Программа социализации воспитанников интерната

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.

Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

Разделы программы:

Правовая социализация Профессиональное самоопределение Безопасность жизни. Культура поведения в обществе.

Раздел I “Правовая социализация”.

Пояснительная записка к разделу I.

Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из-за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.

Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.

Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.

Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.

Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.

Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи:

  • Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
  • Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
  • Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
  • Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
  • Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.

Программа включает в себя:

1. Занятия правового всеобуча “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет:

– знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;

– знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;

– изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);

– изучение Российских законов (Конституция РФ)

– трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки(уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение).

2. Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, использование кинохроники, видеоматериалов).

3. Оформление уголка по правовой и юридической документации.

4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

1– 3 кассы.

  • знать понятия: гражданин, государство, власть;
  • права и обязанности, правонарушения;
  • основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка.

4–6 классы.

  • знать понятия: человек, гражданин, гражданство, право, закон, мораль;
  • государственная власть, правовое государство, символика;
  • основные положения Конституции о правах ребенка, Федеральный Закон о социальной защите;
  • права и обязанности , правонарушения

7–10 классы.

  • знать основные положения Конституции, Декларации прав ребенка, Федеральный Закон, Конвенцию о правах человека;
  • систему правоохранительных органов, органов социальной защиты;
  • уметь пользоваться элементами инфраструктуры.

Раздел II “Профессиональное самоопределение воспитанников”.

Пояснительная записка к разделу II.

Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.

Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о мире профессии;
  2. Выявление интересов, склонностей и способностей;
  3. Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
  4. Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
  5. Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
  6. Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

  • о видах профессий;
  • о медицинских и профессиональных требованиях;
  • об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
  • о повышении квалификации и профессионального роста;
  • о состоянии рынка труда.

1–4 классы.

Коррекционные занятия:

“Труд кормит, а лень портит”.

“Профессии моих родителей”.

“Кем быть, каким быть?”

“Где прячутся интересы?”

“Орудия труда у каждого свои”.

“Профессии добра”.

“Чему научат в школе” (о трудовом обучении в интернате).

“В школе много профессий”.

“Старание и творчество в каждой работе”.

Практические занятия:

  1. Сюжетно-ролевые игры с профессиональным уклоном;
  2. Участие в КТД “Праздник труда”
  3. Экскурсии “Профессии в школе”
  4. Экскурсии в школьные мастерские.

Диагностика:

Рисуночные методики

“Кем я буду, когда вырасту?”,

“Я на работе”

5–6 классы.

Коррекционные занятия:

“Карта мира профессий”.

“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.

“Престижность профессии”

“как мне выбрать профессиональный путь”

“Где проживает профессиональная пригодность”.

“Народное хозяйство – это интересно!”.

“Профессии важные и нужные во все времена”

“Успех в профессии – успех в жизни”.

“Куда пойти учиться”.

“Хочу , могу, умею – три составляющих профессионального выбора”

Практические занятия:

  1. Встречи с людьми разных профессий
  2. Участие в трудовых КТД школы
  3. Экскурсии на предприятия и в учреждения города
  4. Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания

Диагностика:

Опросники

“Личная, профессиональная перспектива”, “Будь готов!”

– выявление личностных интересов и склонностей

– свойств и качеств личности

–мотивации при выборе профессии

7–10 классы.

Коррекционные занятия:

“Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения”.

“Межличностное взаимодействие”.

“Развитие умений по принятию решения”

“Эмоциональное отношение к выбору профессии”

“Умение оценивать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии”.

“Роль жизненных ценностей при выборе профессии”.

“Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности пи выборе профессии”

“Планирование профессионального пути”.

“Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии”.

.“Профессиональная зрелость”.

Практические занятия:

  1. Экскурсии в учебные заведения: ПУ
  2. Экскурсии на предприятия города.
  3. Работа в мастерских и факультативах
  4. Участие в трудовых КТД.
  5. Экскурсия в центр занятости.
  6. Встречи разных профессий

Диагностика:

Методика

“Профессиональная готовность”,

“Дифференциально-диагностический опросник”

“Самооценка профессиональной направленности”

Раздел III “Безопасность жизни”

Пояснительная записка к разделу III.

Программа “Безопасность жизни” составлена для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материалов осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития.

Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • научить правилам поведения на дороге , в транспорте, в лесу, дома, на воде;
  • научить правильно пользоваться бытовой техникой;
  • научить оказывать первую медицинскую помощь;
  • ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
  • группы дорожных знаков;
  • возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • правила поведения на воде, на природе;
  • возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
  • правила поведения в криминогенных ситуациях;
  • возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
  • основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;
  • безопасное поведение в быту.

