Цели и задачи:
Оборудование урока:
Для учителя:
Динамическое панно “На лужайке”, демонстративный материал по теме “Семеновская матрешка” аппаратура для демонстрирования слайдов и прослушивание музыке.
Для учащихся:
Гуашь или акварель, тонкие кисти заготовки для росписи матрешки.
Зрительный ряд:
динамическое панно “На лужайке”, слайды, иллюстрации, фотографии по теме: “Народные художественные промыслы”, “Семеновская матрешка”, образы и элементы росписи матрешки; предметы народных художественных промыслов, матрешки из разных областей России (изделия мастеров), детские работы.
Литературный ряд:
С. Маршак “Веселый счет”, русские потешки, загадки, стихи, пословицы о мастерстве, о труде.
Музыкальный ряд:
Русские народные плясовые мелодии, народные песни в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Все сюда, честной народ!
В гости ярмарка зовет!
Будем на ярмарке
Мы веселиться
Утро всем доброе
Прошу всех садиться!
II. Повторение пройденного материала.
(Звучит запись русской народной песни “Коробейники”) Выбегают 2 скомороха:
1 скоморох:
На ярмарку! На ярмарку!
Спишите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2 скоморох:
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!
Учитель:
- Я приглашаю вас, друзья, на веселую ярмарку. Что такое ярмарка? Это – шумный, веселый цирковой балаган, это – пестрые толпы цыган. Здесь медведя на цепи водят людям на потеху и дивование, там – шумный торг идет. Съезжалось на ярмарку много люда разного: купить, продать, себя показать, на людей посмотреть. На ярмарке можно и коня резвого купить, и представление скоморошье посмотреть, и в кулачном бою силушкой похвастается, и невесту присмотреть!
А чего только не купишь здесь: и ситцу на платье, и пряник печатный, и леденец на палочке, и вещи, в хозяйстве не лишние, со всех краев привезенные. Ходишь и диву даешься: неужели вся красота, эта человеческими руками создана? А вы знаете, что это за вещи, откуда привезены?
Подходи честной народ,
Вот черед ваш настает!
- Ну-ка, Ваня, подойди,
В руки ложечку возьми!
Что же это? и откуда
Появилась это чудо?
Ученик: Это - шкатулка, расписная хохламскими узорами.
Учитель:
Ай, да Ваня! Молодец!
Голова - ума ларец!
Ученик 1:
Стоит студеная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А солнечная хохлома
Напоминает нам о лете
Ученик 2:
Грустят деревья и дома,
Невесел минусовый градус,
Но сохраняет хохлома
В рюмашках, плошках, ложкахРадость!
(Н. Глазков)
Учитель:
Ну Наташа подойди,
Хорошенько рассмотри:
Уточка-Мардпуточка
По лугу идет,
Утяток-Мардпутяток
За собой ведет
Ты узнала утку эту?
Ученица: Это - дымковская игрушка
Учитель:
Дымка. В том сомнений нету.
- Оля, выйди да примеряй
Тот платок.
Посмотри-ка:
К лепестку лепесток
Он откуда? Ты знаток?
Ученица:
Это павловский платок.
Маков, роз.
Выходят ученицы с платками на плечах.
Ученица 1:
Разноцветные цветы
Расцвели на ткани
Напечатаны они умелыми руками.
Ученица 2:
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток
Этот сувенир чудесный
Этот...
Все: Павловский платок!
Учитель:
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Маков, роз, пионов краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке
На листе из жести.
Догадаться просто вам -
Это роспись...
Все: Жостово!
Ученики читают заранее заученные стихи, держа в руках жостовские подносы.
Ученик 1:
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец лака.
Ученик 2:
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы
(П. Синяевский)
Учитель:
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись...
Ученица: Гжель.
Учитель:
Молодец!Ответ твой точный
И узор красивый очень!
Ученики демонстрируют гжельскую керамику, читают стихи.
Ученик 1:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками
Нежными веточками.
Ученик 2:
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Учитель:
Нам расскажет о России.
О ее прозрачных далях
Это тонкое искусство,
И его название -...
Все: Полех.
Ученик находят среди изделий народных промыслов палехскую шкатулку.
Ученик 1:
Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится сне, хоть в ладони бери
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отсветах зари.
Ученик 2:
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом наполнился мир.
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил!
Ученик 3:
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет
Кисти взлетает, как крылья жар - птицы,
Палех рисует России портрет.
Учитель: Пока мы товар рассматривали, на ярмарочной площади гармошка заиграла, все в пляс пошли. А что мы с вами сидим?
III. Физкультминутка.
Звучит мелодия русской народной песни "Ах, улица, улица широкая".
Ах, улица, улица широкая,
Травушка-муравушка зеленая (широко развести руки в сторону).
Ай, люли, люли, люли.
Травушка-муравушка зеленая (притопывание).
