “Ну как книга?” – вполне может последовать безразличный ответ: “Нормально”.
Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой. Куда я вас всех и приглашаю.
Спасибо!
– Что для Вас значит сказка?
2. Просмотр видеоролика:[слайд 2]
Заранее у родителей и у детей брали интервью. Всем задавали одинаковые вопросы.
Родителям:
- Читаете ли Вы детям на ночь сказки?
- Какая Ваша любимая сказка?
- Ваш любимый сказочный герой?
- На какого сказочного героя Вы хотели бы быть похожим в детстве?
Детям:
- Читают ли тебе родители на ночь сказки?
- Какая твоя любимая сказка?
– Перед тем, как Вы просмотрите видеозапись, я хочу Вас попросить обратить внимание на ответы Ваши и Ваших детей. Чьи ответы совпадут, посигнальте, пожалуйста!
3. Вопрос Родителю:[слайд 3]
“?”
– Что Вы будете делать, если “обнаружите”, что Ваш ребенок не любит книги?
Каждый родитель фиксирует свои ответы в “дневнике собраний”.
– Я тоже сейчас Вам зачитаю несколько ответов [1, стр. 164]
- Когда у нас сломался телевизор надолго и появилось много времени, мы просто по очереди вечерами стали читать вслух, останавливая свое чтение на самом интересном.
- Я стала рассказывать детям на ночь сказки из большой красивой книги. Книгу ставила на свою высокую полку. Через несколько дней книга “переместилась” на детскую полку.
- Я, когда наступали вечера, пока дети играли, спокойно садилась в кресло рядом с детьми и читала про себя. Спустя некоторое время дети очень просили читать для них вслух.
- Когда я пытался заставить читать – была обратная реакция.
- Однажды в деревне на чердаке дети нашли старую-старую книжку, подаренную мне. С этого и началось их регулярное чтение.
– Спасибо, сейчас каждый из нас задумался и ответил. Но почему-то, к сожалению, в последнее время приходится слышать от родителей и такие высказывания:
– Моя дочь не любит и не хочет читать!
– Я никак не могу дома заставить прочитать еще какую-нибудь книгу.
– А Вы не задумываетесь, почему это происходит?
– У В.А. Сухомлинского есть очень интересное высказывание: “Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе”.
– А у нас с Вами получается, что мы сами о себе говорим плохо?! Такого не должно быть!
– Вот, прослушайте, пожалуйста ,небольшую “Историю с динозаврами” [1, стр. 165]
Ведь ребята с раннего детства любят и знают сказки.
Алеша 5 лет.
– Мама, а дети полезные?
– Все животные по-своему полезные…
– И баба-Яга?
Ксюша 4 года.
Раскладывает семечки в нарисованные цветы и дышит на них:
– Мама, скоро у меня родятся дюймовочки!
Дети с малых лет начинают любить книги. Только надо вовремя помочь им, научить их общаться с книгами. [2, стр. 15]
4. Знакомство с памяткой. [слайд 4]
№ 1 “Как надо обращаться со сказкой?”
(У каждого родителя на листе памятка. Родители читают по цепочке и знакомятся с ней.)
- Рассказывать искренне, не торопясь.
- Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
- Рассказывать “в тему”.
- Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
- Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
- Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
- Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
- Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).
- Пусть сказка будет Вашим добрым помощником в воспитании умного понимающего, доброго и сильного ребенка!
– Я думаю, каждый из нас одобрит последнее высказывание (в памятке). Мы все за это!
– Значит, сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.
– А наше сегодня собрание не спроста называется “Ее величество – сказка!”. Сказка словно добрая фея помогает во многом, а это так нужно именно сегодня для всех нас, вы только вдумайтесь в эти строчки.
№ 2 “Если рядом Сказка, то ребенок”: [слайд 5]
- С радостью и без капризов укладывается спать;
- соглашается
- соглашается купаться и без капризов вылезает из воды;
- делится игрушками;
- съедает “волшебное” лекарство;
- познает окружающий мир;
- учится понимать и любить все живое;
- пробует сочинять свои собственные сказки;
- учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
- знакомится с трудными правилами и понятиями;
- стремится стать лучше.
№ 3 “Сказкой можно”: [слайд 6]
- вылечить;
- успокоить;
- поднять настроение;
- научить понимать другого, не похожего на тебя;
- оградить от бед;
- “измерить” настроение и самочувствие.
№ 4 “Сказка может”: [слайд 7]
- помочь скоротать путь;
- познакомить с нравственными понятиями;
- сблизить Родителя и Ребенка;
- разрешить конфликт;
- заставить взяться за нелюбимое дело.
5. Игра со сказкой. [слайд 8]
– Как много может Сказка!
– А что можем мы?
Каждый из нас для блага своего ребенка может сделать тоже многое!
Тем более, мы сейчас говорим о прекрасном инструменте для этого “Ее величество – сказке!”
– Мы должны научиться играть со сказкой и научить этому своих детей.
“Играя, не навреди!”
Играя со сказкой, учитывайте:
- настроение;
- желание;
- самочувствие;
- уровень развития ребенка.
