Цель:
- показать нравоучение, мораль басен Крылова;
- проверить знание басен;
- учить выразительному чтению басен, инсценированию.
- развитие устной речи, умение мыслить творчески, думать, рассуждать;
- научить детей зрительно представлять персонажей басни, правильно использовать краски;
- развитие способности к самоконтролю, самооценке;
- воспитание нравственности.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, мини-книжки, презентация.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Прежде чем я назову тему урока, я хочу услышать от вас, как вы понимаете слово баснописец.
(Ответы детей)
– А что такое басня? Приложение 1. (Презентация , слайд 1.)
На этом уроке вы побываете в роли актеров и художников.
– А кто такие актеры и художники?
(Ответы детей)
Правильно ребятки, давайте еще раз прочитаем кто такие актеры и художники. (Слайд 2.)
II. Работа по теме урока.
Беседа
– Произведения какого знаменитого баснописца мы с вами читали?
– И.А.Крылова. (Слайды 3, 4.)
– Что вы можете рассказать об этом удивительном человеке?
(Несколько детей защищают рефераты по творчеству И.А.Крылова) Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. С творчеством Крылова мы начали знакомство уже в 1 классе. А сегодня на уроке мы попробуем обобщить свои знания.
(Физкультминутка)
2. Задания из “ Волшебного сундучка”
– У меня в руках “ Волшебный сундучок” . В этом сундучке лежат задания от героев басен И.А.Крылова. Давайте попробуем отгадать , из какой же басни эти строчки.
“Как ни полезна вещь – цены не зная ей
Невежда про нее свой толк все к худу клонит”.
(“Мартышка и очки”)
– Давайте вспомним эту басню.
(Инсценирование басни)
– Как вы понимаете значение слова “невежда”. (Слайд 5.)
– Кого осуждает, высмеивает автор в этой басне?
(Людей необразованных, невнимательных, не умеющих дослушать сказанное до конца. От чего и пострадала Мартышка )
“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя кума оборотиться”
(Зеркало и обезьяна)
– В чем мораль данной басни?
– Других не суди на себя посмотри.
“Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна”
(“Ворона и Лиса”)
– Как вы понимаете слово “лесть”. (Слайд 5.)
– Кого автор осуждает в этой басне?
– Осуждает людей угодливых, которые по мере необходимости угождают другим, хвалят их.
“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет”.
(“Лебедь, Рак и Щука”)
– Можно ли героев этой басни назвать товарищами?
Как вы понимаете значение слова товарищ?
– Это друг, которому во всем можно положиться, доверять, который тебя понимает.
– Молодцы ! Вы справились со всеми заданиями “Волшебного сундучка”.
А какие еще басни Крылова вы знаете? (Ответы детей.)
(Инсценирование басни “ Стрекоза и Муравей”)
3. Кроссворд.
По горизонтали:
3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
4. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.)
6. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська.)
7. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон.)
По вертикали:
1. Кто смеялся "вперед чужой беде"? (Голубь.)
2. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак.)
5. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона.)
4. В мастерской художника.
– Ребята, давайте еще раз посмотрим выставку книг. В каждой книге есть интересные рисунки. Ведь книгу интересно читать, когда она оформлена интересными иллюстрациями.
– Мы сегодня тоже попробуем побывать в роли художников, сделаем мини-книжки. Каждый из вас постарается проиллюстрировать ту басню, которая ему больше всего понравилась. Эту работу мы начнем на уроке , а завершим ее дома.
III. Итог.
– Давайте еще раз вспомним. Чему нас учат басни?(Слайд 6.) Приложение 1
– Какие качества человека высмеиваются в баснях? (Слайд 7.)
– Хорошо ли мы сегодня на уроке поработали?
– Какие бы отметки вы поставили себе? (Самооценка)