Как на этой на широкой улицы
Расплясались девицы-красавицы
Ай, люли, люли, люли,
Расплясались девицы - красавицы (руки на пояс, носик - пятка - три притопа)
Разыгрались добры молодцы,
Соревнуются русские богатыри.
Ай, люли, люли, люли,
Разыгрались богатыри (прыжки, бег на месте,движения, имитирующийся кулачный бой).
IV. Бесед а по теме урока.
Учитель: Но на ярмарке народ не только отдыхает и развлекается а каждый норовил какому-либо ремеслу обучиться, мудрость народную постичь. Не зря говорят в народе: “Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться”.
Ученики: А еще говорят: “Ни то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера”.
- Есть хотение – будет и уменье.
Учитель: Вот и мы сегодня поучимся мастерству, мастерству росписи семеновской матрешки. Посмотрите-ка на нее! Уже много лет этой красавице, а она все не старится, и все, так же радует наш глаз своей простой, но необыкновенной красотой.
- Ждет сегодня вас.
О русской красавицы сказ.
(Учитель читает стихи С. Маршака, сопровождая показом матрешки)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут
Кукла первая толста,
Но внутри она пуста.
Разжимается она на две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто там прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
V. Выступление учащихся поисковых групп (сопровождается демонстрацией слайдов, показом изделий мастеров).
Ученики 1: Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины. Со всеми куклами интересно играть.
Вместе с резиновыми купаться в реку или море. Матерчатые переодевать, пластмассовых купать в кукольной ванне. Тех кукол, у которых открываются и закрываются глаза, укладывать: спать и петь им колыбельную песенку: “Баю-баюшки-баю, баю Олечку мою” (или Машеньку). Я не знаю, как вы назвали вашу куклу.
А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрешки. Много, очень много этих кукол, и продаются они в Москве и в Петербурге, в маленьких городах и в поселках, и в других странах продаются, а называются все одинаково. Все – Матрешки.
Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимаешь верхнюю и увидишь – внутри еще куклу. Такая же матрешка, только поменьше, и она раскрывается.
Бывает матрешка в матрешке – и вес. А иногда шестьдесят в одну ухитряются! Последняя маленькая, с горошину. И все – матрешки!
Бывает матрешка в рост первоклассника.
Первая матрешка появилась почти сто лет тому назад.
Игрушечный мастер В. Звездочкин из города Сергиева Пасада, теперь это город Загорск, сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха.
Так родился ясный радостный образ крестьянских девочек, девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространенное.
Ученики 2: Вот и позвали куклу – матрешка.
С тех пор мастера кукол в Сергиевом Посаде стали вытачивать матрешек на токарном станке. Много – много матрешек отправились по всем городам России и даже в другие страны.
Матрешки сразу всем полюбились. И горожанину, и крестьянину. И бедному и богатому. И детям и взрослым. Каждый радовался игрушке. Уж больно хороша! Проста. Приветлива. Да еще внутри целое семейство прячется.
Так из года в год и делали матрешек. Иногда эти куклы были необычные – то большая крестьянская семья, то знакомые всем герои сказки “Репка”, то могучие богатыри...
И все же самой любимой осталась матрешка. Сегодня ее знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.
И выделывают теперь матрешек столько, что если выставить их рядом, заведут хоровод вокруг всей Москвы.
Как и раньше изготавливают их из липы и березы. Дерево сушат, потом распиливают на бруски. Из брусков вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую – она не открывается. Потом следующую – побольше. Еще побольше, еще – и самую большую.
Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками - “одевают” куклу в пестрый сарафаны, цветастые платки. А потом самое сложное – рисуют лицо: глаза, пунцовые губы, румянец на виду – и “ожила” матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком.
Стоит перед мастерицами сотни матрешек, радуя нежными и яркими красками. И стол, за которым трудятся мастерицы, похож на невиданный цветник.
Теперь этих кукол делают не только в Загорске. Но отличить их друг от друга не трудно: загорские – устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.
Матрешки родом из Семенова – в цветастых фартуках, в желто – красных полушалках.
А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону “разбрасывают” малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройнее.
Но где бы не родились матрешки – все они веселые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые художники.
VI. Самостоятельная работа.
Учитель: Перед вами лежат заготовки матрешек. Засучите рукава, возьмите в руки кисти да краски по ярче, и создайте свой, неповторимый образ.
Украсить фигурки матрешки традиционными узорами. Девочки расписывают матрешку – девочки, мальчики – кавалера – матрешку – матрешку мальчика. Затем все работы размещаются на панно “На лужайке”, образуя хоровод.
VII. Итоги урока.
Скоморохи:
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Гости у нас потрудились на славу
Видно работа пришлась им по нраву.
Что ж, будьте здоровы, и счастливы будьте
Рисуйте, творите, и нас не забудьте!