– У меня часто ребята спрашивают: “А как можно поиграть со сказкой?”
Я рассказываю, учимся, играем.
– В этом нам помогают: сказки-загадки; сказки с заданиями; салаты из сказок; смешные истории; сказки слова; бином фантазии; творческие ошибки; завиральные истории; сказки про буквы; сказки из разноцветных слов…
1. Cказку можно видоизменить, превратив ее в загадку.
– Угадайте, о ком, о чем идет речь в этих сказках-загадках.
- “Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые….” (“Колобок”)
- “Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…” (“Репка”)
- “Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить…, ни отставать…” (“Золушка”)
2. Очень интересны детям сказки с заданиями.
– Вы читаете сказку, а в конце даются задания.
– Сейчас очень много есть таких книг. Одна “Умные сказки” Е.Синицыной.
3. Игра “Салат из Сказок” помогает в развитии творческого воображения, учит анализировать, сочинять, рассказывать.
Взрослый предлагает детям взять два слова имена героев из разных сказок – и попробовать сделать их героями одной сказки.
Например:
- Снежная Королева и Снегурочка;
- Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик;
- Карлсон и Мальвина…
4. Игра “Смешные истории”.
Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем с их участием сочинить сказку.
Например:
- Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…
- Встретились как-то на улице синьор Чайник и синьорина Крышка…
- Сударыня Свечка случайно познакомилась с сударыней Спичкой…
- Две девочки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие…
5. Сказки-слова.
Взрослый пишет на доске (дети в тетрадях) слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, зарисовку…)
Слово пишется вертикально и “расшифровывается”:
На основе этих шести слов дети сочиняют свои произведения. Давайте попробуем сочинить сказку (родители в своих дневниках пробуют сочинить). 2-3 родителя зачитывают то, что у них получилось. |
(Звучит грамзапись: ученик читает сказку “Почему ель вечнозеленая?”)
6. Завиральные истории. (Из Дж. Родари).
Взрослый берет известную сказку и немного изменяет ее.
Детям же объясняет, что, как только они услышат ошибку в сказке, им нужно будет хлопнуть в ладоши.
– Итак, уважаемые родители, приготовим ладоши…
(Звучит грамзапись “Волк и семеро козлят”).
Я остановилась только на нескольких играх.
6. Знакомство с выставкой книг. [слайд 9]
– Посмотрите на нашу великолепную выставку. Эти книги помогут Вам и Вашим детям.
– Ее величество – Сказка исполнит все Ваши желания, только полюбите ее, научите детей любить сказку! Поделитесь своими знаниями со своими друзьями. Расскажите своим близким о величии сказок!
И тогда в нашем городе на вопрос корреспондентов (учителей, психологов) “Читаете ли Вы детям на ночь сказки?” все услышат уверенные ответы:
- Стараюсь это делать, понимая, что это необходимо нам обоим. Чаще читаю наизусть, чтобы видеть моего ребенка…
- Сочиняем всей семьей сказки, в которых весь наш прожитый день. Обязательно в сказках живут герои, которые близки моему ребенку. Стараемся заканчивать сказки добром.
- Понимаю, что чтение на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания, любви. Спасибо тебе, сказка!
7. Итог. Рефлексия. [слайд 10]
– О том, как велика роль родителей на школьном этапе воспитания детей, свидетельствуют исследования, проведенные учеными. Они наблюдали более 5000 человек от рождения до 43 лет. Было доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, семьях со слабыми эмоциональными связями, отличались низкими достижениями в образовании, а выросшие мужчины – низкими заработками.
Дети, о которых мало заботились матери, не достигали интеллектуального уровня, предполагавшегося исходя из уровня развития родителей. Более того, у таких обделенных вниманием детей чаще развивались болезни органов дыхания и сердечнососудистой системы. Те, кто рос окруженный любовью и заботой родителей о развитии в школьном возрасте, достигали значительных успехов в образовании и относительно высоких материальных доходов. И что важно, научились от родителей заботиться о развитии и образовании детей. Они передали эту потребность своему потомству.
Известный американский психолог Кэррол Изаро пишет о том, что влияние обоюдной улыбки облегчает взаимодействие и привязанность матери к ребенку. Это, вероятно, увеличивает шансы младенца на выживание и помогает созданию среды, в которой младенец может обучаться и расти.
На психологическом уровне радость может способствовать уверенности в себе и мужеству.
Хотя родители не могут непосредственно научить ребенка радости, они могут разделить радость с ребенком и служить образцом оптимистичного стиля жизни.
– Ее величество сказка помогает ощутить радость!
– Я желаю всем нам жить с ощущением радости в душе!
Литература: [Слайд 11]
- “ Готовим ребенка к школе” Ковалева Е.С., Синицына Е.И., 2001г.
- “Здоровьесьерегающие технологии: школьники и компьютер”. Ковалько В.И. Москва. ВАКО.2007г
- “ Информационные часы в школе”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
- “Новые родительские собрания”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
- “Справочник классного руководителя”. Дереклеева Н.И. Москва. ВАКО.2008г.
- “Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы”. Курамшина О.Н. Москва. ВАКО.2008г.