У воспитанников должны выработаться следующие умения:

  • предвидеть возможную опасность на дороге;
  • уметь правильно оказать первую медицинскую помощь;
  • уметь пользоваться бытовой техникой;
  • иметь представление о спасении на воде;
  • определение сторон горизонта, движение по азимуту, разведение костров и приготовление пищи на костре.

Воспитанники должны иметь представление:

  • о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера , возникающих на территории России, их последствиях и мерах , принимаемых по защите населения и правила безопасного поведения;
  • об основных положениях здорового образа жизни.

Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:

  • Правила безопасности дорожного движения.
  • Правила безопасности в быту.
  • Правила безопасности на природе.
  • Правила противопожарной безопасности.

В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, ВДПО, пожарная часть, медицинские учреждения.

Работа с воспитанниками.

1–4 классы.

Целевые прогулки
Беседы в сочетании с сюжетно-ролевыми играми:
Практические занятия:

  • Конкурсы рисунков по дорожной, противопожарной тематике.
  • Сюжетно-ролевые игры “Мы пассажиры”, “Мы по улице идем”, “Дорога в школу”, “Если чужой приходит в дом”
  • Конкурсы “Это должен каждый знать обязательно на 5!”
  • “Что говорят знаки”
  • Обучение правилам поведения на воде
  • Игра-путешествие “Мы по улице идем”

4–6 классы.

Экскурсии:
Внеклассные занятия:
Практические занятия:

  • Конкурсы рисунков по противопожарной и дорожной тематике.
  • Викторины.
  • КВН.
  • Микропоходы.
  • Туристический слет.
  • Игры-путешествия.
  • Учебная тренировка по эвакуации.
  • По стране Светофории.

5–9 классы.

Экскурсии:
Внеклассные занятия:
Практические занятия.

  • Как пользоваться огнетушителем.
  • Учебная эвакуация.
  • Оказание первой помощи.
  • Туристический слет.
  • Игра-путешествие “Я и улица моя”

Раздел IV “Культура поведения и общения”

Пояснительная записка к разделу IV.

Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в соей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми.

Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
  • Формирование культуры речевого общения.
  • Развитие коммуникативных качеств.

Методы, используемые на занятиях:

беседа-диалог
анализ художественных текстов
обращение к “миру добрых мыслей”
инсценирование
решение педагогических задач
творческие задания
игра сюжетно-ролевая и дидактическая
практическая деятельность
просмотр видеосюжетов
тестирование

Содержание занятий:

1–4 классы.

  • Для чего нужна речь?
  • Речь – средство передачи мыслей и чувств.
  • “Встретились как-то…” (приветствие)
  • “Если бы Колобок был вежливым” (прощание)
  • “Сивка-Бурка, вещая Каурка” (обращение)
  • Секреты Кота в сапогах” (знакомство)
  • Почему обиделся гном? (прощение)
  • Почему Малыш мечтал о собаке? (умение слушать)
  • Глаза в глаза (умение вести разговор)
  • Доброе слово, что ясный день
  • Ежели вы вежливы.
  • Самолюб никому не люб.
  • Чего в других не любишь, того, и сам не делай.
  • Наше настроение
  • Хорошо ли быть злым?
  • Наши мечты.
  • Мой класс – мои друзья

5–6 классы.

  • От чего зависит настроение.
  • Поговорим о доброте.
  • Учимся справляться с гневом.
  • Ссора.
  • Как справиться с упрямством.
  • Чувства одинокого человека.
  • Учимся понимать чувства других людей.
  • Учимся доброжелательности.
  • Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
  • Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
  • Поступки добрые и злые.
  • Цени доверие.
  • Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
  • Дружим с добрыми словами.
  • Любим добрые поступки.
  • Умеем общаться.
  • Вглядись в себя – сравни с другим.
  • Помоги понять себя.

7–10 классы.

  • Вежливость, как основа воспитанности.
  • Точность, обязательность, аккуратность.
  • Не сладок плод бездельного досуга.
  • Правила на каждый день.
  • Дома и в гостях
  • Ты живешь среди людей.
  • Раздели печаль и радость другого.
  • Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.
  • Дружба начинается с улыбки.
  • Одноклассник, товарищ, друг.
  • Отчего бывает одиноко.
  • Чтобы быть понятым.
  • Дружили мальчик с девочкой.
  • Умей быть собой.
  • Когда какое слово молвить.
  • За общим столом.
  • Родительский дом.
  • Добрыми делами славен человек.

Приложение