Урок по изобразительному искусству в 5-м классе. Тема "Семеновская красавица"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  1. Обобщить знания по тем “Народные художественные промысла”.
  2. Формировать навыки росписи в традициях народного промысла.
  3. Ознакомить учащихся традиционной росписью семеновской матрешки.
  4. Выявление места декоративного искусства в жизни общества.
  5. Воспитание чувства патриотизма, гордости за художественную культуру своей страны.
  6. Развивать навыки коллективной работы.

Оборудование урока:

Для учителя:

Динамическое панно “На лужайке”, демонстративный материал по теме “Семеновская матрешка” аппаратура для демонстрирования слайдов и прослушивание музыке.

Для учащихся:

Гуашь или акварель, тонкие кисти заготовки для росписи матрешки.

Зрительный ряд:

динамическое панно “На лужайке”, слайды, иллюстрации, фотографии по теме: “Народные художественные промыслы”, “Семеновская матрешка”, образы и элементы росписи матрешки; предметы народных художественных промыслов, матрешки из разных областей России (изделия мастеров), детские работы.

Литературный ряд:

С. Маршак “Веселый счет”, русские потешки, загадки, стихи, пословицы о мастерстве, о труде.

Музыкальный ряд:

Русские народные плясовые мелодии, народные песни в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Все сюда, честной народ!
В гости ярмарка зовет!
Будем на ярмарке
Мы веселиться
Утро всем доброе
Прошу всех садиться!

II. Повторение пройденного материала.

(Звучит запись русской народной песни “Коробейники”) Выбегают 2 скомороха:

1 скоморох:

На ярмарку! На ярмарку!
Спишите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

2 скоморох:

И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!

Учитель:

- Я приглашаю вас, друзья, на веселую ярмарку. Что такое ярмарка? Это – шумный, веселый цирковой балаган, это – пестрые толпы цыган. Здесь медведя на цепи водят людям на потеху и дивование, там – шумный торг идет. Съезжалось на ярмарку много люда разного: купить, продать, себя показать, на людей посмотреть. На ярмарке можно и коня резвого купить, и представление скоморошье посмотреть, и в кулачном бою силушкой похвастается, и невесту присмотреть!

А чего только не купишь здесь: и ситцу на платье, и пряник печатный, и леденец на палочке, и вещи, в хозяйстве не лишние, со всех краев привезенные. Ходишь и диву даешься: неужели вся красота, эта человеческими руками создана? А вы знаете, что это за вещи, откуда привезены?

Подходи честной народ,
Вот черед ваш настает!
- Ну-ка, Ваня, подойди,
В руки ложечку возьми!
Что же это? и откуда
Появилась это чудо?

Ученик: Это - шкатулка, расписная хохламскими узорами.

Учитель:

Ай, да Ваня! Молодец!
Голова - ума ларец!

Ученик 1:

Стоит студеная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А солнечная хохлома
Напоминает нам о лете

Ученик 2:

Грустят деревья и дома,
Невесел минусовый градус,
Но сохраняет хохлома
В рюмашках, плошках, ложкахРадость!

(Н. Глазков)

Учитель:

Ну Наташа подойди,
Хорошенько рассмотри:
Уточка-Мардпуточка
По лугу идет,
Утяток-Мардпутяток
За собой ведет
Ты узнала утку эту?

Ученица: Это - дымковская игрушка

Учитель:

Дымка. В том сомнений нету.
- Оля, выйди да примеряй
Тот платок.
Посмотри-ка:
К лепестку лепесток
Он откуда? Ты знаток?

Ученица:

Это павловский платок.
Маков, роз.

Выходят ученицы с платками на плечах.

Ученица 1:

Разноцветные цветы
Расцвели на ткани
Напечатаны они умелыми руками.

Ученица 2:

В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток
Этот сувенир чудесный
Этот...

Все: Павловский платок!

Учитель:

Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Маков, роз, пионов краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке
На листе из жести.
Догадаться просто вам -
Это роспись...

Все: Жостово!

Ученики читают заранее заученные стихи, держа в руках жостовские подносы.

Ученик 1:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец лака.

Ученик 2:

Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы

(П. Синяевский)

Учитель:

Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись...

Ученица: Гжель.

Учитель:

Молодец!Ответ твой точный
И узор красивый очень!

Ученики демонстрируют гжельскую керамику, читают стихи.

Ученик 1:

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками
Нежными веточками.

Ученик 2:

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.

Учитель:

Нам расскажет о России.
О ее прозрачных далях
Это тонкое искусство,
И его название -...

Все: Полех.

Ученик находят среди изделий народных промыслов палехскую шкатулку.

Ученик 1:

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится сне, хоть в ладони бери
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отсветах зари.

Ученик 2:

Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом наполнился мир.
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил!

Ученик 3:

Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет
Кисти взлетает, как крылья жар - птицы,
Палех рисует России портрет.

 

Учитель: Пока мы товар рассматривали, на ярмарочной площади гармошка заиграла, все в пляс пошли. А что мы с вами сидим?

