Урок русского языка "Прилагательные с твердым согласным на конце основы"

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

Организационный момент. Вхождение в тему.

Показ видеофильма “Кулунда”

– Начнём наш урок.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Что значит бережное отношение?

Что ожидаете от урока?

– Представим, что вы вышли на улицу нашего посёлка.

– Каким вы его видите?

– Какой наш посёлок? (чистый, уютный, красивый, зелёный)

– Как назвать эти слова? Что общего у этих прилагательных?

– Что вы знаете о прилагательном?

Формулирование темы и цели урока

Актуализация знаний

– Кто может назвать тему урока? (Прилагательные с твёрдым согласным на конце основы)

– Ваша задача? (учиться наблюдать за окончанием прилагательных)

– Цель нашего урока: продолжать формировать умение определять падеж прилагательного, писать безударное окончание прилагательного.

– Ребята, скажите, а какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны?

(Они помогают описать предмет, делать нашу речь более яркой, выразительной.)

– Предлагаю вам задание.

Работа над темой урока

– Расположите слова по возрастающей степени качества

(1 группа), по убывающей степени качества (2 группа)

Работа в группах

хороший
отличный
замечательный
превосходный
великолепный
прекрасный

Проверка.

В каких случаях можно применить эти слова?

– (Когда говорим о хорошем человеке, поступках)

– Так вот, ребята, в нашей Кулунде много замечательных людей. Так в школе искусств работает местный художник Токаренко В.Ф., который обучает талантливых ребят, учит их мастерству ИЗО творчества. В его мастерской много поделок, которые относятся к разным видам промысла. Вам задание.

– Даны словосочетания. Вы должны определить о каком промысле идёт речь. Вставить окончания и определить падеж. Поставьте себе оценку.

Самостоятельная работа. Ученикам выдаются карточки. (Приложение 1)

Применение интерактивной доски. Показ слайдов.

Хохлома (Рисунок 1)

Т. п.
с природным орнаментом

Д. п.
к спелой ягодке

П. п.
на деревянной ложке

Дымковская игрушка (Рисунок 2)

Д.п.
к веселой барышне

Т.п.
с ярким узором

П.п.
о красочном петухе

Палех (Рисунок 3)

П.п.
о лаковой шкатулке

Т.п.
с миниатюрным портретом

Р.п.
деревенского сюжета

Самооценка.

Проверка.. Используется интерактивная доска.

Вы радуете меня своими успехами.

– Как определяли падеж прилагательного? (по падежу существительного можно определить падеж прилагательного)

– А как проверить безударное окончание прилагательного? (по падежным вопросам прилагательного)

Физминутка

Продолжим трудиться.

-Ребята, у меня в руках газета праздничный выпуск “Новости Кулунды”. В ней столько много интересных историй о людях. Что объединяет этих людей разных профессий? (труд)

– А каким может быть труд? (честным, добросовестным)

– Как вы понимаете слово добросовестный?

– Словарь Репкина даёт такое толкование

Работа со словарём Репкина

Так же это слово из словаря. Его нужно запомнить.

Откройте страницу 17 орфографического словарика и найдите это слово.

Работа с орфографическим словарём Взаимопроверка

(работа в парах)

– Исходя из темы, придумайте задание с этим словом (просклонять)

– 1Вариант Р.п, , Д.п.

– 2 Вариант Д.п., П.п.

Закрепление изученного

– Как проверить безударные окончание прилагательного?

С этим словосочетанием составим предложение.

Добросовестный труд всегда украшает человека.

– Запишем это предложение. И Предложите задание. (разбор по членам предложения, частям речи).

Работа у доски

Проверка. У доски ученик.

Несмотря на то, что наш посёлок не такой уж большой, он богат многими талантливыми и добросовестными людьми.

На карте нашей Родины огромной,

Наш район лишь уголочек скромный

На много вёрст от края и до края

Раскинулась ты Кулунда родная.

/верста – старинная мера длинны 1 км. 06 м/

Выпишите словосочетания существительные с прилагательными и определите их падеж.

Домашнее задание

Дома, ребята, составьте небольшой рассказ о нашей Кулунде. Украсьте предложения прилагательными.

А Маргарите, Вадиму, Серёже, Насте составить предложения по схемам.

Выход на новую тему

– Ребята, а каких вы видете жителей нашего посёлка (доброжелательные, вежливые, умные, счастливые, радостные, добрые, справедливые).

Что вы заметили? (эти прилагательные множественного числа)

На следующем уроке мы будем работать с прилагательными множественного числа.

Рефлексия

– Что было трудным для вас?

– Что нового принес урок?

– А сейчас, ребята, я благодарю вас за знания, за добросовестный труд. Мы трудились замечательно и бережно относились друг к другу.