Пояснительная записка.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
Разделы программы:
Правовая социализация | Профессиональное самоопределение | Безопасность жизни. | Культура поведения в обществе. |
Раздел I “Правовая социализация”.
Пояснительная записка к разделу I.
Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из-за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.
Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.
Задачи:
- Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
- Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
- Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
- Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
- Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Программа включает в себя:
1. Занятия правового всеобуча “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет:
– знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
– знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
– изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
– изучение Российских законов (Конституция РФ)
– трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки(уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение).
2. Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, использование кинохроники, видеоматериалов).
3. Оформление уголка по правовой и юридической документации.
4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
1– 3 кассы.
|
4–6 классы.
|
7–10 классы.
|
Раздел II “Профессиональное самоопределение воспитанников”.
Пояснительная записка к разделу II.
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.
Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.
Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
- Обогащение представлений детей о мире профессии;
- Выявление интересов, склонностей и способностей;
- Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
- Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
- Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
- Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- о видах профессий;
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
- о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
1–4 классы. Коррекционные занятия: “Труд кормит, а лень портит”. “Профессии моих родителей”. “Кем быть, каким быть?” “Где прячутся интересы?” “Орудия труда у каждого свои”. “Профессии добра”. “Чему научат в школе” (о трудовом обучении в интернате). “В школе много профессий”. “Старание и творчество в каждой работе”. Практические занятия:
Диагностика: Рисуночные методики “Кем я буду, когда вырасту?”, “Я на работе” |
5–6 классы. Коррекционные занятия: “Карта мира профессий”. “Выбор профессии – выбор жизненного пути”. “Престижность профессии” “как мне выбрать профессиональный путь” “Где проживает профессиональная пригодность”. “Народное хозяйство – это интересно!”. “Профессии важные и нужные во все времена” “Успех в профессии – успех в жизни”. “Куда пойти учиться”. “Хочу , могу, умею – три составляющих профессионального выбора” Практические занятия:
Диагностика: Опросники “Личная, профессиональная перспектива”, “Будь готов!” – выявление личностных интересов и склонностей – свойств и качеств личности –мотивации при выборе профессии |
7–10 классы. Коррекционные занятия: “Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения”. “Межличностное взаимодействие”. “Развитие умений по принятию решения” “Эмоциональное отношение к выбору профессии” “Умение оценивать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии”. “Роль жизненных ценностей при выборе профессии”. “Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности пи выборе профессии” “Планирование профессионального пути”. “Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии”. .“Профессиональная зрелость”. Практические занятия:
Диагностика: Методика “Профессиональная готовность”, “Дифференциально-диагностический опросник” “Самооценка профессиональной направленности” |
Раздел III “Безопасность жизни”
Пояснительная записка к разделу III.
Программа “Безопасность жизни” составлена для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материалов осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития.
Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- научить правилам поведения на дороге , в транспорте, в лесу, дома, на воде;
- научить правильно пользоваться бытовой техникой;
- научить оказывать первую медицинскую помощь;
- ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
- группы дорожных знаков;
- возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила поведения на воде, на природе;
- возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;
- безопасное поведение в быту.
У воспитанников должны выработаться следующие умения:
- предвидеть возможную опасность на дороге;
- уметь правильно оказать первую медицинскую помощь;
- уметь пользоваться бытовой техникой;
- иметь представление о спасении на воде;
- определение сторон горизонта, движение по азимуту, разведение костров и приготовление пищи на костре.
Воспитанники должны иметь представление:
- о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера , возникающих на территории России, их последствиях и мерах , принимаемых по защите населения и правила безопасного поведения;
- об основных положениях здорового образа жизни.
Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:
- Правила безопасности дорожного движения.
- Правила безопасности в быту.
- Правила безопасности на природе.
- Правила противопожарной безопасности.
В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, ВДПО, пожарная часть, медицинские учреждения.
Работа с воспитанниками.
1–4 классы. Целевые прогулки
|
4–6 классы. Экскурсии:
|
5–9 классы. Экскурсии:
|
Раздел IV “Культура поведения и общения”
Пояснительная записка к разделу IV.
Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в соей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми.
Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.
Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
- Формирование культуры речевого общения.
- Развитие коммуникативных качеств.
Методы, используемые на занятиях:
беседа-диалог анализ художественных текстов обращение к “миру добрых мыслей” инсценирование решение педагогических задач |
творческие задания игра сюжетно-ролевая и дидактическая практическая деятельность просмотр видеосюжетов тестирование |
Содержание занятий:
1–4 классы.
|
5–6 классы.
|
7–10 классы.
|