III. Физкультминутка.

Звучит мелодия русской народной песни "Ах, улица, улица широкая".

Ах, улица, улица широкая,
Травушка-муравушка зеленая (широко развести руки в сторону).
Ай, люли, люли, люли.
Травушка-муравушка зеленая (притопывание).
Как на этой на широкой улицы
Расплясались девицы-красавицы
Ай, люли, люли, люли,
Расплясались девицы - красавицы (руки на пояс, носик - пятка - три притопа)
Разыгрались добры молодцы,
Соревнуются русские богатыри.
Ай, люли, люли, люли,
Разыгрались богатыри (прыжки, бег на месте,движения, имитирующийся кулачный бой).

IV. Бесед а по теме урока.

Учитель: Но на ярмарке народ не только отдыхает и развлекается а каждый норовил какому-либо ремеслу обучиться, мудрость народную постичь. Не зря говорят в народе: “Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться”.

Ученики: А еще говорят: “Ни то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера”.

- Есть хотение – будет и уменье.

Учитель: Вот и мы сегодня поучимся мастерству, мастерству росписи семеновской матрешки. Посмотрите-ка на нее! Уже много лет этой красавице, а она все не старится, и все, так же радует наш глаз своей простой, но необыкновенной красотой.

- Ждет сегодня вас.
О русской красавицы сказ.

(Учитель читает стихи С. Маршака, сопровождая показом матрешки)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут
Кукла первая толста,
Но внутри она пуста.
Разжимается она на две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто там прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!

V. Выступление учащихся поисковых групп (сопровождается демонстрацией слайдов, показом изделий мастеров).

Ученики 1: Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины. Со всеми куклами интересно играть.

Вместе с резиновыми купаться в реку или море. Матерчатые переодевать, пластмассовых купать в кукольной ванне. Тех кукол, у которых открываются и закрываются глаза, укладывать: спать и петь им колыбельную песенку: “Баю-баюшки-баю, баю Олечку мою” (или Машеньку). Я не знаю, как вы назвали вашу куклу.

А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрешки. Много, очень много этих кукол, и продаются они в Москве и в Петербурге, в маленьких городах и в поселках, и в других странах продаются, а называются все одинаково. Все – Матрешки.

Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимаешь верхнюю и увидишь – внутри еще куклу. Такая же матрешка, только поменьше, и она раскрывается.

Бывает матрешка в матрешке – и вес. А иногда шестьдесят в одну ухитряются! Последняя маленькая, с горошину. И все – матрешки!

Бывает матрешка в рост первоклассника.

Первая матрешка появилась почти сто лет тому назад.

Игрушечный мастер В. Звездочкин из города Сергиева Пасада, теперь это город Загорск, сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха.

Так родился ясный радостный образ крестьянских девочек, девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространенное.

Ученики 2: Вот и позвали куклу – матрешка.

С тех пор мастера кукол в Сергиевом Посаде стали вытачивать матрешек на токарном станке. Много – много матрешек отправились по всем городам России и даже в другие страны.

Матрешки сразу всем полюбились. И горожанину, и крестьянину. И бедному и богатому. И детям и взрослым. Каждый радовался игрушке. Уж больно хороша! Проста. Приветлива. Да еще внутри целое семейство прячется.

Так из года в год и делали матрешек. Иногда эти куклы были необычные – то большая крестьянская семья, то знакомые всем герои сказки “Репка”, то могучие богатыри...

И все же самой любимой осталась матрешка. Сегодня ее знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.

И выделывают теперь матрешек столько, что если выставить их рядом, заведут хоровод вокруг всей Москвы.

Как и раньше изготавливают их из липы и березы. Дерево сушат, потом распиливают на бруски. Из брусков вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую – она не открывается. Потом следующую – побольше. Еще побольше, еще – и самую большую.

Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками - “одевают” куклу в пестрый сарафаны, цветастые платки. А потом самое сложное – рисуют лицо: глаза, пунцовые губы, румянец на виду – и “ожила” матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком.

Стоит перед мастерицами сотни матрешек, радуя нежными и яркими красками. И стол, за которым трудятся мастерицы, похож на невиданный цветник.

Теперь этих кукол делают не только в Загорске. Но отличить их друг от друга не трудно: загорские – устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.

Матрешки родом из Семенова – в цветастых фартуках, в желто – красных полушалках.

А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону “разбрасывают” малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройнее.

Но где бы не родились матрешки – все они веселые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые художники.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель: Перед вами лежат заготовки матрешек. Засучите рукава, возьмите в руки кисти да краски по ярче, и создайте свой, неповторимый образ.

Украсить фигурки матрешки традиционными узорами. Девочки расписывают матрешку – девочки, мальчики – кавалера – матрешку – матрешку мальчика. Затем все работы размещаются на панно “На лужайке”, образуя хоровод.

VII. Итоги урока.

Скоморохи:

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Гости у нас потрудились на славу
Видно работа пришлась им по нраву.
Что ж, будьте здоровы, и счастливы будьте
Рисуйте, творите, и нас не забудьте!