Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 6-х классов и посвящен одному из основных понятий математики – понятию числа. Хотя ученики знакомятся с ним очень рано, он является довольно трудным и в системе школьного курса математики представлен разрозненными частями. Школьная математика начинается со знакомства с простейшим видом чисел – натуральных, и все последующее изучение математики связано с понятиями различных видов чисел. И это понятно, так как без понятия числа невозможно изложить, а значит, и изучить все другие понятия математики.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, расширяет представление учащихся о числе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои склонности к математике
Основная цель курса – сформировать у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры, систематизировать и расширить знания о числе, показать красоту и необычность простых математических понятий.
Задачи курса:
- формирование навыков умственного труда;
- повышение вычислительной культуры учащихся;
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;
- включение учащихся в поисковую деятельность;
- предоставление возможности оценить свои способности и потребности в предмете.
Тематическое планирование.
Тема | Кол-во часов |
1. Интересные числа. | 2 |
2. Интересные способы умножения чисел:
а) на 11 и на 111; |
6 |
3. Делимость чисел: а) на 2, на 5
,на 3, на 9, на 10 |
4 |
4. НОД двух чисел. Алгоритм Евклида. | 2 |
5. Практикум. | 2 |
6. Итоговое занятие, минииследования. | 1 |
Итого: | 17 |
Содержание курса позволяет ученику любого уровня обученности активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Акцент делается не только на приобретение дополнительных знаний, но и на развитие способности учащихся приобретать эти знания самостоятельно, проявлять свою творческую активность. Занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои наклонности к математике. Основными формами занятий являются приемы современных технологий обучения: мини-исследования, работа в группах, взаимообучение, поиск дополнительной информации, практикум по решению задач.
1. Про каждое число можно рассказать что-то интересное. Каждое число чем-то отличается от других, а чем-то и похоже. Здесь можно рассмотреть описания интересных свойств чисел. Вот некоторые из них:
а) Понятие "отрицательное число" впервые ввел итальянский купец Пизано в 1202 году, обозначая им свои долги и убытки.
б) Если число 111111111 помножить на себя самого, то получится интересное число 12345678987654321 (все числа сначала возрастают, а потом убывают).
в) С какой стороны ни читай, а все квадрат получается
1132 = 12769 |
96721 = 3112 44521 = 2112 48841 = 2212 4498641 = 21212 4456321 = 21112 |
г) Цифровые совпадения
Произведение и сумма некоторых чисел дает в результате числа, состоящие из одинаковых цифр:
9 * 9 = 81 |
18 = 9 + 9; 49 = 2 + 47; 27 = 3 + 24; 499 = 2 + 497; 265 = 2 + 263. 4999 = 2 + 4997; 2965 = 2 + 2963. |
На занятиях нужно давать возможность ребятам приводить свои примеры, проводить мини-исследования и доказывать свои утверждения
2. Здесь надо рассмотреть новые правила умножения, которые облегчать вычисления.
Умножение на 11.
Чтобы умножить любое двухзначное число на 11, просто сложите эти 2 цифры вместе и поместите их сумму посередине.
Например, если вы хотите умножить 53 на 11, сложите 5 + 3, получите восьмерку и разместите посерединке между 5 и 3, и это даст правильный ответ 583.
Если сумма двух цифр равно 10 или более, просто прибавьте это число к левой цифре. Например, если вы хотите умножить 97 на 11, сложите 9+7 = 16. 6 поместите посередине, а 1 прибавьте к 9, что дает правильный ответ – 1067.
Умножение на 111.
Рассмотрим примеры: если сумма цифр меньше 10, то легко умножать на 111, 1111, 11111 и т. д.:
24*111 = 2(2 + 4)(2 + 4)4 = 2664.
36*1111 = 3(3 + 6)(3 + 6)(3 + 6)6 = 39996.
Правило: чтобы число умножить на 111, 1111, 11111 и т. д., надо мысленно цифры раздвинуть на два, на три и т. д. шагов, сложить цифры и записать между двумя раздвинутыми цифрами. Цифры “раздвигаются” и помещается туда столько сумм, сколько единиц во втором множителе, но на одну меньше.
Умножение на 99 выполняется по формуле:
АС * 99 = [АС – (А+1)] * 102 + (102 – С),где С – две (т.к. 99 = 102 – 1) заключительные цифры числа, а А – цифры слева от С.
368 * 99 = (368 – (3 + 1)) * 100 + (100 – 68) = 36400 + 32 = 36432.
Умножение на 999 выполняется по формуле:
АС * 999 = АС – (А + 1)) * 103 + (103 – С),где С – три (999 = 103 – 1) заключительные цифры числа, а А – цифры слева от С.
368 * 999 = (368 – (0 + 1)) * 1000 + (1000 – 368) = 367000 + 632 = 367632.
Быстрое возведение в квадрат чисел, заканчивающихся, на пять и др.
Для этого надо отбросить от числа эту пятерку и умножить на следующее число, а потом приписать 25. Например: 25х25 = 625 (2*3 = 6, приписать 25). 135х135 = (13х14 = 182, приписать 25) 18225.
3. Делимость чисел на 2,на 3, на 5, на 9, на 10 на рассматривается на уроках математики. У многих учеников при прохождении этих тем возникают вопросы: “Есть признаки делимости на другие числа?” В данном курсе рассматриваются признаки делимости на 4, на 8, на 6, на 15, на 12 и на 25 (более простые для уровня 6 го класса). На последнем занятии этого блока нужно рассмотреть примеры с применением всех признаков делимости чисел.
4. Наибольший общий делитель (НОД).
Рассмотреть алгоритм Евклида для нахождения НОД двух чисел.
Литература
- Дьюдени Г.Э. 520 головоломок. М., "Мир", 1975.
- Хонсбергер Р. Математические изюминки. М., Наука, 1992.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксенов. – М.,Аванта + , 2002.
- Биленков А. Д.,Семенов А.В.и др. Я иду на урок, М., “ Первое сентября”,2003