Основные цели:
- Познакомить с понятиями “линейная диаграмма”, “столбчатая диаграмма”.
- Продолжать учить читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
- Развивать вычислительные навыки; умение решать задачи, решение которых основывается на изученном свойстве.
- Воспитывать интерес к предмету математике, любознательность; расширять кругозор и мышление учащихся.
Оборудование:
- Учебник Математика 3 класс (2 часть) Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
- Таблички со словами: навигатор, диаграмма, скорость света.
- Мультимедийная установка.
- Картинка Луны, картинки героев из книги К.Булычева “Тайна третьей планеты”.
- Музыкальное сопровождение.
План
I. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить космическое путешествие с уже известными нам героями – профессором Селезневым и его друзьями: Алисой, Севой, Веней и Громозекой. Но в космосе возможны любые ситуации, поэтому проверим и потренируем быстроту вашей реакции.
Итак,
1. Буквенный диктант.
У. В тетради запишите только первую букву слова – ответа на мой вопрос.
– Прямая, которая не имеет ни начала, ни конца. (Линия.)
– Равенство с одним неизвестным. (Уравнение.)
– На него нельзя делить. (Ноль.)
– Союзы и, но …(А.)
– Какое слово у вас получилось? (Приложение 4, слайд 1).
– Куда же мы с вами отправимся в начале нашего путешествия? (На Луну.)
– Те, кто верно составил слово, поставьте на полях + .
(Показ Луны). Слайд 2.
– Что вы знаете о ней? (Это небесное тело, спутник Земли.)
– Итак, мы отправляемся на Луну! Наш звездолет мчится с огромной скоростью. За одну секунду мы пролетаем больше 300 тыс. километров. Это значит, что наша скорость больше скорости света?
– А кто узнал, чему равна скорость света?
(Вывешивается табличка:
Скорость света = 300 тыс. километров в секунду)
– Вы – навигаторы, то есть прокладываете курс нашего корабля.
(Табличка Навигаторы).
– Для этого вам придется выполнить ряд расчетов:
Запись на доске:
68 : 2 16 · 6 70 : 10 |
4 · 23 96 : 8 1 · 30 |
51 : 3 18 · 3 |
У. По какому признаку можно разбить эти выражения на 2 группы? (На действия умножения и деления).
Задание. Работаем по вариантам:
1-й вариант – находит значение выражений с действием умножения.
2-й вариант – находит значение выражений с действием деления.
(Звучит музыка). Приложение 1
3. Проверка. Самоконтроль. Слайд 3.
У. Те, кто решил все правильно, поставьте на полях + .
А теперь, поможем нашим друзьям, они уже прилетели на Луну и ждут нашей помощи.
4. Работа по учебнику.
Стр.3 задание 3 (а, б).
У. Прочитайте задание. Итак, нам надо составить выражение к каждому заданию и найти их значения.
– Кто готов прочитать первое задание, подставив значение переменной?
– Второе задание?
– На выбор, по желанию вы можете выбрать и записать решение любого задания.
Проверка: Двое учащихся у доски.
(а) 14 : 2 = 7 (сут) = 1 неделя
(б) 15 · 2 = 30 (ч) = 1 сут 6 ч
У. Кто выполнил задание верно, поставьте на полях + .
II. Открытие нового знания.
1. Задание № 1 стр. 2 (Слайд 4) .
Цель: Соотнести уже имеющиеся знания с новым видом линейной диаграммы.
У. Можете ли вы по таблице и рисунку рассказать, кто победил в этих соревнованиях?
– Как на рисунке изображено время, которое каждый участник затратил на завинчивание люка?
2. Сообщение темы урока. Работа с текстом ! стр. 2 .
а) Значение слова диаграмма (вывешивается табличка Диаграмма). Слайд 5.
б) Столбчатая диаграмма. Слайд 6.
III. Физкультминутка.
Звучит музыка (по щелчку, слайд 7). Приложение 2, Приложение 3
У. Ребята! Аварийный сигнал! Нужен отдых. Давайте наденем скафандры и выйдем в открытый космос.
(Учащиеся делают плавные движения под музыку).
IV. Первичное закрепление.
а) Фронтальная работа.
Стр. 3 зад. 2 (слайд 8 ).
б) Практическая работа в паре.
– По заданной таблице построй столбчатую и линейную диаграммы. Единичный отрезок на диаграмме = 2 ч.
– Составь к диаграммам вопросы и задай их своему соседу.
(Слайд 9).
в) Проверка учащихся. (Слайд 10, 11).
г) У. Ребята, построение диаграммы мы можем применять в разных областях. Например, я построила диаграмму согласно итогам 1-го триместра в нашем классе.
– Посмотрите. Расскажите, что вы видите. (Слайд 12).
– Здесь мы видим круговую и столбчатую диаграммы.
V. Повторение и закрепление пройденного материала.
У. Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам осталось решить одну задачу. Прочитаем ее.
Стр. 4 задача 6. Фронтальная работа. (Слайд 13).
(Устный разбор задачи и запись решения на доске).
Выбор рационального способа решения. (Слайд 14).
S1 = S2
S1 = 2 · 3 = 6 м 2
Sоб = 6 · 2 = 12 м 2
V = a · b · c
V = 12 · 2 = 24 м 3
Ответ: объем контейнера 24 м 3.
VI. Итог урока.
У. Закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали на этом уроке?
– Чему научились?
– Что особенно понравилось вам на уроке?
– Спасибо за урок. Все, кто поставил себе за выполненные задания три плюса, получают оценку 5 за урок.
Молодцы! (Приложение 4, слайд 15).