Интегрированный урок (чтение + ИЗО) по теме "Басни И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • показать нравоучение, мораль басен Крылова;
  • проверить знание басен;
  • учить выразительному чтению басен, инсценированию.
  • развитие устной речи, умение мыслить творчески, думать, рассуждать;
  • научить детей зрительно представлять персонажей басни, правильно использовать краски;
  • развитие способности к самоконтролю, самооценке;
  • воспитание нравственности.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, мини-книжки, презентация.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Прежде чем я назову тему урока, я хочу услышать от вас, как вы понимаете слово баснописец.

(Ответы детей)

– А что такое басня? Приложение 1. (Презентация , слайд 1.)

На этом уроке вы побываете в роли актеров и художников.

– А кто такие актеры и художники?

(Ответы детей)

Правильно ребятки, давайте еще раз прочитаем кто такие актеры и художники. (Слайд 2.)

II. Работа по теме урока.

Беседа

– Произведения какого знаменитого баснописца мы с вами читали?

– И.А.Крылова. (Слайды 3, 4.)

– Что вы можете рассказать об этом удивительном человеке?

(Несколько детей защищают рефераты по творчеству И.А.Крылова) Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. С творчеством Крылова мы начали знакомство уже в 1 классе. А сегодня на уроке мы попробуем обобщить свои знания.

(Физкультминутка)

2. Задания из “ Волшебного сундучка”

– У меня в руках “ Волшебный сундучок” . В этом сундучке лежат задания от героев басен И.А.Крылова. Давайте попробуем отгадать , из какой же басни эти строчки.

“Как ни полезна вещь – цены не зная ей
Невежда про нее свой толк все к худу клонит”.
(“Мартышка и очки”)

– Давайте вспомним эту басню.

(Инсценирование басни)

– Как вы понимаете значение слова “невежда”. (Слайд 5.)

– Кого осуждает, высмеивает автор в этой басне?

(Людей необразованных, невнимательных, не умеющих дослушать сказанное до конца. От чего и пострадала Мартышка )

“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя кума оборотиться”
(Зеркало и обезьяна)

– В чем мораль данной басни?

– Других не суди на себя посмотри.

“Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна”
(“Ворона и Лиса”)

– Как вы понимаете слово “лесть”. (Слайд 5.)

– Кого автор осуждает в этой басне?

– Осуждает людей угодливых, которые по мере необходимости угождают другим, хвалят их.

“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет”.
(“Лебедь, Рак и Щука”)

– Можно ли героев этой басни назвать товарищами?

Как вы понимаете значение слова товарищ?

– Это друг, которому во всем можно положиться, доверять, который тебя понимает.

– Молодцы ! Вы справились со всеми заданиями “Волшебного сундучка”.

А какие еще басни Крылова вы знаете? (Ответы детей.)

(Инсценирование басни “ Стрекоза и Муравей”)

3. Кроссворд.

По горизонтали:

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
4. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.)
6. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська.)
7. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон.)

По вертикали:

1. Кто смеялся "вперед чужой беде"? (Голубь.)
2. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак.)
5. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона.)

4. В мастерской художника.

– Ребята, давайте еще раз посмотрим выставку книг. В каждой книге есть интересные рисунки. Ведь книгу интересно читать, когда она оформлена интересными иллюстрациями.

– Мы сегодня тоже попробуем побывать в роли художников, сделаем мини-книжки. Каждый из вас постарается проиллюстрировать ту басню, которая ему больше всего понравилась. Эту работу мы начнем на уроке , а завершим ее дома.

III. Итог.

Давайте еще раз вспомним. Чему нас учат басни?(Слайд 6.) Приложение 1

– Какие качества человека высмеиваются в баснях? (Слайд 7.)

– Хорошо ли мы сегодня на уроке поработали?

– Какие бы отметки вы поставили себе? (Самооценка)